Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Закон устанавливает  сочетание двух критериев оп-ределения нуждающихся в социальной помощи со стороны государства:

- среднедушевой доход  семьи (одиноко проживающего гражданина) должен быть ниже прожиточного  минимума;

- причины, по которым  семья (одиноко проживающий гражданин)  имеет дефицит дохода относительно  прожиточного минимума, не должны  зависеть от этой семьи (одиноко  проживающего гражданина), т.е. являют-ся  объективными.

К "независящим от граждан  причинам" следует относить объектив-ные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обративших-ся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катаст-рофы, военные действия.

Необходимо отметить, что  Закон не выделяет каких-либо отдельных  категорий малоимущих семей.

В статье 8 достаточно подробно расписаны процедурные вопросы  оказания государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь назначается на основании  письменного заявления представителя  малоимущей семьи (или личного за-явления малоимущего одиноко проживающего гражданина) решением ор-гана социальной защиты населения по месту жительства семьи заявителя (или самого заявителя, если помощь оказывается одиноко проживающему гражданину). Установление заявительного принципа и определение крите-риев предоставления социальной помощи нуждающимся являются важным принципиальным положением Закона.

Закон предусматривает возможность  обращения не только в собес по месту жительства, но и по месту  пребывания.

В подаваемом от себя лично  или от имени семьи заявлении  указы-ваются сведения о составе семьи, доходах и об имуществе, принадлежа-щем заявителю и членам его семьи, если заявление подается от имени се-мьи. Делается это для того, чтобы органы социальной защиты на местах могли определить степень нуждаемости заявителя (семьи заявителя) в го-сударственной социальной помощи. Как указано в статье 7 Закона, право на получение помощи имеют семьи (одиноко проживающие граждане), имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Специа-листы органа социальной защиты населения, в который обратился заяви-тель, должны доходы всех членов семьи (включая доходы от имущества) разделить на число членов семьи, чтобы определить среднедушевой доход.

В части 4 статьи 8 определено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том  числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством РФ.

Необходимо отметить, что  Закон "О государственной социальной помощи" направлен на строго адресное расходование бюджетных средств, поэтому  устанавливает достаточно жесткие  требования к достоверности и  обоснованности сведений, на основании  которых выносится решение о  на-значении государственной социальной помощи. Документальное подтвер-ждение сведений, необходимых для назначения государственной социаль-ной помощи, предусмотрено в части 3 статьи 8. Организации несут ответ-ственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими до-кументах, в соответствии с законодательством. Более того, органы соци-альной защиты населения вправе не только потребовать от заявителя до-кументальное подтверждение всех сведений о доходах, но и самостоятель-но провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) имущественного положения заявителя (его семьи). Делается это для того, чтобы пресечь возможные злоупотребления со стороны недобросовестных граждан и максимально исключить вероятность незаконного получения бюджетных средств.

В случаях выявления недостоверности  содержащихся в документах сведений, на основании которых было произведено  оказание государст-венной социальной помощи, организация, выдавшая эти документы, воз-мещает соответствующему органу социальной защиты населения стои-мость этой помощи. При отказе в добровольном возмещении убытков ор-ганы социальной защиты населения должны принять меры к их возмеще-нию в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 9 основанием для отказа в назначении го-сударственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Отказ может быть обжалован в административном или судебном порядке.

Статья 10 Закона определяет основания для прекращения оказания государственной социальной помощи органом социальной защиты: изме-нение в составе семьи, доходах и имуществе, о чем заявитель обязан извес-тить орган социальной защиты населения, который назначил государст-венную социальную помощь, в двухнедельный срок, либо установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представ-ленных заявителем сведений.

После того как орган социальной защиты населения в установленном  порядке определит обоснованность заявления на государственную соци-альную помощь, принимается решение о назначении помощи в размере, определенном законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов мало-имущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Эта норма предусмотрена статьёй 11 Закона.

В соответствии со статьёй 12 Закона государственная социальная помощь может оказываться как  в денежной форме, так и в натуральном  виде. При этом Закон предусматривает  обеспечение органов местного са-моуправления соответствующими бюджетными ресурсами для исполнения передаваемых им расходных полномочий.

Согласно Закону, средства местных бюджетов являются источника-ми оказания государственной социальной помощи наряду со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Одновременно в части 2 статьи 12 уточняется, что оказание государственной социальной помощи осуществляется органами местного самоуправления в пределах передавае-мых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об осно-вах социального обслуживания населения в Российской Федерации" да-ны основные понятия, которые определяют сущность социального обслу-живания. Она определяется как деятельность социальных служб по соци-альной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и ма-териальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труд¬ной жизненной ситуации.

К социальным службам отнесены предприятия, учреждения не¬зависимо  от форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического ли-ца.

Важное значение имеет  определение Законом понятия "трудная  жиз-ненная ситуация", поскольку оно является основополагающим для оказа-ния социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, кото-рая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в свя¬зи с преклонным возрастом, бо-лезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченость, безработица, от-сутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Законом определяется, что  в зависимости от форм собственно¬сти со-циальные службы относятся к государственным, муниципальным или службам иных форм собственности. Важным является положение о том, что государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб не-зависимо от форм собственности.

В статье 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания:

• адресность - оказание социальных услуг не по принципу отноше-ния к отдельным группам населения, а по принципу нуждаемости конкрет-ного клиента;

• доступность - услуги должны быть максимально приближены к клиентам территориально и быть в необходимом  ассортименте;

• добровольность - услуги не могут оказываться вопреки воли граж-данина за исключением случаев, когда речь идет об уг¬розе жизни и безо-пасности, прежде всего детей, пожилых и инвалидов;

• гуманность - человек в  трудной ситуации прежде всего нуж¬дается в заботливом, внимательном отношении к себе;

• приоритетность предоставления социальных услуг несовер¬шеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуа¬ции;

• конфиденциальность - неразглашение  тайны клиента, бе¬режное от-ношение к его чувствам;

• профилактическая направленность - помощь должна быть оказана не только в то время, когда человек уже  попал в трудное положение, но она должна способствовать недопущению  такого положения.

Закон обязывает осуществлять социальное обслуживание в со¬ответствии  с государственными стандартами, определяющими  основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Стандарты утверждаются Правительством России и являются обязательным для социальных служб всех форм собственности.

Важнейшее положение Закона - установление права граждан на со-циальное обслуживание в государственной  системе служб по основным видам, определяемым законом: материальная помощь, социальное обслу-живание на дому, в  стационарных учреждениях, предоставление времен-ного приюта, организация временного пре¬бывания в учреждениях соци-ального  обслуживания, консультатив¬ная помощь, реабилитационные услу-ги инвалидам, лицам  с огра¬ниченными возможностями  и гражданам с асо-циальным поведе¬нием.

В соответствии с Законом  социальное обслуживание осуществ¬ляется  бесплатно или за плату в порядке, установленном Прави¬тельством  Россий-ской Федерации. Определены общие основания для бесплатного обслужи-вания: неспособность к самообслужива¬нию в связи с преклонным возрас-том, болезнью, инвалидностью при условии отсутствия у обслуживаемого родственников и его малообеспеченности, ситуации, порожденные безра-ботицей, стихий¬ными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэт-ничес¬кими конфликтами. Бесплатные услуги оказываются также несо¬вершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе опре¬делять дополни-тельные основания для оказания социальных услуг. Статья 17 Закона оп-ределяет перечень учреждений социального об¬служивания, на деятель-ность которых он распространяется: комплексные центры, центры соци-альной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры социально-педагогической помощи, дома ночного пребывания, стационарные учреж-дения социального обслуживания и др. Закон устанавливает, что деятель-ность негосу¬дарственных и немуниципальных социальных служб подле-жит ли¬цензированию в порядке, утвержденном Правительством Российс¬кой Федерации. В Законе определены порядок управления соци¬альными службами, дается разграничение полномочии федераль¬ных органов и ор-ганов власти субъектов Федерации в области со¬циального обслуживания населения.

Важное значение имеет раздел Закона, определяющий ресурс¬ное обеспечение социальных служб. В частности, указывается, что данные службы в порядке, установленном законодательством, обеспечиваются зе-мельными участками, имуществом, а их финансиро¬вание осуществляется из средств федерального бюджета, государственных - из бюджета субъекта Федерации, муниципальных - из местного бюджета, иных форм собствен-ности - из источников, предусмотренных учредительными документами. Закон разрешает в качестве дополнительных источников привлекать сред-ства, посту¬пающие от целевых социальных фондов, кредиты банков и дру-гих кредиторов, доходов от предпринимательской деятельности самих уч-реждений (она должна осуществляться только в соответствии с уставными целями), от ценных бумаг, плату за социальные услуги, благотворительные взносы и т.п. В Законе подчеркивается, что льготы и гарантии социальным работникам, устанавливают федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим подтвер¬ждается, что медицинские работники государственных служб, не¬посредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных для медицинских работников государст-венных учреждений здраво¬охранения. На сотрудников государственных социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реаби-литацию не¬совершеннолетних, распространяются льготы, предоставляе-мые законодательством педагогическим кадрам образовательных учреж¬дений для детей-сирот, детей, оставшихся на попечении родите¬лей, и спе-циальных учебно-воспитательных учреждении для несовершеннолетних.

Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собст-венности устанавливаются их учредителями самостоятельно.

Закон устанавливает ответственность  за его нарушение, поря¬док об-жалования действий (бездействия) социальных служб в орга¬нах государст-венной власти, местного самоуправления или через суд.

Важное значение для совершенствования  социального обслужи¬вания имеет  Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социаль-ном обслу¬живании граждан пожилого возраста и инвалидов".

В Законе определены формы  социального обслуживания:

• социальное обслуживание на дому;

• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневно-го (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;                                     

• стационарное социальное обслуживание в стационарных уч¬реждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях  социального обслуживания независимо от их наиме-нования);

• срочное социальное обслуживание;

• социально-консультативная  помощь.

Закон определяет права граждан  пожилого возраста и инвалидов в  сфере социального обслуживания, меры по организации социального  об-служивания граждан пожилого возраста и инвалидов государственном, муниципальном и негосударственных секторах социального обслужива-ния.                                 

Впервые в Законе Российской Федерации регламентируются вопро-сы профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.

Что же касается документов, непосредственно затрагивающих  тему дипломной работы, т.е. регулирующих социальную работу с малоимущи-ми на селе, то нельзя назвать каких-либо конкретных нормативно-правовых актов.

Можно выделить Федеральный  закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ "О  государственном регулировании  агропромышленного производ-ства". В статье 19 закона, которая называется "Государственная поддерж-ка социальной сферы села", говорится, что "государственная поддержка развития социальной сферы села из федерального бюджета осуществляет-ся в соответствии с федеральными целевыми программами в области раз-вития социальной сферы села, а также в виде дотаций, предоставляемых местным бюджетом, в порядке, установленном действующим законода-тельством" .

Можно также отметить Постановление  Минтруда РФ от 27 июля 1999 года № 32 "Об утверждении Методических рекомендаций по ор-ганизации деятельности государственного (муниципального) учрежде-ния "Комплексный центр социального обслуживания населения". В этом документе даются рекомендации по организации деятельности КЦСО и приводятся нормативы по количеству обслуживаемых лиц как в город-ской, так и в сельской местности .

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе