Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

В конце 19, начале 20 в. в России развивалась наука педология. Известными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией "исключительного" детства (одаренные, "трудные" дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии). Утверждали, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а система должна соответствовать природе ребенка.

Педологи переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. В1936 г. педология объявлена "лженаукой" и запрещена.

Первыми социальными  педагогами считают А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, их работа была направлена  на помощь "выбитым из социальной колеи детям"

Интерес к проблематике социальной педагогики  возник в 70-80-х  годах.

В 1990 г. ратифицирована Конвенция  ООН о правах ребенка.

В Конституции РФ записано: "государственная поддержка обеспечивается семье, материнству, отцовству и детству, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты". Принят Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1991 г. в России официально функционирует институт социальной педагогики.

Закон РФ "Об образовании" предусматривает начальное, среднее  и профессиональное образование. В  современной России система образования включает государственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения:

  1. Общеобразовательная школа
  2. Профессиональные учебные заведения (лицеи, техникумы, колледжи, ВУЗ)
  3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы
  4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование (центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, центры для одаренных детей)
  5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, где работают по авторским программам.
  6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, духовные академии.

 

Современная школа  связана с разными организациями:

    • органы социальной защиты семьи и детей
    • правовые органы
    • попечительские советы
    • спонсорские организации
    • учебно-производственные базы и комбинаты
    • внешкольные детские центры досуга и творчества
    • учреждения культуры: театры, музеи, клубы, библиотеки
    • территориальные детские учреждения
    • медицинские детские учреждения
    • дошкольные учреждения
    • неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира)
    • специальные школы и студии

 

Кризис образования

Состояние экономики  сказалось на системе образования. Методы управления страной ориентировались  на количество. Слабая технологическая, производственная и трудовая дисциплина, многочисленный брак, низкий уровень  сельскохозяйственного производства, уравниловка в оплате труда. Человек лишается добросовестного, творческого труда, теряет интерес к квалификации. Теневая экономика разрушила трудовые и нравственные основы общества. Упал престиж педагогического труда.

Уравниловка в школе вылилась в единый уровень знаний, умений, навыков, в единые учебники, единую оплату труда учителей. Увеличилась детская преступность, алкоголизм, наркомания (50 % дошкольников пробовали алкоголь). Увеличилось число больных детей, специальных (коррекционных) школ, реабилитационных центров.

Появились неформальные объединения подростков, увеличилось  число самоубийств среди молодежи.

Кризис системы образования  объясняется тем, что оно перестало  быть приоритетным  направлением в  экономике.

 

 

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

План:

  1. Принцип природосообразности
  2. Принцип культуросообразности
  3. Принцип гуманизма

Принцип в переводе с латинского означает "основа", "начало". Каждая наука руководствуется определенными принципами. Рассмотрим три принципа социальной педагогики - природосообразности, культуросообразности и гуманизма.

Принцип природосообразности

Природосообразность — принцип, согласно которому социальный педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.

Принцип природосообразности  был сформулирован Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика» Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее законам. Строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип  природосообразности был взят в  основу социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал значение воспитанию самой природой, путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Своеобразие теории заключалось в организации воспитания ребенка в естественных, природных условиях.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания - развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это  согласие с природой. В отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866) писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать возрастные, индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен как неизменны назначение и природа человечества».

К. Д. Ушинский (1824-1871) разрабатывая программу по педагогике, обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии

Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащенко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей.

Говоря о принципе природосообразности социальный педагог  должен придерживаться правил:

• учет возрастных особенностей детей;

• учет половых особенностей детей:

• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением  от нормы;

• опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

• развитие инициативы и  самостоятельности ребенка.

 

Принцип культуросообразности

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое  существо, становится личностью, усваивая социальный опыт поведения.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, т.е. культуру.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита  в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других ученых (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) это называется идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

Приобщение ребенка  к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной - сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями, семьи и общества, различных учреждений (школа, детские сады, внешкольные учреждения, молодежные организации и др).  Для детей с нарушениями в развитии разработана своя методика и технология приобщения детей к ценностям культуры.

Восприятия культуры ребенком происходит активно, (детские  ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре). Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление - не норма, а скорее исключение.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения правил:

• учет отклонений ребенка  от нормы при формировании у них  различных видов культур;

• развитие творчества детей  с отклонениями в развитии.

Принцип гуманизма

Слова «гуманизм» и «гуманность» произошли от лат. humanus «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).       

Понятие гуманизма развивается  во взаимосвязи с понятием «человек». Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В.Сухомлинский и др. указывают, что сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

В сочинениях Томаса Мора (1478-  1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. По мнению М. Моитеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

Ведущим проявлением  гуманизма является любовь к детям  и воспитание любви в детях.

Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто вовремя второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли детей на гибель в печах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний выбрал смерть. Когда его уговаривали остаться, как хорошего врача он ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком.

Любовь к детям —  основной смысл жизни В. А. Сухомлинского, не случайно его труд называется «Сердце отдаю детям»; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амонашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфония». 

Задача социального  педагога вместе с другими специалистами (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей.

Гуманистические идеи требуют  особого внимания, если речь о детях с нарушениями в развитии. Это ярко отразил в своих произведениях А. В. Суворов. К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами формирует иждивенческую позицию у этих людей, ориентированную на получение от общества каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Милосердие, как уже  отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней. Милосердие, по мнению А.В. Суворова разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они» - большой мир нормальных людей и « мы » - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура. Гуманизм - это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

То же самое можно  отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети вызывают чувства жалости и сострадания. Дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают  подарки. Но гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих преодолеть проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, терпимость к детским недостаткам.

Итак, принцип гуманизма - это признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество, полноценной самореализации в обществе.

Принцип гуманизма требует  соблюдения следующих правил:

Информация о работе Социальная педагогика