Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

 

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

 

Итак, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о взаимодействии родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям).

Формы социально-педагогической помощи семье

В зарубежной практике накоплен опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Среди краткосрочных  форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная  модель работы с семьей предполагает оказание помощи в кризисной ситуации (кризис трех лет; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника; 12-17 - период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом, 18-21 - социальное самоопределение).

Поскольку кризисная  ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления.

Независимо от того, какие  проблемы привели к кризисной  ситуации, задача социального педагога — путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.

Для этого социальный педагог оказывает образовательную  помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.

Кроме того, социальный педагог  выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи - восстановлением психики, социальный педагог помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить необходимую помощь.

Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает 4 месяцев.

Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога — создать такие условия.

Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Например, наладить контакты ребенка с отцом и др.

Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей.

Следует подчеркнуть, что  соглашения между социальным педагогом  и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут  не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.

Составление контракта - это один из способов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль еще и тем, что придает их отношениям со специалистом «взрослый», деловой характер.

 

Долгосрочные формы  работы, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и построены на психосоциальном подходе.

Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию

- другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж

- одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может  проводиться со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
  • адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Другой подход допустим в отношении асоциальных семей. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.                  

Патронажи могут быть единичными или регулярными в  зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих  конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование проводится для оказания помощи  здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог  может использовать распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Наряду с индивидуальными  консультативными беседами, могут применяться  групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Социально-психологический  тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

 

Итак, социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет, семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

 

Безнадзорность  и беспризорность несовершеннолетних

План:

    1. Понятия безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения.
  1. Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы
    1. Центры социальной реабилитации

 

Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 № 120 предлагает определения: БЕЗНАДЗОРНЫЙ – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует из-за неисполнения обязанностей родителей, законных представителей или должностных лиц. БЕСПРИЗОРНЫЙ – безнадзорный, не имеющий места жительства.

Среди бродяжничающих беспризорных подростков выделяют три категории:

  1. Подростки, которые пробыли на улице меньше месяца. Они не успели адаптироваться, не утратили надежду на возвращение в семью. Зарабатывают на жизнь путем попрошайничества, сбора бутылок, приворовывают у пьяниц.
  2. Подростки на улице больше месяца (иногда до года). Приобрели опыт  употребления алкоголя, токсических средств, сексуальных связей. Попрошайничеству они предпочитают воровство.
  3. Подростки, покинувшие дом более года назад. Приобрели криминальный опыт, имеют ряд серьёзных заболеваний.

 

Причины беспризорности и безнадзорности:

  1. Социально-экономические (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, миграции, военные конфликты или природные катаклизмы)
  2. Социально-психологические (связаны с кризисом семьи: разводы, потеря родителя, ухудшение климата семьи, грубое отношение к ребенку)
  3. Психологические (увеличение числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения).

 

Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы

В последние годы изданы документы:

1. О принятии безотлагательных  мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, образовательных, иных детских учреждений (письмо министра образования от 06.11.2001 № 1313/28 – 5)

2. Об экстренных мерах  по решению проблем детской  беспризорности и безнадзорности (приказ от 29.01.02 № 237)

3. О создании оперативного  штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности (приказ министра образования от 29.01. 2002 № 238)

4. Об организации работы  по ведению государственного  банка данных о детях, оставшихся  без попечения родителей (приказ  министра образования от 28. 06. 02 № 2482)

5. О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ. рекомендации парламентских слушаний Госдумы ФС РФ.

 

3 октября 2002 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 – 2006 гг. Одной из подпрограмм является "Профилактика безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних" Цель программы: укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Мероприятия подпрограммы:

  • Выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • реализация опытно-экспериментальных проектов.
  • создание теле- радиопередач по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и опыте деятельности центров реабилитации
  • Материальное обеспечение специализированных учреждений (оргтехникой, бытовым оборудованием, спортивным инвентарем), семьи
  • Организация профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Проведение общероссийских и межрегиональных спортивных мероприятий.

Информация о работе Социальная педагогика