Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

• достойного отношения  общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

• признания права  каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения;

• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество;

• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не изолировать их от обычных детей.

 

 

НОРМА И ОТКЛОНЕНИЕ

План:

1 Понятия "норма"  и "отклонение"

2. Типы отклонений

 

Понятие нормы имеет более 200 определений.

То, что не соответствует  норме, обозначается словом "отклонение"

 

«...Мы считаем ребенка  нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать  при оценке нормальности или анормальности  детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.)

Идеальная норма —  это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее  социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы  функциональной.

 

Г.М. Дульнев и А. Р. Лурия выделили 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка:

Первое важнейшее  условие - «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие - «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие - «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

 

Отклонения  могут носить негативный (умственная отсталость; преступность, алкоголизм, наркомания) и позитивный характер (талантливость, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество).

 

Типы  отклонений от нормы:

Физические

Психические

Педагогические

Социальные 

• болезнь;

• нарушения

зрения;

• нарушения слуха;

• нарушения

опорно-двигательного

аппарата

 

 

• задержка

психического

развития;

• умственная

отсталость;

• нарушения речи;

• нарушения

эмоционально-

волевой сферы;

• одаренность

• отклонения в

получении

общего образования;

• отклонения в

получении

профессионального образования

 

• сиротство;

• отклоняющееся

поведение;

алкоголизм,

токсикомания,

наркомания,

проституция,

беспризорность

безнадзорность,

бродяжничество,

правонарушения,

преступность 


Педагогические  отклонения  (дети не получают общего, профессионального образования) возникают когда дети не посещают школу, бродяжничают, прогуливают, не успевают по школьной программе из-за неблагополучия в семье, экологических, социальных катаклизм, когда дети теряют родителей.

Некоторые дети по состоянию  здоровья обучаются на дому по основным предметам.

Социальные отклонения связаны с понятием "социальная норма" – это правила, образец действия или мера допустимого поведения людей. Социальные отклонения делятся на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Особая категория – дети - сироты (социальные сироты), которые имеют биологических родителей, но не живут с ними.

В научной литературе изучены проблемы детей с отклоняющимся  поведением (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения). В педагогической литературе для этой категории детей используются термины: "трудный", "трудновоспитуемый", "ребенок с девиантным, асоциальным поведением" и др.

Асоциальное поведение – это поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное поведение – противоправное поведение человека.

 

Для диагностики физических и психических недостатков создаётся психолого-медико-педагогическая комиссия (одна на 10тысяч детей). В состав комиссии входят: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, педиатр, физиотерапевт, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог и юрист.

Таким образом, любое  отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят все перечисленные дети: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут преодолеть их  самостоятельно или с помощью семьи.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений, с другой - на реабилитацию детей.

 

На рубеже 19 – 20 вв.  сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение  во многих развитых странах. Суть теории: люди с ограниченными возможностями способны к социально полезной деятельности, т.е. могут материально себя обеспечить, не быть обузой для государства. Кроме того, могут быть источником дешевой рабочей силы, что выгодно государству. Таким образом, очевиден приоритет государства над личностью.

 

В Федеральную  целевую программу "Дети России" входят подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды".

Цель программы "Здоровый ребенок" – создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Для этого решаются задачи:

  • совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
  • совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
  • укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
  • внедрение современных медицинских, образовательных, психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
  • профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;
  • развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Мероприятия:

    • совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка
    • строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений
    • научно-исследовательская работа.

 

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

План:

  1. Основные понятия и сущность процесса социализации.

2. Социальные статусы  и роли человека

3.  Факторы социализации

4. Человек как жертва  неблагоприятных условий социализации

 

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения  индивидом на протяжении его  жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

2) «процесс усвоения  и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;

3) «процесс становления  личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

4) «сложный, многогранный  процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам (длительная болезнь, изоляция, неблагоприятные условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации.

 

И.С. Кон считает, что понятие "социализация" шире понятия "воспитание". А.В. Мудрик указывает, что социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой в обществе и в процессе контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).

 

Сущность социализации в том, что она формирует человека, как члена  общества, к которому он принадлежит. Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего нормативиые различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности и т.д.).

Социально-культурные задачи - познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи с одной стороны предъявляются человеку в вербализованной форме, с другой - воспринимаются им из общественной практики, нравов, обычаев, психологических  стереотипов окружения. Причем, они не всегда совпадают между собой, и часто противоречат друг другу.

Социально-психологические  задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

У личности есть три пути самопознания. Первый — оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либо замечание собеседника) и сложными (например, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры). Второй путь — это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая - делать заключения не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Третий возможный путь - самооценка. Человек делает вывод об  отношениях с окружающими и о своих личностных качествах.

 Самоутверждение личности означает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации одобрялась значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение автономности от взрослых. В ранней юности самоутверждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте - через обретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом - чувства удовлетворения прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также и антисоциальные.

 

2. Социальные  статусы и роли человека

Важнейшие характеристики личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли - устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать знаниями. Человек может относиться одновременно к нескольким социальным статусам. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права.

Информация о работе Социальная педагогика