Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)
  • активизация бизнес-структур и малых предприятий;
  • усиление социальной ориентации экономической базы города;
  • повышение технического уровня производственных объектов;
  • поддержка традиционных навыков самобытных производств населения;
  • создание новых рабочих мест, в том числе за счёт активизации самозанятости населения;
  • устранение диспропорций в развитии производственной и непроизводственной сферы;
  • улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства за счёт активизации работ по его реформированию;
  • интеграция экономики города в народное хозяйство области, региона и страны в целом.

Бюджетное распределение финансовых ресурсов должно осуществляться на основе соблюдения «принципа приоритетов».

 

Глава 4 Качество жизни населения Ульяновской области

4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения

 

Понятие качества мы всегда отождествляли с потребительскими свойствами продукции, изделий или услуг, но в экономической науке и в практике планирования социального развития регионов мы используем показатель качества применительно к уровню жизни населения.

Экономические реформы в России имели своим результатом падение реальных доходов населения. Начисленная среднемесячная заработная плата в 2000 г. составила 1500 руб. – в 4,6 тыс. раз больше, чем в 1990 г. Индекс потребительских цен за это время вырос в 16 тыс. раз. Это означает, что номинальная цена главного товара – рабочей силы, упала за 10 лет более, чем в 3 раза. Очевидно, что без увеличения денежных доходов населения, без увеличения покупательной способности  и расширения потребительского спроса в области не может быть осуществлен переход к траектории  экономического роста

В мировой практике  (Программа ООН)  составляется  ежегодный рейтинг «Индекса человеческого развития». Индекс человеческого развития в соответствии с условиями рейтинга ООН складывается из трех параметров: продолжительности жизни, уровня образования (процент людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование) и ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения. По показателю качества жизни в мировом рейтинге 2000 года Россия занимала 62 место. Снижение качества жизни сопровождается резким ухудшением показателя естественной прироста населения России.

Ухудшились основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения. Отношение доходов к прожиточному минимуму населения снизилось в 2,5 раза (рис1, стр 87), численность населения области с денежными доходами ниже прожиточного минимума выросла с 16,3 в 1995 г. до 34,5 % в 1999 г. Поляризация населения по размеру среднедушевых денежных доходов продолжается. Так, если в 1995 г. 20 % населения располагало 36,8 % доходами населения, то в 1998 г. 40,8 % доходов принадлежат пятой части населения.

Эффективность (рентабельность) производства. Во многих отраслях происходит ухудшение использования производственных мощностей, рентабельность по активам с 11,2 % в 1990 г. снизилась до 2,5 % в 1997 г. Причины такого затяжного кризиса в экономике области, очевидно, нельзя рассматривать отдельно от всей экономики страны. Разрушение экономического  пространства  СССР,  стран СЭВ  заложило  долгосрочную основу  экономического  кризиса  в  России, привело к  разрыву устоявшихся хозяйственных связей в поставках продукции промышленности в сферу жизнеобеспечения населения (автобусы, трамваи, продукция легкой, пищевой промышленности и др.), к разрыву взаимных поставок тысяч наименований материалов и комплектующих изделий в сферу производственной кооперации как со странами СЭВ так и с республиками СССР.  Это привело к снижению общих объемов производства  и  к  резкому росту материальных затрат в структуре текущих расходов на производство продукции. Доля их в машиностроении и металлообработке области выросла с 58,2 в 1990 г. до 70,7% в 1998 году. Уменьшение доли затрат на оплату труда в этой отрасли соответственно с 18,7 до 12,3 % не может компенсировать удорожание материальных затрат и рост цен на готовую продукцию этих отраслей, которые за этот период выросли в 8,34 тыс. раз.

Уровень активности населения

Прогнозирование устойчивого развития муниципального образования или региона основывается на соблюдении взвешенного баланса между двумя основными социально-экономическими индикаторами жизнедеятельности населения данной территории: уровня (качества) жизни населения и его экономической активности.

В данном разделе приводятся результаты анализа некоторых показателей, характеризующих активность населения Ульяновской области.

Из рисунка 2 (стр. 88) видны значительные различия в структуре валового национального продукта на душу населения между соседними областями. 

Рисунок 1

Денежные доходы и основные показатели

качества жизни населения Ульяновской области


 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическое положение Ульяновской области в 2002 г. Ульяновский областной комитет государственной статистики. Ульяновск, 2002

 

Величина  созданной населением Ульяновской области новой стоимости на душу населения вдвое меньше, чем в Самарской области и в полтора раза ниже, чем в республике Татарстан и по России в целом. С течением времени эта разница все более увеличивается.

Каковы же основные причины этого?  Анализ основных экономических показателей  показывает, что важнейшими факторами, воздействующими на величину регионального продукта, являются:

  1. Изменение структуры экономики области;
  2. Сокращение объемов производства по отраслям и области в целом;
  3. Снижение уровня квалификации работников;
  4. Темпы НТР и освоение новых видов продукции и технологий;
  5. Структурные изменения категорий хозяйств, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции;
  6. Несоответствие подготовки кадров потребностям рынка труда и др.

Рассмотрим эти и некоторые другие причины более подробно.

Рисунок 2

Валовой региональный продукт (валовая добавленная

стоимость на душу населения, тыс. руб. в год)

 

4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области

В данном пункте приводятся результаты анализа некоторых показателей  уровня жизни и основных параметров, характеризующих качество жизни населения Ульяновской области. Одним из важнейших индикаторов, определяющих уровень человеческого развития, является продолжительность жизни населения. За период с 1990 по 1999 гг. продолжительность жизни населения  Ульяновской области сократилась с 69,6 до 68 лет.  Для   современной России, кроме основного показателя, уместно было бы учитывать еще показатель естественного прироста (убыли) населения. Из рисунка 3 (стр. 89) видно, что с 1992 года сформировался отрицательный баланс прироста населения и Ульяновская область в последние 5 лет теряла по 5,5 тыс.чел. ежегодно. «Русский крест», как обозначили это явление российские СМИ, является негативным социальным явлением, присущим всем регионам России. В России в целом показатель продолжительности жизни также снизился за этот период с 69,2 до 67 лет.  В 2000 г. продолжительность жизни в России на 10 лет  короче,  чем продолжительность жизни населения ведущих стран мира. 

Уровень доходов  населения и прожиточного минимума

Важнейшим показателем, характеризующим качество жизни, который составляет в определенной степени  базу и для оценки уровня образования и  в значительной степени оказывает воздействие на продолжительность жизни, является уровень доходов на душу населения.

Рисунок 3

Естественное движение населения Ульяновской области (на 1000 человек)1

 

 

Однако динамика среднедушевых доходов не характеризует действительное качество жизни без сопоставления ее с уровнем роста цен на потребительские товары и тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги. При сопоставлении их появляется новый показатель – «Прожиточный минимум», который широко используется государственными органами власти как для характеристики качества жизни, так и оказания финансовой помощи дотационным регионам, к числу которых относится и Ульяновская область. Другим показателем, определяющим состояние качества жизни, являются доходы населения. В 1999 г. в области из 1476,7 тыс.чел. населения 463,7 тыс.чел. находились ниже этой черты. Наряду с такими регионами как Пензенская, Волгоградская, Астраханская области и республика Чувашия, Ульяновская область имеет по этому показателю тенденцию к возрастанию (рисунок 4 стр.90)2. Численность бедных и малообеспеченных, расходующих на питание более трети своих доходов, составляет в России 83,2 % . В 2000 г. эти показатели несколько улучшились : на 12,7 % сократилась численность россиян, находящихся ниже черты бедности – они перешли в разряд населения выше черты бедности, недотягивая, однако, до двух прожиточных минимумов. Разница в доходах между наиболее обеспеченными «верхними» и наименее обеспеченными «нижними» 5 процентами населения 24 кратная. Прожиточный минимум не обеспечивается в 43 из 88 российских регионов. Этот показатель в области в последние годы растет значительно быстрее, чем доходы населения, следствием чего является стремительный в последние годы рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (с 16,3 % в 1995 г.до 31,4 % в 1999 г.). Из года в год растет доля расходов населения  на питание (рис. 5, стр.91). С 35,6 % в 1990 г. она выросла до 56,4 % в 1999 г.

Рисунок 4 

Доля населения с доходами

ниже прожиточного минимума

 

 

 

 

 

 

     Уровень бедности в России в 1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

            Уровень бедности в России в 2000 г..


 

 

 

 

Рисунок 5

Динамика структуры потребительских расходов

населения  Ульяновской области  (%)3

           


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Уровень потребительских расходов населения

 

Денежные  расходы на душу населения могут быть признаны одним из важнейших показателей при разработке стандарта качества жизни  населения региона. Показатель «Денежные расходы на душу населения», являясь синтетическим показателем, отражает и уровень доходов и прожиточный минимум данного региона. Этот показатель нельзя рассматривать как единый по России, так как разница в уровне расходов по регионам весьма существенная и имеет тенденцию к росту. Если разница между среднедушевыми денежными доходами между регионами Поволжья в 1990 г. составляла 21,8 %, то к 1999 г. она выросла в 2,1  раза, и в денежных расходах на душу населения с 24 % в 1991 г. она выросла до 348 %, т.е. в 3,5 раза (рис. 5.)4.

 

Рисунок 6

Динамика цен на основные виды

расходов населения, включая жилищно -

коммунальные услуги в г. Ульяновске 5


 

 

 

 

 

 

 

 

При этом денежные расходы на душу населения Ульяновской области за рассматриваемый период выросли в 2,3 раза, а в Самарской области и в Татарстане они выросли соответственно в 5,4  и 3 раза 6.

В 2001 году исполнительная власть г. Ульяновска установила новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги. На рисунке 6 (стр. 92) приведены данные по динамике тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг и важнейших потребительских расходов по сравнению с ростом среднедушевых доходов населения Ульяновска. Обращает на себя внимание тот факт, что самые высокие темпы роста за последние 11 лет сложились по тарифам на водоснабжение и канализацию (41 раз), на горячее водоснабжение (25 раз), расходы на питание (10 раз), на отопление (9 раз).

 

 

За это же время среднедушевые доходы населения выросли всего лишь 6,8 раза, Из всех расходов только расходы на питание население может менять по своему усмотрению(рис.6.).

Активность населения области

Содержание всей экономической системы значительно подорожало. Численность управленческого персонала на финансовое обслуживание, на торговлю выросла в несколько раз, но она не дала адекватной отдачи в национальном доходе.

При сокращении общей численности занятых в экономике области с 725,5 в 1990 г. до с 572,0 тыс. чел. в 1999 г., в отраслях материального производства численность сократилась на 20 % (с 509,2  в 1990 г. до 406,5 тыс. чел.), а в сфере обслуживания экономики выросла на 30 % (с 51,1 до 73,5 тыс. чел.).  Величина созданной населением Ульяновской области новой стоимости на душу населения

вдвое меньше чем в Самарской области и в полтора раза ниже чем в России в целом. 

Можно констатировать, что низкий валовой региональный продукт Ульяновской области связан с низкой экономической активностью населения.

В чем причины столь большой разницы в показателях активности двух

соседних регионов.

Сельская самозанятость

Экономическая ситуация, сложившаяся в последние 10 лет в сельскохозяйственном производстве Ульяновской области, показывает, что сложившиеся в настоящее время структуры, включая и малое предпринимательство, не обеспечивают устойчивое, эффективное развитие сельскохозяйственного производства в области.  В то же время, имеющиеся в области 161,1 тыс. крестьянских подворий, обладая 36,1 тыс. гектарами земли и 2071 крестьянское фермерское хозяйство (85,1 тыс. га), в 2000 году произвели более 40 % сельскохозяйственной продукции области. В личных подворьях населения, включая городское, производится 97 % картофеля, 76 % овощей, 69 % товарного мяса, 55 % молока, 53 % яиц.  Фермерские хозяйства  произвели  5,6 % зерна,  4,4 %  подсолнечника  и  16,6 %   сахарной свеклы7. Экономическим и социальным содержанием этого феномена является сельская самозанятость  населения и  она заслуживает  отношения  к себе как к важнейшему фактору производства сельскохозяйственной продукции на современном этапе.

4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа

Общий социальный, экономический и финансовый кризис, охвативший Россию после распада СССР, привёл к резкому снижению промышленного и сельскохозяйственного производства и в Ульяновской области.

Рисунок 7

Индексы физического объема промышленной

продукции республик и  областей Поволжъя

(в процентах к 1990 г.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из рисунка 7 (стр. 94) видно, что индекс физического объёма промышленной продукции в Ульяновской области, наряду с республикой Татарстан, Самарской и Нижегородской областями, более благоприятен, чем в других республиках и областях, входящих в ассоциацию «Большая Волга».8

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения