Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

Уровень реальных доходов  населения зависит от динамики доходов  населения и изменения индексов цен на предметы пот¬ребления и услуги за определенный период. Он может быть ис¬числен также на душу населения.

Под уровнем жизни понимается "совокупность условий жизни (тру-да, быта, досуга) людей, соответствующих  достигнутому уровню об¬щественного производства и обусловленных общественным строем" . Уро-вень жизни отражает объем и структуру потребле¬ния, социальные и произ-водственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру внерабоче-го времени, размеры личной собственности и т.п. В широком понимании эта категория харак¬теризует экономическое положение населения. В узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потреб¬ностей и соответствующий ему уровень доходов. Уровень жизни характе-ризуется системой показателей: объектом реальных до¬ходов на душу насе-ления, уровнем и структурой потребления продовольственных и непродо-вольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на товары народ-ного потребления, ставок квартирной платы, тарифов коммунальных и транспор¬тных услуг, продолжительностью рабочего дня и рабочей недели, жилищными условиями, объемом выплат и льгот из обществен¬ных фондов потребления, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, уровнем рождаемости и др.

Важным показателем уровня жизни является минимальный потреби-тельский бюджет семьи. Он характеризует минимально необходимый уро-вень потребления материальных благ и услуг для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи при дан¬ном уровне развития производительных сил. Он выражает в натуральной и денежной форме минимальные потреб-ности че¬ловека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. За основу набора продуктов питания принимаются разрабо¬танные Институтом питания академии медицинских наук нормативы потребления, соответствующие физиологическим потреб¬ностям человека по их кало-рийности и химическому составу, покрывающие энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развитие детей, сохранения здоровья людей в преклонном возрасте. С уче-том различий в потребностях такие продуктовые наборы разрабаты¬ваются для различных половозрастных групп населения. Они дифференцируются с учетом различий потребностей в матери¬альных благах и услугах, цен, природно-климатических, демог¬рафических, национально-этнических и экологических условий.

Минимальный потребительский  бюджет характеризует структуру  потребления и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе считает минимально допу¬стимым. В настоящее время  прожиточный минимум включает всего 10 основных групп продуктов пи-тания и рассчитывается по разным регионам, разным социально-возрастным группам и в среднем по России.

Минимальный потребительский  бюджет - не просто расчет¬ная вели-чина. Это показатель, затрагивающий благосостояние каждого. Он - точка отсчета бедности. Те, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, в первую очередь нуждаются в государственной поддержке.

Для чего необходимо знать  показатель уровня бедности?

Во-первых, для установления на этой основе размера мини¬мальной заработной платы, ниже которой работодатель не мо¬жет оплачивать труд занятых  у него людей. Уровень минималь¬ной оплаты труда устанавливает-ся законодательно и обязателен для государственных, частных, совмест-ных и всех других видов предприятий, организаций и учреждений. Зарабо-ток, равный минимальному, не облагается налогами.

Во-вторых, для установления размера пенсий, пособий, сти¬пендий, которые не должны опускаться ниже уровня бедности.

В-третьих, минимальный прожиточный  уровень является основой для  установления сметы расходов на содержание граж¬дан в домах для пре-старелых, инвалидов, детей в детских домах и Домах ребенка, больных в больницах, осужденных в исправительно-трудовых учреждениях.

В условиях кризисного развития экономики вынужденно пользуются не показателем прожиточного минимума, а показа¬телем минимальной за-работной платы, ибо на большее у госу¬дарства нет средств.

При стабилизации экономики  размер мини¬мальной заработной пла-ты устанавливается в соответ¬ствии с минимальным потребительским бюджетом, который включает в себя следующие укрупненные группы то-варов и ус¬луг:

1. Продовольственные товары, обеспечивающие полноцен¬ное пита-ние и восстановление способности к труду и воспроиз¬водству.

2. Одежда и обувь. Для  каждого предмета установлены  сро¬ки износа.

3. Предметы санитарии и  гигиены, лекарства.

4. Мебель.

5. Предметы хозяйственного  и бытового обихода.

6. Культтовары. К этой  группе относятся такие дорогостоя¬щие, но необходимые для удовлетворения  духовных потребно¬стей предметы, как телевизор, часы, стиральные  машины и т.п.

7. Услуги жилищно-коммунального  хозяйства.

