Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

- семья – в семье может сформироваться определенный тип жертвы ( в неполной семье - женщина – мужененавистница).

 

На индивидуальном уровне виктимизация зависит от темперамента, характерологических черт, степени  устойчивости, гибкости человека, развитости у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации. Так, одни сироты считают себя жертвами, а другие – нет. Часто вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, в результате меняется его поведение.

 

 

СЕМЬЯ – ВЕДУЩИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

План

  1. Классификация семей
  2. Деятельность социального педагога по работе с семьей
  3. Формы социально-педагогической помощи семье

 

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев)

Петр Францевич  Лесгафт (1837 – 1909) писал о семейном воспитании:

  1. Ребенок должен быть окружен атмосферой любви, тогда он сам будет способен любить и делать людям добро.
  2. Воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова и дела, лучше если это мать.
  3. Труд в семье должен быть радостным.
  4. Исключить лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.
  5. Чередовать занятия ребенка: труд с игрой, игру с учением, рисование с лепкой.
  6. Следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.

П.Ф. Лесгафт считал, что ребенок до 7 лет все повторяет за взрослым, а потом вырабатывает собственные нравственные эталоны и оценивает свои поступки.

 

Воспитание крестьянских детей.

Труд детей определялся возрастом:

в 7 лет - мальчик обрабатывал пашню,

в 8 – носил навоз,

в 9 – убирал хлеб и  кормил скот,

в 14 – косил, работал  топором.

Девочка в 6 лет пасла цыплят,

8 – оставалась за  старшую в семье, 

в 10 – умела шить,

в 10-12 – работала в поле,

в 12 – 13 – стирала, доила  коров, стряпала.

В 15 -17 – выполняла  все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважения к женщине строго соблюдались в крестьянской семье. Сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность – это  внушалось с детства. Вымазанные дегтем ворота были позором для девушки и семьи.

Классификация семей (В.С. Торохтий):

  1. по количеству детей: бездетная (инфертильная), малодетная, многодетная.
  2. по составу: неполная, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака.
  3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи.
  4. по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная).
  5. по семейному быту: семья – "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.
  6. по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная).
  7. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.
  8. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная.
  9. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах)
  10. по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления.
  11. по особым условиям семейной жизни: студенческая, дистантная, внебрачная
  12. по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг)
  13. по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная.
  14. по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская индивидуалистическая
  15. по состоянию психического здоровья здоровая семья, невротическая. виктимогенная.

 

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи – семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни,  жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются  безнадзорными, голодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 

Функции семьи:

  1. Репродуктивная и генеративная (рождение детей и продолжение рода)
  2. Воспитательная функция
  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая
  4. Рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка) и психотерапевтическая ("мой дом – моя крепость")
  5. Коммуникативная функция
  6. Гедонистическая функция (функция здорового секса)

 

Крепость семьи  определяют факторы семейной связи:

    • эмоциональная близость
    • физическая близость
    • совместное проживание с его последствиями: совместное ведение хозяйства; совместное воспитание детей
    • юридическая фиксация брака.

 

Социальные  проблемы современной семьи

Семья переживает сложный этап эволюции, снижается  её социальный статус, сокращается  воспроизводство семьи, стабильный рост числа разводов.

Актуальные  проблемы:

  1. Жилищная проблема.
  2. Финансово-экономическая (Не важно сколько денег, лишь бы их было достаточно).
  3. Проблема занятости и безработицы с одной стороны, и  проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой.
  4. Проблема планирования семьи
  5. Проблема внутрисемейной жестокости
  6. Больные дети, дети-инвалиды
  7. Девиации в семье (алкоголики, наркоманы, проституция, бродяжничество)
  8. Развод родителей.

 

Деятельность  социального педагога по работе с  семьей

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи:

образовательную, психологическую, посредническую (схема)

 

 

Образовательная составляющая включает в себя помощь в обучении и воспитании.

К наиболее типичным ошибкам  в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального  педагога предусматривает проведение просвещения родителей по следующим вопросам:

  • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
  • роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
  • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
  • взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детой, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
  • воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
  • социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
  • сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
  • поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
  • особенности воспитания детей с нарушениями в развитии;
  • причины и последствия девиантного поведения, связь здоровья детей с асоциальным пристрастием родителей.

Социальный педагог  может организовать практические занятия: выработать умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей, этика семейной жизни, адекватное реагирование на проблемные ситуации.

 

Психологическая составляющая включает в себя социально-психологическую коррекцию и поддержку.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье. Лучше, если она проводится комплексно специалистами: социальным педагогом, психологом, психотерапевтом.

Коррекция межличностных  отношений проводится, если присутствует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства ребенка, нарушение доверия). Цель: помочь оценить взаимодействия в семье, затем проконсультировать, как сделать взаимодействие более конструктивным в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

 

Посреднический компонент представляет собой помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга (праздники, конкурсы, летний отдых, вставки продажи, благотворительные  аукционы, "клуб знакомств")

Помощь в координации  направлена на совместное решение проблем:

  • передача ребенка на воспитание в приемную семью. Социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться что ребенку там хорошо. Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог должен взаимодействовать сними, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;
  • усыновление ребенка. Оно предоставляет усыновившим родителям права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;
  • помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, - место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем. За этот срок социальные педагоги должны выяснить данные о месте проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов - приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для  несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома — «социальная гостиница». Эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.

В настоящее время  определилось несколько ситуаций, требующих  вмешательства:

• ребенок отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;

• ребенок ночует под  одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

• ребенок месяцами живет  в больнице, но он не сирота, и не может быть помещен в детский  дом;

• ребенок попадает в  приемник-распределитель;

• подросток убегает  из детского дома.

Законы не в состоянии  предусмотреть эти случаи и лишь ограничивается словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т. д.   

Информация о работе Социальная педагогика