Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
Уровень реальных доходов населения зависит от динамики доходов населения и изменения индексов цен на предметы пот¬ребления и услуги за определенный период. Он может быть ис¬числен также на душу населения.
Под уровнем жизни понимается "совокупность условий жизни (тру-да, быта, досуга) людей, соответствующих достигнутому уровню об¬щественного производства и обусловленных общественным строем" . Уро-вень жизни отражает объем и структуру потребле¬ния, социальные и произ-водственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру внерабоче-го времени, размеры личной собственности и т.п. В широком понимании эта категория харак¬теризует экономическое положение населения. В узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потреб¬ностей и соответствующий ему уровень доходов. Уровень жизни характе-ризуется системой показателей: объектом реальных до¬ходов на душу насе-ления, уровнем и структурой потребления продовольственных и непродо-вольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на товары народ-ного потребления, ставок квартирной платы, тарифов коммунальных и транспор¬тных услуг, продолжительностью рабочего дня и рабочей недели, жилищными условиями, объемом выплат и льгот из обществен¬ных фондов потребления, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, уровнем рождаемости и др.
Важным показателем уровня жизни является минимальный потреби-тельский бюджет семьи. Он характеризует минимально необходимый уро-вень потребления материальных благ и услуг для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи при дан¬ном уровне развития производительных сил. Он выражает в натуральной и денежной форме минимальные потреб-ности че¬ловека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. За основу набора продуктов питания принимаются разрабо¬танные Институтом питания академии медицинских наук нормативы потребления, соответствующие физиологическим потреб¬ностям человека по их кало-рийности и химическому составу, покрывающие энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развитие детей, сохранения здоровья людей в преклонном возрасте. С уче-том различий в потребностях такие продуктовые наборы разрабаты¬ваются для различных половозрастных групп населения. Они дифференцируются с учетом различий потребностей в матери¬альных благах и услугах, цен, природно-климатических, демог¬рафических, национально-этнических и экологических условий.
Минимальный потребительский
бюджет характеризует структуру
потребления и уровень
Минимальный потребительский бюджет - не просто расчет¬ная вели-чина. Это показатель, затрагивающий благосостояние каждого. Он - точка отсчета бедности. Те, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, в первую очередь нуждаются в государственной поддержке.
Для чего необходимо знать показатель уровня бедности?
Во-первых, для установления на этой основе размера мини¬мальной заработной платы, ниже которой работодатель не мо¬жет оплачивать труд занятых у него людей. Уровень минималь¬ной оплаты труда устанавливает-ся законодательно и обязателен для государственных, частных, совмест-ных и всех других видов предприятий, организаций и учреждений. Зарабо-ток, равный минимальному, не облагается налогами.
Во-вторых, для установления размера пенсий, пособий, сти¬пендий, которые не должны опускаться ниже уровня бедности.
В-третьих, минимальный прожиточный уровень является основой для установления сметы расходов на содержание граж¬дан в домах для пре-старелых, инвалидов, детей в детских домах и Домах ребенка, больных в больницах, осужденных в исправительно-трудовых учреждениях.
В условиях кризисного развития экономики вынужденно пользуются не показателем прожиточного минимума, а показа¬телем минимальной за-работной платы, ибо на большее у госу¬дарства нет средств.
При стабилизации экономики размер мини¬мальной заработной пла-ты устанавливается в соответ¬ствии с минимальным потребительским бюджетом, который включает в себя следующие укрупненные группы то-варов и ус¬луг:
1. Продовольственные товары,
обеспечивающие полноцен¬ное
2. Одежда и обувь. Для каждого предмета установлены сро¬ки износа.
3. Предметы санитарии и гигиены, лекарства.
4. Мебель.
5. Предметы хозяйственного и бытового обихода.
6. Культтовары. К этой
группе относятся такие
7. Услуги жилищно-коммунального хозяйства.
8. Услуги культурно-
9. Услуги службы быта (парикмахерские, прачечные и т.д.).
10. Услуги, оказываемые при пользовании транспортом.
11. Услуги связи.
12. Табачные изделия.
13. Садово-огородный инвентарь.
14. Особая группа по
удовлетворению потребностей
15. Услуги детских дошкольных
учреждений и т.д. Здесь
В условиях высокой инфляции, когда большая часть доходов "съедается" растущими ценами, номинальные денежные доходы не полностью характеризуют уровень жизни населения страны. Одним из важнейших индикаторов уровня жизни в этот период является доля затрат на покупку продовольствия в структуре потребительских расходов.
В условиях рыночной экономики на смену централизованному регулированию уровня жизни приходят новые методы государственного регулирования уровня жизни: индексация и компенсация.
Индексация - это установленный механизм автоматической корректировки доходов, позволяющий частично или полностью возместить рост стоимости жизни. Индексацию доходов проводят двумя способами:
а) увеличением доходов на определенный процент через определенное время - раз в год, раз в квартал;
б) по мере того, как уровень цен вырастет на заранее оговоренный процент. Этот вариант проведения индексации позволяет более точно улавливать ситуацию на потребительском рынке, ибо цены могут изменяться в течение нескольких дней или не меняться в течение года и т.п.
При этом возмещается не всякое повышение цен. Если то¬вар стал качественнее, лучше и из-за этого возросла его цена, - это не считается ин-фляционным ростом и не индексиру¬ется.
Индексации подлежат все виды денежных доходов граждан: зара-ботная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие виды со¬циальных вы-плат, кроме единовременных.
Не индексируются доходы от собственности: акций, паев, недвижи-мости. Исключение составляют проценты по вкладам населения и по госу-дарственным ценным бумагам (облигациям, займам), которые находятся на руках у населения. Сберегатель¬ные банки и другие государственные уч-реждения защищают их самостоятельно, изменяя выплачиваемый процент по вкладам.
Индекс цен - это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров и тарифов на услуги во времени или в терри-ториальном разрезе.
При индексации целесообразно пользоваться индексом прожиточно-го минимума, принятым при определении мини¬мального потребительского бюджета.
Так называемая "формула индексации" для всех одна: произведение размер денежной выплаты и индекса потребительских цен и тарифов на услуги, рассчитанные по ми¬нимальному потребительскому бюджету.
Источники средств, из которых осуществляются выплаты по индек-сации:
- работникам предприятий, организаций и учреждений, на¬ходящихся на бюджетном финансировании, - из государственно¬го и местного бюдже-тов, при этом не ниже, чем в сфере матери¬ального производства;
- гражданам, занятым на предприятиях и в учреждениях, работаю-щих на коммерческой основе (арендных, акционерных, совместных или иных), порядок начисления и выплат по индек¬сации определяется при подписании коллективных договоров.
Что касается государства, оно создает для граждан только одну га-рантию: законодательно запрещает платить за труд меньше установленной минимальной заработной платы, увеличенной в меру роста цен. В осталь-ном любые денежные выплаты по ин¬дексации производятся из собствен-ных средств предприя¬тия, предназначенных на потребление. При наличии прибыли выплаты могут быть выше тех, что установлены государством для других категорий граждан;
- работникам общественных организаций денежные выпла¬ты по ин-дексации устанавливаются самой организацией и вып¬лачиваются за счет собственных средств, но не ниже гарантиро¬ванных государством.
Другой мерой регулирования доходов населения выступает компен-сация - возмещение расходов населения отдельных соци¬альных групп ор-ганами власти в связи в наступившим или ожи¬даемым повышением цен, катастрофами или межнациональными конфликтами. Это социальная по-мощь, устанавливаемая испол¬нительными органами власти для различных групп населения в зависимости от наличия финансовых ресурсов.
Компенсация представляет собой меньшую опасность с точ¬ки зрения провоцирования инфляции, но вместе с тем и не со¬здает условий постоян-ной поддержки, характерной для индекса¬ции.
Хотя принцип наделения каждого доходом, обеспечиваю¬щим дос-тойную жизнь, получил признание и распространение в большинстве госу-дарств, он носит слишком общий характер и допускает различные толко-вания.
Что касается минимальной глубины погружения государства в про-цесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются, до-пустим, потребительские стереотипы: порой лю¬ди привыкают жить в бед-ности, довольствуются малым, считают такие стандарты благосостояния "достойной жизнью" и, в сущно¬сти, не претендуют на бюджетные добавки к доходам. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографи-ческой си¬туации и иных обстоятельств. Необходимо выделить важный момент: именно здесь общество располагает достаточным простором для социального маневра, ориентации на идеологические, политичес¬кие и про-чие ценности. Если, скажем, предпочитается жесткая модель рыночного хозяйства, когда решающая роль в формиро¬вании любых доходов, вклю-чая те, что достаются беднякам, предназначается самому рынку, эта планка удерживается на сравнительно низком уровне. В случае выбора социаль-ного ва¬рианта, предусматривающего сильную коррекцию рыночного рас-пределения, вмешательство государства становится куда бо¬лее основа-тельным.
Гораздо сложнее определить максимально допустимую гра¬ницу уча-стия государства в распределении, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели экономики.
Характерной чертой переходного периода является проти¬воречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и суже-нием ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат, прежде всего, должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, т.е. с учетом критерия эконо-мической эффективно¬сти. Он определяется объемом социальных расходов и разме¬рами отчислений на их финансирование, которые соотносятся со всеми макроэкономическими показателями - валовым обще¬ственным про-дуктом, фондом оплаты труда, доходами населения. Совершенно недопус-тимо безудержное наращивание социальных расходов за пределы налого-вых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефи-цита и инфляции.
Не менее важно и то, что контингент социально защищае¬мых госу-дарством должен быть ограничен теми, кто по объек¬тивным причинам полностью или частично лишен возможности к самообеспечению.
Величина социального
пособия и сам факт его выплаты
не должны создавать ситуацию, при
которой получение пособия
Если государство, собирая налоги и передавая их беднякам или мно-годетным семьям, недопустимо уменьшает доходы тех, кто участвует в создании продукта, оно тем самым ослабляет мо¬тив, стимул работать или вкладывать капитал в развитие произ¬водства. И, чем слабее этот мотив, тем, при прочих равных усло¬виях, ниже эффективность экономики, следо-вательно, скромнее тот объем денежных и материальных ресурсов, кото-рый потом уходит в перераспределение.
Необходимо разграничить
общие направления в государ¬
Общим является постоянное совершенство¬вание законодательства в соответствии с задачами и функциями системы социальной защиты насе-ления.
В рыночной экономике неизбежно
возникает неравенство в
Кроме прямых, имеется немало
косвенных методов перера¬