Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Состав правления Областного фонда предоставляется на утверждение Губернатору Ульяновской области председателем Областного комитета соц. защиты населения.

Правление областного фонда соц. поддержки населения:

- определяет перспективные и текущие выдачи фонда;

- утверждает бюджеты сметы расходов;

- утверждает отчёты об исполнении бюджетов и смет, а также штатную численность исполнительной дирекции;

- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей;

утверждает положение об исполнительной дирекции фонда и ревизионной комиссии, положение об оплате труда.

Исполнительная дирекция Областного фонда обеспечивает полноту и своевременность поступление средств, осуществляет контроль за использованием направляемых ею ассигнований, решает вопросы деятельности фонда. Исполнительный директор распоряжается имуществом Фонда и представляет его интересы во всех общественных и государственных организациях, утверждает штатное расписание, принимает и увольняет работников Фонда и руководителей подведомственных предприятий и организаций, принимает решение о премировании  стимулировании труда работников Исполнительной дирекции. (Приложение 4).

Отчёт об использовании средств ежегодно публикуется в «Народной газете» и «Мозаике», а также у фонда есть свой сайд в Интернете.

ОФСПН предоставляет отчеты об использовании бюджетных средств в главное управление /31/.

Проблемы деятельности  и перспективы развития  фондов социальной поддержки населения

В настоящее время резервы повышения эффективности деятельности системы фондов социальной поддержки населения можно рассматривать в двух плоскостях – зависящих от внешних факторов, форм и методов деятельности.

Одной из важнейших проблем в деятельности фонда является отсутствия постоянных источников финансирования, прекратилось перечисление средств от приватизации государственной муниципальной собственности.

Актуален для всего сектора, занимающегося социальной помощью, вопрос экономических государственных преференций, а именно льготного налогообложения. Существующая ныне льгота в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль» уменьшает налогооблагаемую прибыль на сумму перечисленных на благотворительность средств, но не более 5%. При этом общая сумма взносов не может превышать 5% облагаемой налогом прибыли. Эта «Льгота» в практической деятельности не играет никакой роли. В то же время, лицо, получившее материальную помощь, в том числе от благотворительных организаций, фондов социальной поддержки в случае её двенадцатикратного превышения минимального размера оплаты труда, включается государством в совокупный облагаемый доход. Так же облагаются подоходным налогом все виды материальной помощи, пособий, выплачиваемые малоимущим.

Таким образом, государство не только не создает условия для аккумулирования денежных средств фондов для оказания помощи малоимущим гражданам, но и изымает часть этих средств дважды: вначале в виде налога на прибыль, который выплачивает фонд, а затем в виде подоходного налога, который выплачивает получивший материальную помощь малоимущим /43/.

Одной из проблем, отражающихся на внутреннем управлении фонда социальной поддержки, является устаревшее Положение. Положение было утверждено 10 лет назад, в 1992году и, учитывая стремительно развивающуюся нормативно – правовую базу Р. Ф. давно устарело. За это время были приняты такие законодательные акты, как новый Гражданский Кодекс Р.Ф. федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности», «О попечительских советах » и других, что повлекло за собой резкую необходимость изменения статуса, как Федерального фонда, так и территориальных фондов. Эту задачу может решить Федеральный закон «О Фондах социальной поддержки населения», принятой с учетом происшедших изменений, как в законодательной базе, так и в формах организации фондов, методов их деятельности.

Примером необходимости изменений в статусе  фондов может служить деятельность их правлений. В соответствии с действующим положением, руководство фондов осуществляет правление и исполнительная  дирекция. Но т. к. исполнительная дирекция работает на профессиональной основе, а правление – на общественных началах, этот орган выполнять руководящие функции эффективно не может Правление формируется по представительному принципу, оно многочисленно и неспособно профессионально рассматривать вопросы жизнедеятельности фонда, особенно предпринимательское направление.

С точки зрения юридической ситуации также выглядит не совсем корректно- новое законодательство трактует правление и дирекцию как исполнительные органы. Нужно ли фонду иметь два исполнительных фонда, а вдобавок прямое руководство со стороны учредителя. Директор фонда должен осуществлять руководство учреждением на принципах единоначалия и подчиняться напрямую заместителю председателя правительства (администрации) по социальным вопросам, но не как председателю правления фонда, а как уполномоченному представителю учредителя и органа исполнительной местной власти.

Проблемой в работе Ульяновского фонда стало отсутствие стратегического планирования. А ведь применяя долголетнее стратегическое планирование, взяв за точку отсчета желаемый результат, например, уменьшение смертности рожениц и новорожденных детей (по данным медицинской статистики за 2001год в Ульяновской области самый высокий процент смертности среди рожениц и новорожденных детей по Р.Ф.).

Проблемой в деятельности фондов соц. поддержки остаются кадры. Компетентные руководители Фондов социальной поддержки населения - большая редкость. Как правило, люди активные и образованные стараются заняться деятельностью в больших городах и адекватно оплачиваемой. Отсутствие специально подготовленных менеджеров для этого вида деятельности порой приводит к печальным результатам. Руководитель фонда должен сочетать в себе черты и навыки, как социального работника, так и бизнесмена, предпринимателя и администратора.

Теоретическое осмысление деятельности фондов, практические наработки, принципы и механизмы их работы также остаются до сегодняшнего времени интеллектуальным личным капиталом ветеранов научно-практических  исследований, какой-либо литературы по этому направлению  нет.

Для эффективного развития фондов социальной поддержки населения необходимо, на взгляд автора, предпринять следующие меры:

1) Установить реальные внебюджетные источники формирования денежных средств ОФСПН.

2) Изменить неблагоприятное для деятельности фондов соц. поддержки и благотворительности вообще налоговое законодательство. Установить:

- освободить от налогов доходы, полученные фондами социальной  поддержки населения;

- освободить от налогов (полное  или частичное) юридических или  физических лиц, жертвующих на благотворительность, в части сумм, передаваемых самим фондам;

-  отменить практику взимания  подоходного налога с материальной  помощи, оказываемой фондами соц. поддержки, благотворительными организациями, независимо от её размеров.

3) Предоставить следующие государственные преференции:

- учреждение  механизма организации товаров, конфискованных таможенной службой, в пользу социально незащищенных граждан через фонды социальной поддержки населения;

- установить льготные тарифы  на перевозки социально-значимых  товаров, осуществляемые фондами  соц. поддержки населения;

Рассматривая круг проблем, зависящего от внутреннего, субъективного фактора, необходимо отметить, прежде всего, недостаточную самоорганизацию фонда, как хозяйствующего субъекта, нерациональную систему управления, отсутствие современных технологий, эффективного менеджмента, связей  с общественностью, корпоративной культуры и др. /43/.

Словом, всего, чем необходимо владеть учреждению, работающему в условиях рыночных отношений. И если с внешними неблагоприятными условиями приходится мириться, как с объективной реальностью, изменить внутренний облик фонда, повысить эффективность его деятельности вполне реально.

    1. Формирование стратегии муниципального развития

Для того чтобы социальные программы заработали в полном объеме,  необходима согласованность между органами социальной поддержки населения и администрацией области, муниципальными властями, своевременное и в полном объеме финансирование социальных программ, изучение социально-экономического состояния области. На мой взгляд для этого необходимо:

  1. Формирование у администрации муниципального органа потребности и необходимости в разработке стратегии устойчивого развития данной территории путём личных контактов с первыми лицами (руководителями) муниципальных образований. Использование результатов положительного опыта структур, осуществлявших ранее работы по разработке стратегий муниципального развития и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов по отдельным направлениям, в том числе работ, осуществляемых в рамках программы «Малые города России».
  2. Формирование у администрации муниципального органа (у подразделения, занимающегося вопросами стратегического развития) банка данных о наличии инфраструктуры, обеспечивающей необходимой и полной информацией о проблемах развития территории. Информация должна быть собрана по всем основным направлениям жизнедеятельности муниципального образования: благополучия и благосостояния населения, благоустройства территории.
  3. Формирование в муниципальном образовании банка данных для анализа и инвентаризации фактического состояния по таким важнейшим направлениям:
  • качество жизни населения,
  • качество социально-экономического саморазвития территории,
  • качество местного самоуправления (состояние организационно-управленческого инструментария и кадров муниципального управления).
  1. Выявление основных факторов воздействия внешней среды на жизнедеятельность муниципального образования. Изучение основных параметров и тенденций по показателям, характеризующим качество жизни, развитие малого предпринимательства и самозанятости населения, уровня активности населения и величины валового регионального продукта; развитие рыночной информационной инфраструктуры и др. Консультации по разработке стратегии развития муниципального образования предполагают наряду с изучением индивидуальных особенностей учёт ряда общих экономических и социальных проблем города или в целом муниципального образования, в том числе:
  • транспортно-коммуникационная отдалённость;
  • состояние объектов историко-культурного наследия;
  • неудовлетворительное состояние коммунального хозяйства и сферы обслуживания;
  • неблагоприятная демографическая ситуация и отток кадров, связанный с ограниченностью местного рынка труда и отсутствием возможности получения высшего образования.
  1. Изучение и выявление влияния факторов внутренней среды на социально-экономическое положение населения муниципального образования. Наличие производственных мощностей, использование местных природных ресурсов, их состояние, уровень образования, квалификации населения, имущественные отношения в основных отраслях экономики, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги населению и др.

Главная задача предварительного этапа сбора информации заключается в том, чтобы на основе её можно было достаточно точно сформулировать цели развития муниципального образования.

На основе полученной на этом этапе информации должны быть определены наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития муниципального образования, в том числе:

а) в чём состоит «уникальность» данного муниципального образования?

б) какова внешняя конъюнктура в отношении к этой «уникальности» (как много конкурентов и насколько это перспективно в будущем)?

в) можно ли на основе этой «уникальности» сформировать экономическую базу самоуправления?

На этом этапе выявляются основные социальные проблемы, которые необходимо решить в будущем.

6. Разработка, согласование  с заинтересованными инстанциями  мероприятий по повышению социально-экономического  уровня муниципального образования, рассмотрения в исполнительных  и представительных инстанциях  муниципальной власти, оценка финансово-материальной обеспеченности и определение исполнителей и сроков реализации мероприятий.

Решению проблем малых городов и муниципальных образований мешает недостаток опыта у органов власти в самостоятельном формировании местного бюджета, в управлении муниципальной собственностью и использовании земельных участков. Стратегия муниципального развития будет направлена прежде всего на использование местных ресурсов и привлечение внешних инвестиций для решения следующих задач, которые могут в последующем служить базой для развития всей экономики муниципальных образований, в том числе:

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения