Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
- семья – в семье может сформироваться определенный тип жертвы ( в неполной семье - женщина – мужененавистница).
На индивидуальном уровне виктимизация зависит от темперамента, характерологических черт, степени устойчивости, гибкости человека, развитости у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации. Так, одни сироты считают себя жертвами, а другие – нет. Часто вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, в результате меняется его поведение.
СЕМЬЯ – ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
План
Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев)
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) писал о семейном воспитании:
П.Ф. Лесгафт считал, что ребенок до 7 лет все повторяет за взрослым, а потом вырабатывает собственные нравственные эталоны и оценивает свои поступки.
Воспитание крестьянских детей.
Труд детей определялся возрастом:
в 7 лет - мальчик обрабатывал пашню,
в 8 – носил навоз,
в 9 – убирал хлеб и кормил скот,
в 14 – косил, работал топором.
Девочка в 6 лет пасла цыплят,
8 – оставалась за старшую в семье,
в 10 – умела шить,
в 10-12 – работала в поле,
в 12 – 13 – стирала, доила коров, стряпала.
В 15 -17 – выполняла все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважения к женщине строго соблюдались в крестьянской семье. Сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность – это внушалось с детства. Вымазанные дегтем ворота были позором для девушки и семьи.
Классификация семей (В.С. Торохтий):
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Асоциальные семьи – семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, голодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Функции семьи:
Крепость семьи определяют факторы семейной связи:
Социальные проблемы современной семьи
Семья переживает сложный этап эволюции, снижается её социальный статус, сокращается воспроизводство семьи, стабильный рост числа разводов.
Актуальные проблемы:
Деятельность социального педагога по работе с семьей
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи:
образовательную, психологическую, посредническую (схема)
Образовательная составляющая включает в себя помощь в обучении и воспитании.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение просвещения родителей по следующим вопросам:
Социальный педагог может организовать практические занятия: выработать умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей, этика семейной жизни, адекватное реагирование на проблемные ситуации.
Психологическая составляющая включает в себя социально-психологическую коррекцию и поддержку.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье. Лучше, если она проводится комплексно специалистами: социальным педагогом, психологом, психотерапевтом.
Коррекция межличностных
отношений проводится, если присутствует
психическое насилие над
Посреднический компонент представляет собой помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга (праздники, конкурсы, летний отдых, вставки продажи, благотворительные аукционы, "клуб знакомств")
Помощь в координации направлена на совместное решение проблем:
Другой тип приютов - приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома — «социальная гостиница». Эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.
В настоящее время определилось несколько ситуаций, требующих вмешательства:
• ребенок отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
• ребенок месяцами живет в больнице, но он не сирота, и не может быть помещен в детский дом;
• ребенок попадает в приемник-распределитель;
• подросток убегает из детского дома.
Законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь ограничивается словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т. д.