Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.
Анализ состояния инновационной деятельности показывает, что в последние годы в области сокращается создание передовой производственной технологии (в 1997 году их было всего лишь 3., а в 1998 г – ни одной). В последнее время наблюдается спад и в выдаче патентов на изобретения (таблица 7), а из этого можно сделать вывод, что научных, конструкторских изысканий стало меньше.
Нет торговых соглашений по технологиям с зарубежными странами. Скрашивает картину лишь рост числа используемых передовых технологий (в 1998 году их число составило – 539 ед.).
Но, по сравнению с данными Самарской области, в Ульяновской области средства в основном идут лишь на совершенствование продукции, технологические изменения на ранее внедренную продукцию (таблица 8, стр 96). Это говорит о торможении НТР и нововведений в нашем регионе, что сказывается на новизне и конкурентоспособности
некоторым регионам Поволжья9
Регионы |
Выдано патентов на изобретения |
Создано передовых технологий |
Использование передовых технологий. | |||
1997 |
1998 |
1997 |
1998 |
1997 |
1998 | |
Респ. Татарстан |
603 |
534 |
43 |
6 |
588 |
649 |
Самарская обл. |
608 |
499 |
64 |
34 |
5202 |
3188 |
Саратовская обл. |
353 |
231 |
29 |
10 |
6166 |
5861 |
Ульяновская обл. |
182 |
357 |
3 |
0 |
506 |
539 |
продукции по степени новизны
(млн.руб, 98-г. тыс.руб)10
Регионы |
Продукция, подвергшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная |
Продукция, подвергшаяся усовершенствованию | ||
1997 |
1998 |
1997 |
1998 | |
Респ. Татарстан |
3004171 |
1241864 |
5098927 |
5895793 |
Самарская обл. |
2179734 |
4314486 |
639701 |
1119582 |
Саратовская обл. |
128017 |
130823 |
76224 |
11972 |
Ульяновская обл. |
554516 |
559179 |
547243 |
1242896 |
Сравнительные показатели расходов на жилищно-коммунальные услуги по некоторым городам Поволжья.
Согласно новым тарифам население Ульяновска должно бы оплачивать 60 % себестоимости жилищно-коммунальных услуг. В денежном выражении квартплата в Ульяновске составила 401 руб. (почти 27 % от средней зарплаты), а в Уфе – 204 руб. (10,5 % от средней заработной платы в Уфе). Ульяновск по всем показателям, кроме средней заработной платы, оставил далеко позади ближайших соседей. Немудрено, что столь резкое повышение тарифов привело ульяновцев в состояние шока. «Расчет себестоимости вызывает сомнения ..» – говорится в обращении профсоюзов к мэру города.
Сегодня региональные и местные бюджеты не сбалансированы между собой, еще более они не сбалансированы с доходами населения на данной территории.
Данные статистики 2000 года показывают, что расходы на питание в общих расходах семей превысили 60 %, а в бедных семьях этот процент еще выше. Питание, одежда и предметы домашнего обихода – это не единственные расходы населения. Зима 2000/2001 гг. показала, что жилищно-коммунальные услуги не менее острой проблемой становятся на очередь. Наряду с северными регионами, Приморским краем Ульяновская область стала на грань остановки теплоподачи. Чтобы как-то покрыть затраты на услуги жилищно-коммунальных служб, администрация Ульяновска предприняла шаги решить эту проблему за счет резкого повышения тарифов, особенно на холодную, горячую воду и отопление.
За счет доходов (рисунок 8.), которыми располагает в настоящее время население Ульяновска, обеспечение квартир теплом, холодной и горячей водой возможно только за счет ухудшения качества питания, что возможно только при замене высококалорийной пищи менее калорийной (хлеб, картофель, капуста, рыба, масло растительное, цельное молоко, сахар).
Рисунок 8
Денежные доходы на душу населения
по регионам Приволжского округа
Такое замещение продуктов питания уже происходит за все последние 10 лет, охватывая все больше и больше число семей. Одновременно идет процесс снижения потребления мяса, молочных продуктов. Происходит сокращение обедов вне дома. Кроме расходов на питание и жилищно-коммунальные услуги население расходует средства на непродовольственные товары, услуги учреждений культуры, услуги в системе образования, включая дошкольное, санитарно-оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и пр., удельный вес которых в общих потребительских расходах сократился от 3 до 5 раз.
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Анализ состояния экономики области позволяет выработать следующие рекомендации, осуществление которых позволило бы совершенствовать работу законодательной и исполнительной властей по повышению социально-экономического уровня развития Ульяновской области:
После десятилетнего застоя можно ожидать оживление инновационной деятельности как в крупной промышленности так и в сфере малого бизнеса. Уже имеются достаточно много примеров, когда научные подразделения, организации, предприятия выходят на уровень российских и зарубежных фондов с инновационными проектами и получают гранды на их реализацию.
