Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Синхронизируется и оценка общего числа сирот в России. Трудно сказать, действительно ли количество сирот стабилизировалось, но так или иначе, начиная с 2009 года, их число оценивается около 700 тысяч представителями власти и несколько выше (до 1 млн.) – независимыми экспертами. Эта оценка сохраняется и сейчас.
Например, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов заявлял, что по данным его фонда, сирот в России, по крайней мере, на 10% больше, чем указано в государственном докладе 2009 года. То есть - не 731 тысяча, а более 800 тысяч (ситуация 2009-2010 годов). Для сравнения: после второй мировой войны в 1945 году во всем Советском Союзе было 678 тыс. детей-сирот.
Приблизительно с того же 2009 года официально считается, что число детей, находящихся в тяжелой социальной ситуации - около 650 тысяч, но независимые эксперты называют цифры более миллиона и даже более двух. Оценка этой группы потенциальных сирот все еще разнится очень значительно.
Евгений Примаков, президент Благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям», заявил (2010 год), что, по оценкам фонда, «беспризорников, то есть – фактических социальных сирот, в нашей стране насчитывается до 2,5 млн.».
Свою статистику предлагает Прокуратура и МВД. Глава МВД Рашид Нургалиев приводил в своих выступлениях цифру около 2 млн.
В бытность Генеральным Прокурором Российской Федерации (2010 год), Владимир Устинов, выступая на заседании Госдумы, сообщил, что «количество беспризорных детей в России - до 3 млн. человек».
Тогдашний (2010 год) заместитель генерального прокурора, Сергей Фридинский, называл цифру еще большую – 3-4 млн.
Появлялись
и более страшные цифры: «По данным
Института социально-
Итак, мы можем
зафиксировать следующие
Общее количество несовершеннолетних в России: меньше 30 млн.
Сироты – от 731 тыс. (госданные) – до 1 млн. (данные Российского детского фонда и других экспертов).
Беспризорные дети - 2-2,5 млн. (госданные) – до 3-4 млн. (по оценкам Совета Федерации, Прокуратуры РФ и независимых экспертов).
Эти множества детей, разумеется, могут пересекаться, но, так или иначе, получается, что в России в 2010 году суммарно, включая и сирот, было не менее 5 млн. детей, находящихся в острой неблагополучной ситуации! Каждый шестой!
Зная уже
о значительной неточности статистики
сиротства, приведем цифры, характеризующие
2011 год. Официальные источники
За 2010 год выявлено 93 806 детей, сообщает интернет-портал Министерства образования и науки РФ. Однако на этом же сайте мы видим и другие данные: выявлено 101 017 детей. Связано это с использованием различных источников (Росстата и формы РИК) или с различными методами т.н. уточнения статистической погрешности – неизвестно. Однако факт есть факт: очень часто авторы приводят две разные цифры.
Проведенный анализ складывающейся в России ситуации позволяет сделать вывод, что на рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей влияют следующие причины[25, c.38]:
Кроме того, причинами
роста числа детей-сирот и
Безусловно, рост сиротства имеет определенные негативные последствия и, в первую очередь, отражается на жизни самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, занимающихся изучением проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены риску стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность. Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой[12, c.315].
Подобными данными
располагают и другие исследователи.
Результаты проведенных в 2005 г. исследований
показали, что в течение первых
трех лет после выхода из детдома
30% бывших воспитанников привлекались
правоохранительными органами к
ответственности за асоциальное
поведение, 8% совершили уголовно наказуемые
преступления и попали в воспитательно-трудовые
колонии. Более 30% выпускников принимали
участие в уличных драках. Жизнь
остальных сложилась
Распространенность гинекологических патологий у девочек-подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 12-14%. Нарушение психики отмечено у 70% этой категории детей, почти 15% из них - имеют опыт употребления наркотиков и психотропных веществ.
Сиротство, как
фактор, разрушает эмоциональные
связи ребенка с окружающей его
социальной средой, с миром взрослых
и сверстников, развивающихся в
более благоприятных условиях, и
вызывает глубокие нарушения в развитии
личности. По мнению сотрудника Государственного
научного центра социальной и судебной
психиатрии им. В.П. Сербского А. Голика,
стремительный рост числа брошенных
детей «взорвал» детскую
Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. От 85 до 92% воспитанников детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы. Лишь единицы из них поступают в средние и высшие учебные заведения. Слабо проявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит, к неудовлетворению своим социальным статусом[12, c.395].
У воспитанников учреждений интернатного типа формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. «Когда ребенок не освоил социальную роль члена семьи, он не может жить в социуме, не может адаптироваться к условиям самостоятельной жизни», - отметила на круглом столе «Помощь детям-сиротам в России» представитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы Н.А. Новикова.
Действительно, существующая в России сеть учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой систему государственного содержания сирот, сопровождающуюся в той или иной степени изоляцией от общества. В результате, после выхода из стен интернатного учреждения, у их выпускников отмечается низкий уровень способности к социальной адаптации в новых условиях. Между тем, негативные моменты, сопровождающие жизнь нынешних воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа, на фоне все возрастающего их количества, в конечном счете, «выплескиваются» на все российское общество в целом, становятся дополнительным фактором его дестабилизации.
Последствия
социального сиротства для
Анализ информационно-
Серьезным отягчающим
фактором выступает алкоголизация?
в подростковой среде, и особенно
среди безнадзорных и беспризорных
детей и подростков. Решающую роль
в формировании мотивации преступлений
играет обстановка в семье и ее
отрицательное влияние. Длительное
отсутствие определенных занятий у
подростков - социальных сирот, оставивших
учебу, также обуславливает
Криминалистические исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев преступлению социального сироты предшествуют различные сочетания нарушений требований возрастных социальных ролей, общих моральных норм и правовых предписаний. При этом более серьезные нарушения обычно сочетаются с менее значительными.
Анализ литературы по исследуемой теме и изучение практической деятельности учреждений интернатного типа позволяет предположить, что возможными путями решения проблем сиротства могут стать[14, c.125]:
Кроме того, предотвратить многие негативные последствия, обусловленные фактором сиротства, предупредить многие проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники интернатных учреждений, обеспечить им более успешную интеграцию в обществе может развитие их адаптивных способностей как в стенах интернатного учреждения, так и на первых порах становления самостоятельной жизни. Вот почему в работе с данной категорией детей особое место должна занимать технология социальной адаптации.
Рассмотрим основные этапы становления социальной помощи детям сиротам.
Первый этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах. Внутри родовой общины имело место так называемое «приймачество» - усыновление. «Приймать в семью сироту», как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами». Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
Второй этап. Начиная с 10 века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира 1 и второй половины 12 века - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. И второй период - со второй половины 12 века по 13 век включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, который положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите». Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.