8. Услуги культурно-просветительского  характера.

9. Услуги службы быта (парикмахерские, прачечные и т.д.).

10. Услуги, оказываемые при  пользовании транспортом.

11. Услуги связи.

12. Табачные изделия.

13. Садово-огородный инвентарь.

14. Особая группа по  удовлетворению потребностей сель¬ских  жите-лей, в частности домашний скот, птица, корма, семена и т.д.

15. Услуги детских дошкольных  учреждений и т.д. Здесь перечисле-ны лишь укрупненные группы, полный же набор товаров и услуг, входя-щих в расчет минимального потре¬бительского бюджета, очень велик.

В условиях высокой инфляции, когда большая часть доходов "съедается" растущими ценами, номинальные денежные доходы не полностью характеризуют уровень жизни населения страны. Одним из важнейших индикаторов уровня жизни в этот период является доля затрат на покупку продовольствия в структуре потребительских расходов.

В условиях рыночной экономики  на смену централизованному регулированию уровня жизни приходят новые методы государственного регулирования уровня жизни: индексация и компенсация.

Индексация - это установленный  механизм автоматической корректировки доходов, позволяющий частично или полностью возместить рост стоимости жизни. Индексацию доходов проводят двумя способами:

а) увеличением доходов  на определенный процент через определенное время - раз в год, раз в квартал;

б) по мере того, как уровень  цен вырастет на заранее оговоренный процент. Этот вариант проведения индексации позволяет более точно улавливать ситуацию на потребительском рынке, ибо цены могут изменяться в течение нескольких дней или не меняться в течение года и т.п.

При этом возмещается не всякое повышение цен. Если то¬вар стал качественнее, лучше и из-за этого возросла его  цена, - это не считается ин-фляционным ростом и не индексиру¬ется.

Индексации подлежат все  виды денежных доходов граждан: зара-ботная плата, пенсии, пособия, стипендии и  другие виды со¬циальных вы-плат, кроме единовременных.

Не индексируются доходы от собственности: акций, паев, недвижи-мости. Исключение составляют проценты по вкладам населения и по госу-дарственным ценным бумагам (облигациям, займам), которые находятся на руках у населения. Сберегатель¬ные банки и другие государственные уч-реждения защищают их самостоятельно, изменяя выплачиваемый процент по вкладам.

Индекс цен - это показатель, выражающий относительное изменение  среднего уровня цен товаров и  тарифов на услуги во времени или  в терри-ториальном разрезе.

При индексации целесообразно  пользоваться индексом прожиточно-го минимума, принятым при определении мини¬мального потребительского бюджета.

Так называемая "формула  индексации" для всех одна: произведение размер денежной выплаты и индекса  потребительских цен и тарифов  на услуги, рассчитанные по ми¬нимальному  потребительскому бюджету.

Источники средств, из которых  осуществляются выплаты по индек-сации:

- работникам предприятий,  организаций и учреждений, на¬ходящихся  на бюджетном финансировании, - из  государственно¬го и местного  бюдже-тов, при этом не ниже, чем в сфере матери¬ального производства;

- гражданам, занятым на  предприятиях и в учреждениях,  работаю-щих на коммерческой основе (арендных, акционерных, совместных или иных), порядок начисления и выплат по индек¬сации определяется при подписании коллективных договоров.

Что касается государства, оно  создает для граждан только одну га-рантию: законодательно запрещает платить за труд меньше установленной минимальной заработной платы, увеличенной в меру роста цен. В осталь-ном любые денежные выплаты по ин¬дексации производятся из собствен-ных средств предприя¬тия, предназначенных на потребление. При наличии прибыли выплаты могут быть выше тех, что установлены государством для других категорий граждан;

- работникам общественных  организаций денежные выпла¬ты  по ин-дексации устанавливаются самой организацией и вып¬лачиваются за счет собственных средств, но не ниже гарантиро¬ванных государством.

Другой мерой регулирования  доходов населения выступает  компен-сация - возмещение расходов населения  отдельных соци¬альных групп  ор-ганами власти в связи в наступившим или ожи¬даемым повышением цен, катастрофами или межнациональными конфликтами. Это социальная по-мощь, устанавливаемая испол¬нительными органами власти для различных групп населения в зависимости от наличия финансовых ресурсов.

Компенсация представляет собой  меньшую опасность с точ¬ки зрения провоцирования инфляции, но вместе с  тем и не со¬здает условий постоян-ной поддержки, характерной для индекса¬ции.

Хотя принцип наделения  каждого доходом, обеспечиваю¬щим  дос-тойную жизнь, получил признание и распространение в большинстве госу-дарств, он носит слишком общий характер и допускает различные толко-вания.

Что касается минимальной  глубины погружения государства  в про-цесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются, до-пустим, потребительские стереотипы: порой лю¬ди привыкают жить в бед-ности, довольствуются малым, считают такие стандарты благосостояния "достойной жизнью" и, в сущно¬сти, не претендуют на бюджетные добавки к доходам. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографи-ческой си¬туации и иных обстоятельств. Необходимо выделить важный момент: именно здесь общество располагает достаточным простором для социального маневра, ориентации на идеологические, политичес¬кие и про-чие ценности. Если, скажем, предпочитается жесткая модель рыночного хозяйства, когда решающая роль в формиро¬вании любых доходов, вклю-чая те, что достаются беднякам, предназначается самому рынку, эта планка удерживается на сравнительно низком уровне. В случае выбора социаль-ного ва¬рианта, предусматривающего сильную коррекцию рыночного рас-пределения, вмешательство государства становится куда бо¬лее основа-тельным.

Гораздо сложнее определить максимально допустимую гра¬ницу уча-стия государства в распределении, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели экономики.

Характерной чертой переходного  периода является проти¬воречие  между нарастанием потребностей в социальной защите населения и  суже-нием ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат, прежде всего, должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, т.е. с учетом критерия эконо-мической эффективно¬сти. Он определяется объемом социальных расходов и разме¬рами отчислений на их финансирование, которые соотносятся со всеми макроэкономическими показателями - валовым обще¬ственным про-дуктом, фондом оплаты труда, доходами населения. Совершенно недопус-тимо безудержное наращивание социальных расходов за пределы налого-вых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефи-цита и инфляции.

Не менее важно и  то, что контингент социально защищае¬мых госу-дарством должен быть ограничен теми, кто по объек¬тивным причинам полностью или частично лишен возможности к самообеспечению.

Величина социального  пособия и сам факт его выплаты  не должны создавать ситуацию, при  которой получение пособия оказывается  пред-почтительнее получения заработной платы.

Если государство, собирая  налоги и передавая их беднякам или  мно-годетным семьям, недопустимо уменьшает доходы тех, кто участвует в создании продукта, оно тем самым ослабляет мо¬тив, стимул работать или вкладывать капитал в развитие произ¬водства. И, чем слабее этот мотив, тем, при прочих равных усло¬виях, ниже эффективность экономики, следо-вательно, скромнее тот объем денежных и материальных ресурсов, кото-рый потом уходит в перераспределение.

Необходимо разграничить общие направления в государ¬ственной социальной политике и те, что характерны для данного конкретного пе-риода.

Общим является постоянное совершенство¬вание законодательства в соответствии с  задачами и функциями системы  социальной защиты насе-ления.

В рыночной экономике неизбежно  возникает неравенство в распре-делении доходов и общественный сектор стандартизирующе воздействует на это. Граждане платят налоги, а взамен по¬лучают услуги общественного сектора или различные пособия, так называемые "трансферты" или "воз-вратные платежи". Это, например, пособия для детей и по безработице, пенсии.

Кроме прямых, имеется немало косвенных методов перера¬спределения доходов, проходящих через налоги и  государствен¬ные расхо-ды. Если, например, малоимущие слои населения под¬вергаются льготному налогообложению, то, даже ничего не по¬лучая из бюджета, они становятся обладателями более высоких доходов, что несколько уменьшает неспра-ведливость рыночного распределения. Аналогично влияет избирательная процедура ра¬спределения бесплатных услуг, когда, скажем, бедняки полу-чают преимущественное право доступа к государственному здравоох¬ранению, государственный контроль над ценами на монополь¬ных рынках и др. Все эти меры, помогая сделать распределение более справедливым, в то же время не оказывают сколько-ни¬будь заметного негативного воздей-ствия на ход рыночных про¬цессов. Кроме того, каждый успех в борьбе с инфляцией можно расценивать как шаг к ликвидации вызванного ею соци-ального неравенства.

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе