Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
• признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения;
• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество;
• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не изолировать их от обычных детей.
НОРМА И ОТКЛОНЕНИЕ
План:
1 Понятия "норма" и "отклонение"
2. Типы отклонений
Понятие нормы имеет более 200 определений.
То, что не соответствует норме, обозначается словом "отклонение"
«...Мы считаем ребенка нормальным:
а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.)
Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.
Г.М. Дульнев и А. Р. Лурия выделили 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка:
Первое важнейшее условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Отклонения могут носить негативный (умственная отсталость; преступность, алкоголизм, наркомания) и позитивный характер (талантливость, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество).
Типы отклонений от нормы:
Физические |
Психические |
Педагогические |
Социальные |
• болезнь; • нарушения зрения; • нарушения слуха; • нарушения опорно-двигательного аппарата
|
• задержка психического развития; • умственная отсталость; • нарушения речи; • нарушения эмоционально- волевой сферы; • одаренность |
• отклонения в получении общего образования; • отклонения в получении профессионального образования
|
• сиротство; • отклоняющееся поведение; алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность |
Педагогические отклонения (дети не получают общего, профессионального образования) возникают когда дети не посещают школу, бродяжничают, прогуливают, не успевают по школьной программе из-за неблагополучия в семье, экологических, социальных катаклизм, когда дети теряют родителей.
Некоторые дети по состоянию здоровья обучаются на дому по основным предметам.
Социальные отклонения связаны с понятием "социальная норма" – это правила, образец действия или мера допустимого поведения людей. Социальные отклонения делятся на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Особая категория – дети - сироты (социальные сироты), которые имеют биологических родителей, но не живут с ними.
В научной литературе изучены проблемы детей с отклоняющимся поведением (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения). В педагогической литературе для этой категории детей используются термины: "трудный", "трудновоспитуемый", "ребенок с девиантным, асоциальным поведением" и др.
Асоциальное поведение – это поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное поведение – противоправное поведение человека.
Для диагностики физических
и психических недостатков
Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят все перечисленные дети: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.
Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений, с другой - на реабилитацию детей.
На рубеже 19 – 20 вв.
сформировалась теория социальной полезности
людей с ограниченными
В Федеральную целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".
Цель программы "Здоровый ребенок" – создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Для этого решаются задачи:
Мероприятия:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
План:
2. Социальные статусы и роли человека
3. Факторы социализации
4. Человек как жертва
неблагоприятных условий
Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.
Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
В различных словарях социализация определяется как:
1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;
2) «процесс усвоения
и дальнейшего развития
3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;
4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».
Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам (длительная болезнь, изоляция, неблагоприятные условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации.
И.С. Кон считает, что понятие "социализация" шире понятия "воспитание". А.В. Мудрик указывает, что социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой в обществе и в процессе контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации в том, что она формирует человека, как члена общества, к которому он принадлежит. Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативиые различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т.д.).
Социально-культурные задачи - познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи с одной стороны предъявляются человеку в вербализованной форме, с другой - воспринимаются им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов окружения. Причем, они не всегда совпадают между собой, и часто противоречат друг другу.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
У личности есть три пути самопознания. Первый — оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либо замечание собеседника) и сложными (например, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры). Второй путь — это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая - делать заключения не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Третий возможный путь - самооценка. Человек делает вывод об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах.
Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте - через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом - чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также и антисоциальные.
2. Социальные статусы и роли человека
Важнейшие характеристики личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли - устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать знаниями. Человек может относиться одновременно к нескольким социальным статусам. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права.