Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

4 На рынке труда области сегодня уже складывается спрос на высоко-квалифицированных рабочих по ремонту сельскохозяйственной и бытовой техники, специалистов агротехники, зоотехники, знающих новейшие технологии производства, пользователей ПК, менеджеров сельскохозяйственного производства и кадров сельского самоуправления. Необходимо в районных центрах и на селе создавать сеть образовательных структур по обучению и вовлечению молодежи и незанятой в трудовой деятельности части населения и школьников старших классов в предпринимательскую деятельность и самозанятость.

В сфере жилищно-коммунального обеспечения населения

1. В целях усиления роли местных органов следовало бы законодательно закрепить право региональных и муниципальных органов иметь контрольные пакеты акций предприятий, находящихся на данной территории, что позволило бы обеспечивать удовлетворение  жизненных потребностей населения на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

2. Необходимо  ограничить возможность совершения  органами местного самоуправления действий, влекущих за собой продажу имущества и поставить законодательный барьер попыткам «перекачки» муниципальной в другие формы собственности.

3. На основе разрозненных структур, таких как МП «Горэлектросеть», 000 «Межрегионгаз», МП «Водоканал», МП «Ульяновские теплосети», МУЖКХ, ПАТП, МП «Ульяновскэлектротранс», а также предприятий, входящих в настоящее время в состав РАО «ЕЭС России», таких как местные ТЭЦ, котельные, тепловые сети, распределительные электрические сети, но находящихся на территории муниципального образования, необходимо создание единого муниципального жилищно-коммунального хозяйства, основанного на холдинговом принципе хозяйствования.13

4. Диспропорция в росте цен  и тарифов с остротой ставит  проблему выработки научно-обоснованных соотношений основных расходов населения и возобновления  прогнозно-плановой деятельности по разработке натурально-стоимостных балансов потребности в ресурсах и услугах населения на основе социальных стандартов;

5. Необходимо Правительственное  решение о включении расходов  населения на жилищно-коммунальные услуги в состав расчетного прожиточного минимума в данном регионе и признания этого показателя в качестве стандарта жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С 1995 года действует Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами Международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения.

Социальное обслуживание  представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых  услуг  и материальной помощи, проведению   социальной   адаптации   и   реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

Социальное обслуживание основывается на принципах:

 адресности;

-   доступности;

- добровольности;

-  гуманности;

-приоритетности  предоставления социальных услуг  несовершеннолетним находящимся в трудной     жизненной ситуации;

конфиденциальности;

  • профилактической направленности.

В систему социальной защиты входят: государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно - технический прогресс, ориентированных на высокую производительность труда и обеспечение  занятости; изменение роли науки, её большая направленность на решение социальных задач; система социального страхования и пенсионного обеспечения, а так же чётких правовых гарантий по их выплате;   увеличения  потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен, индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен, установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом; материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам; многодетным и неполноценным семьям; финансированием государством подготовки переподготовки кадров и контроль за  их трудоустройством;  обеспечение  определённого  уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экономической защиты, как гаранта социального развития  индивида; налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.   

Группа социально-экономических методов  объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения. Обеспечение  устойчивого роста производства и повышения уровня жизни народа необходимо рационально сочетать с рыночным механизмом регулирования экономики с государственным регулированием на макроуровне и ее сбалансированное развитие на микроуровне и в крупных экономических регионах. Это должно проявляться в политике цен, финансовой и кредитной политике, а так же в области внешнеэкономической деятельности. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависит от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержки его наиболее социально слабых слоёв.

Улучшение социальной среды, устойчивое улучшение качества жизни для всех категорий жителей – главная цель развития города и региона. Доходы населения, заработная плата наемных работников крайне низки, что сдерживает развитие малого бизнеса и создает социальную напряженность в жилищно-коммунальном обслуживании населения, так как низкая активность населения не позволяет создавать бюджеты местных уровней. Следовательно, структуры социальной защиты населения должны заниматься не только управлением, реализацией субсидий, но и изучением и анализом причин такого состояния, а также на единой методологической основе разрабатывать прогнозные документы по повышению качества жизни населения. На их основе должны разрабатываться и среднесрочные программы.

В настоящее время подготовлены предложения по внесению изменений в федеральный Закон. (Дополнение к Закону 1995г. «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»).

В условиях ограниченных ресурсных возможностей экономики государство не в силах за счет одних бюджетных средств обеспечить в полной мере выполнение задач социальной защиты, в том числе даже тех, которые предусмотрены Федеральными Законами «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральными целевыми программами «Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации», «Дети России».Это делает крайне актуальным поиск дополнительных, внебюджетных источников финансирования, ради чего и были созданы Фонды социальной поддержки населения. Республиканский Фонд работает под руководством Министерства труда и социального развития Р.Ф., в сотрудничестве с местными органами социальной защиты населения.