С 1996-1997 гг. активно
развивается микропредпринимательство
– индивидуально-
-индивидуальное жилищное строительство и ремонт жилья;
-ремонт техники и транспортных средств;
-развитие хозяйств по выкармливанию скота;
-развитие хозяйств по переработке сельхозпродукции;
-художественные и народные промыслы;
-пошив детской одежды, меховых изделий;
-развитие малых форм предприятий по обработке земли;
-материально-техническое обеспечение торговая деятельность;
Образовательная деятельность. Сегодня далеко не во всех сферах деятельности обеспечивается потребность общества в необходимых кадрах. Несмотря на то, что образовательная деятельность и подготовка кадров в значительной степени расширилась за счет негосударственных учреждений необходимость дальнейшего развития этой сферы остается. Эта сфера оказалась самая динамичная, после финансовой, но далеко не все вопросы тут еще решены. Первое - это то, что учимся с опозданием. Сначала устроили пирамиды (финансовые, имущественные, экономические), а потом начинаем учить тому, как бы их избежать; Второе - за счет чего учить. При росте потребности в несколько раз, систематически происходит сокращение средств на образование и обучение. У предприятий мало средств на переподготовку кадров и многие надеются на предложение рынка труда, но там сегодня готовых кадров нет. Уже возникает дефицит в рабочих кадрах высокой квалификации, во всех государственных и муниципальных организациях на должностях «сидят» кадры дореформенных учреждений. Мы опаздываем в подготовке кадров управления. Служба занятости не может обеспечить переподготовку такого количества кадров, так как до 75 % средств фонда тратится на выплату пособий, а на активную кадровую политику тратится не более 9-10 %.
Улучшение социальной среды, устойчивое улучшение качества жизни для всех категорий жителей – главная цель развития города и региона. Доходы населения, заработная плата наемных работников крайне низки, что сдерживает развитие малого бизнеса и создает социальную напряженность в жилищно-коммунальном обслуживании населения, так как низкая активность населения не позволяет создавать бюджеты местных уровней.
Очевидно, структуры социальной защиты населения должны заниматься не только управлением, реализацией субсидий, но и изучением и анализом причин такого состояния, а также на единой методологической основе разрабатывать прогнозные документы по повышению качества жизни населения. На их основе должны разрабатываться и среднесрочные программы.
В настоящее время подготовлены предложения по внесению изменений в федеральный Закон. (Дополнение к Закону 1995г. «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»).
Этот проект предусматривает:
прогнозные планы составлять сквозные от регионов, отраслей до РФ (в нескольких вариантах);
прогнозы подлежат опубликованию;
разрабатываются раз в 5 лет на 20-летний период;
а среднесрочные – от 3 до 5 лет и корректируются ежегодно;
концепция социально-экономическое развитие РФ направляется
Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.
(она также подлежит опубликованию);
-перечень основных показателей, где отдельно выделяется развитие государственного сектора экономики (получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, и программу повышения использования Федеральной собственности);
-вводятся
индикативные годовые планы
-на основе прогнозов социально- экономического развития, годовых индикативных планов и программ социально-экономического развития субъектов РФ и крупных экономических районов разрабатываются долгосрочные, среднесрочные планы, целевые региональные программы России с учетом особенностей субъектов Федерации.
В сфере сельскохозяйственного производства создать условия, благоприятствующие отечественному товаропроизводителю, в том числе за счет увеличения доли госзаказа (заказа области) в производстве техники для села, в том числе в рамках программы внутриобластной кооперации, в закупке основных видов продукции сельского хозяйства (зерно, мясо, молочная продукция) с установлением подконтрольных государству цен на ГСМ, запасные части и на сельхозтехнику.
Осуществлять конституционное право населения на самоуправление с закреплением права региональных и муниципальных органов иметь контрольные пакеты акций предприятий, находящихся на данной территории, что позволило бы обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей населения на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов.
Наряду с установлением минимальных государственных заказов на основные жизненно-важные для населения данной территории виды сельскохозяйственной продукции создавать с участием регионального бюджета малые машинотехнологические, транспортные и ремонтные структуры, обслуживающие сельскохозяйственное производство на договорной основе, особенно, для личного крестьянского подворья, производящего в настоящее время около половины сельскохозяйственной продукции области, в том числе: 69 % мяса в живом весе, 55 % молока, 53 % яиц, 97 % картофеля и 73 % овощей, ягод и фруктов.11
На основе более благополучных предприятий сельскохозяйственного производства необходимо с участием регионального и муниципального бюджета создавать кустовые агропромышленные холдинги, объединяющие весь комплекс работ: научные исследования и селекционная работа, производство, переработку и реализацию сельхозпродукции, с возложением на них функций по обеспечению на договорной основе слабозащищенных слоев сельского населения (личных крестьянских подворий) кормами для выкрмливания домашнего скота, услугами по вспашке огородов, земельных участков и др.
Учитывая положительный опыт организации сельской самозанятости в области, целесообразно было бы создание специального фонда в бюджете на поддержку сельской самозанятости на принципах работы Фонда поддержки малого предпринимательства на основе конкурса бизнес-планов. 12
Активизация работ по дальнейшему развитию сельской самозанятости целесообразно вести в следующих направлениях:
1 Необходимо усиление работы лизинговых компаний, фирм по обеспечению сельских товаропроизводителей необходимой техникой. Однако, в условиях отсутствия финансовых средств для прямого товарообмена через денежный эквивалент, решением может служить производство и ремонт сельскохозяйственной техники, необходимой сегодня селу, в рамках внутриобластной кооперации с переориентацией имеющихся мощностей производственных предприятий города, а не надеяться только на завоз этой техники из-за пределов региона;
2 Одним из существенных рычагов повышения эффективности производственной деятельности села может рассматриваться создание на основе различных форм собственности, малых форм машинного и транспортного парка по обслуживанию сельскохозяйственных работ населения;
3 Департамент федеральной государственной службы занятости населения области одна из основных государственных структур, осуществляющих в настоящее время финансирование и организацию работ по профессиональной подготовке и переподготовке кадров как для сельского хозяйства так и для экономики области в целом. Средняя по годам доля затрат на финансирование этих работ составляет порядка 10 % от всех затрат Фонда занятости области. Исходя из этого и с учетом централизации региональных фондов занятости следовало бы сохранить десятипроцентный размер финансирования подготовки и переподготовки кадров.
Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения