Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа
В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации приобретает новое звучание.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. В результате получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.
До окончания школы (9 или 11 классов) дети-сироты находятся в одном пространстве - детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус - воспитанника. На наш взгляд сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу.
Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство - детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения - чужие. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.
Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников) [22].
В современных экономических условиях огромное значение придают экономическому образованию детей. С 1992 года для изучения в школы введены программы: «Введение в экономику» и «Основы экономики и предпринимательства».
Сотрудники детских домов
Основным критерием
В личностной сфере показателем
успешности адаптации является то,
насколько выпускник умеет
Следующая проблема - это обеспечение сирот жильем, полагающимся им по закону. По данным омбудсмена, в Самарской области 1518 совершеннолетних сирот, стоящих в очереди на жилье. В 2009 году администрация выделила для них 345 квартир, а в 2010-м - 430.
Основным нормативным актом, регламентирующим
жилищные правоотношения, является Жилищный
кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает
порядок предоставления жилых помещений
по договорам социального найма
гражданам, состоящим на учете в
качестве нуждающихся в жилых
помещениях. Согласно п. 1 данной статьи
жилые помещения
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159‑ФЗ[1]. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, федеральное законодательство,
помимо внеочередного предоставления
жилья детям-сиротам, определяет еще
и минимальный размер предоставляемого
жилого помещения (не ниже установленных
социальных норм), а также то, на кого
возлагается обязанность
Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки
и попечительства являются органы исполнительной
власти субъекта РФ. Аналогичные нормы
предусмотрены Федеральным
В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 167.
Субсидии перечисляются в
Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия, органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Регламентация предоставления жилья на уровне субъектов РФ.
Рассмотрим проблему возвращения
детей в детские дома после
усыновления или вторичное
Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приемных детей. Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию. Будучи брошенными, второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.
Количество случаев возврата детей обратно в детские дома стремительно растет, и достигло уже нескольких тысяч ежегодно. Так, согласно официальной статистике, в 2009 году было 6136 таких случаев, в 2010 году- 7834 случая, а в 2011 году - уже 8474 случая. Почти все случаи возврата относятся к российским семьям. Например, в 2011 году из российских семей в детские дома было возвращено 8473 ребёнка, а из иностранных - лишь один ребёнок. При этом, количество граждан, бравших на воспитание детей из детских домов снижалось с каждым годом: 129 561 в 2009 году, 113 751 в 2010 году, 90 639 в 2011 году.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила, что подобный «бум возврата» расценивается специалистами как гуманитарная катастрофа.
Большинство детей возвращаются в детские дома по инициативе людей, которым они были переданы на воспитание. Так, в 2010 году 64% детей (5057 из 7834) были возвращены обратно по инициативе их усыновителей, опекунов, попечителей или приёмных родителей. 78% возвращённых детей (6114 из 7834) проживали в семьях, получавших денежные средства за их воспитание (4946 детей под возмездной опекой, 931 ребёнок в приёмных семьях, 237 детей в патронатных семьях).
Как отмечают эксперты, тема вторичного сиротства зачастую умалчивается, из-за развернутой «ударными темпами» государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов в феврале 2012 года заявил, что «большинство детских домов и интернатов в России в ближайшие 5-8 лет закроются, а их воспитанников переведут в приемные семьи».
Согласно некоторым экспертам,
основная причина вторичного сиротства
заключается в том, что вместо
создания полноценной системы подготовки
и профессионального
Коммерческий характер устройства детей в семью привёл к тому, что, как это описала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина: «ради материальных выгод берут ребёнка в семью, а потом с легкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена».
В результате проблема сиротства не решается, а количество детей-сирот увеличивается.
Приёмные родители, как правило, стараются взять на воспитание дошкольников. По достижении приёмными детьми переходного возраста, начиная испытывать трудности в общении с подростками, приёмные родители нередко расторгают договор о воспитании детей и возвращают их обратно в детские дома. А шансы подростков найти новых родителей, в отличие от дошкольников, крайне малы.
Как указывают эксперты, существенные материальные стимулы, в виде выплат до 300 000 рублей при усыновлении ребёнка, выдачи жилищных сертификатов, или заработные платы родителям в размере до 17 000 рублей в месяц за каждого приёмного ребёнка, а также другие льготы, привели к тому, что граждане, желающие улучшить своё материального благосостояние, решают воспользоваться данной возможностью, не обладая при этом какой-либо педагогической подготовкой. Особенную популярность приёмные семьи приобрели в сельской местности России, где уровень зарплат гораздо ниже городских, а приусадебное хозяйство требует лишних рук.
Существующие правила
В некоторых случаях, органы опеки сами вынуждены изымать детей из приёмных семей. Например, за 2008 год, 1261 ребёнок был изъят из семей в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями обязанностей по воспитанию детей; а 48 детей были изъяты из таких семей по причине жестокого обращения с детьми. За 2009 год к уголовной ответственности за преступления в отношении детей, принятых на воспитание, были привлечены 105 граждан России, из них 24 человека - за совершение преступлений, повлекших гибель, либо причинение вреда здоровью приёмных детей.
По мнению экспертов, сокращение числа желающих взять на воспитание ребёнка из детского дома в 2009 году связано с ужесточением правил передачи детей в приёмные семьи и ужесточением уголовных наказаний за ненадлежащее содержание и воспитание детей, а также с волной скандалов вокруг жестокости российских приёмных родителей в начале 2009 года (убийство Данилы Бойко, избиение Глеба Агеева и др.). Оксана Иванникова из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отметила, что в 2009 году 90% материалов в СМИ о приёмных семьях носило крайне негативный характер. По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова «скандалы вокруг жестокого обращения сыграли двоякую роль: с одной стороны, детей защитили, с другой — потенциальных усыновителей напугали».
В Самаре все больше внимания уделяется вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Увеличивается количество приемных семей, усыновленных детей и детей, взятых под опеку.
Это подтвердила и
Чаще всего звонившие