Исполнительная дирекция РФСП работает над дальнейшим повышением уровня лечебно – оздоровительного процесса, реконструкции и развитием оздоровительных учреждений, работающих под эгидой фонда, привлекая для этого дополнительные внебюджетные средства.

Наряду с РФСП в минувшее десятилетие активно развивалась система территориальных фондов. В настоящее время в республиках, краях, областях и автономных образованьях действуют 70 фондов, 56 из них имеют исполнительные дирекции. Территориальные фонды органично вписались в структуру органов социальной защиты населения на местах. Характерная особенность их деятельности – адресность и оперативности в оказании финансовой и материальной поддержке различным категориям граждан.

Большая работа по социальной поддержке нуждающихся граждан  проводится так же муниципальными фондами, которые наиболее приближены  к населению.

Создание системы ФСПН – федерального, территориальных и муниципальных уровней отразило процесс формирования многосубъектности социальной защиты населения.

ФСПН сегодня актуальны, востребованы и полезны. При определённых условиях они как социально – защитная система могут действовать весьма эффективно, что доказано практикой Федерального фонда и целого ряда региональных и муниципальных фондов.

Важную роль в системе социальной поддержки населения играет бизнес. Тема социальной ответственности бизнеса, коммуникаций между бизнесом и обществом активно обсуждается. Спонсорские программы бизнеса – это вклад в развитие нации и государства, в развитие гражданского общества в России. По сути дела, бизнес таким образом формирует среду своего «обитания» - заботится о людях с которыми он работает, об образовании молодежи, которая завтра придет на смену, поддерживает пенсионеров. Во многом, благодаря спонсорству, простые люди начинают одобрять деятельность крупного бизнеса и промышленно- финансовых структур: если компания участвует в решении государственных задач, значит эта компания собирается долго и плодотворно работать. Но для этого спонсорские и благотворительные акции должны осуществляться постоянно и отвечать потребностям общества.

Сейчас в национальном масштабе зарождается принципиально новый взгляд на социальную ответственность, как на систему социального партнерства бизнеса и общества. Компании стремятся систематизировать свою социальную деятельность, сделать её более открытой и понятной. Многие компании считают свои социальные программы инвестициями, проектами по развитию общества, а не просто благотворительными расходами. Бизнес должен быть не только экономически эффективным, но и добросовестным. А добрая совесть формируется не только в материальном мире, но и в мире духовном. Поэтому во многих случаях бизнес берет на себя финансирование тех областей, где испытывает финансовые затруднения государство. При этом бизнес качественно превосходит государственные программы по системе управления.

Для того чтобы социальные программы заработали в полном объеме  необходимо формирование у администрации муниципального органа (у подразделения, занимающегося вопросами стратегического развития) банка данных о наличии инфраструктуры, обеспечивающей необходимой и полной информацией о проблемах развития территории. Информация должна быть собрана по всем основным направлениям жизнедеятельности муниципального образования: благополучия и благосостояния населения, благоустройства территории, формирование в муниципальном образовании банка данных для анализа и инвентаризации фактического состояния по таким важнейшим направлениям:

качество жизни населения,

качество социально-экономического саморазвития территории,

качество местного самоуправления (состояние организационно-управленческого инструментария и кадров муниципального управления).

Выявление основных факторов воздействия внешней среды на жизнедеятельность муниципального образования. Изучение основных параметров и тенденций по показателям, характеризующим качество жизни, развитие малого предпринимательства и самозанятости населения, уровня активности населения и величины валового регионального продукта; развитие рыночной информационной инфраструктуры и др. Изучение и выявление влияния факторов внутренней среды на социально-экономическое положение населения муниципального образования. Наличие производственных мощностей, использование местных природных ресурсов, их состояние, уровень образования, квалификации населения, имущественные отношения в основных отраслях экономики, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги населению и др.

На основе полученной информации должны быть определены наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития муниципального образования, в том числе:

а) в чём состоит «уникальность» данного муниципального образования?

б) какова внешняя конъюнктура в отношении к этой «уникальности» (как много конкурентов и насколько это перспективно в будущем)?

в) можно ли на основе этой «уникальности» сформировать экономическую базу самоуправления?

На этом этапе выявляются основные социальные проблемы, которые необходимо решить в будущем.

Разработка, согласование с заинтересованными инстанциями мероприятий по повышению социально-экономического уровня муниципального образования, рассмотрения в исполнительных и представительных инстанциях муниципальной власти, оценка финансово-материальной обеспеченности и определение исполнителей и сроков реализации мероприятий.

Бюджетное распределение финансовых ресурсов должно осуществляться на основе соблюдения «принципа приоритетов».

 

 

 

 

 

Литература.

1. Конституция Российской Федерации от 12. 12.1993г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30. 11. 1994г.

3. Основы Законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998г.; 20 декабря 2000года)

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации».

5. Федеральный Закон от 02.08.1995г. № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».  

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения