Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
Стратегия активной социаль¬ной
политики неодинакова на различных
этапах экономической реформы, что
определяется целями и содержанием
осуществля¬емых
На этапе кризисного развития первостепенное значение приобретают следующие задачи:
- социальная поддержка
наименее защищенных групп лю¬
- введение системы минимальных гарантий, нормативов и разработ-ка Закона о минимуме стандартной жизни;
- поиск внутренних ресурсов для нормальной деятельности отраслей, проводящих социальную политику - здравоохранение, образование, соци-альное обеспечение;
- постепенное вовлечение
средств населения в финансиро¬
- наряду с обязательным
государственным страхованием
- бесплатное наделение
земельными участками в первую
очередь бедных семей, чтобы
они могли пополнить семейный
бюджет продуктами
- индексирование доходов
и компенсирование расходов ма¬
- введение для бедных
государственной продажи в
- развитие системы ипотеки
(залога), предоставление креди¬та
для приобретения вещей,
На этапе восстановления на первый план выходит создание предпо-сылок для устойчивого функционирования рынка труда и развития соци-альной сферы стабилизации демографической си¬туации, что потребует увеличения доли накопления как источ¬ника внутренних инвестиций через дальнейшее развитие соот¬ветствующих финансовых институтов (пенсион-ные фонды, раз¬личного рода страховые компании). При этом развиваются на¬правления:
- реализация и повышение
эффективности утвержденных
- постепенное, по мере выхода из кризиса и роста реальных доходов, увеличение доли платности в социальной сфере;
- повышение роли
- децентрализация
- привязка размеров социальных пособий к черте бедности, а не к минимальной зарплате;
- дифференцированное
- отделение системы социального
страхования от системы
На этапе экономического
подъема при условии
- сосредоточить государственную поддержку на действи¬тельно нуж-дающихся слоях населения, ликвидировать суще¬ствующую в настоящее время уравнительную систему;
- сделать частные сбережения
граждан существенным
- снизить долю налоговых
изъятий из доходов
- создать за счет средств
социального страхования надеж¬
- обеспечить индивидуальный
учет и повышение степени
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоимущими.
В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социаль-ных служб правовыми актами по вопросам социальной работы с конкрет-ными категориями граждан (граждане пожилого возраста, инвалиды, дети и т.д.). Так в 1997 году вышли "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в не-стационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функ-ционирования системы социального обслуживания семьи и детей". Однако не существует подобных нормативных сборников в отношении малоиму-щих категорий населения. И это связано с тем, что категория малоимущих достаточно велика и включает в себя все вышеперечисленные категории. Поэтому социальная работа с малоимущими базируется на нормативных актах, касающихся различных категорий граждан.
Рассмотрим некоторые документы, являющиеся основополагающи-ми при работе с малоимущими категориями населения.
Основой текущего законодательства является Конституция Рос-сийской Федерации, наделённая высшей юридической силой, а потому яв-ляющаяся базовым документом для всех законодательных актов. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет статья 7 Конституции, в которой говорится, что Российская Федерация яв-ляется социальным государством, политика которого направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че-ловека . Статья провозглашает один из основополагающих принципов дея-тельности современного демократического государства, согласно которо-му создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз-витие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, госу-дарство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Следуя нормам международного
права, Конституция устанавливает
обязанность государства
В социальной работе с малоимущими одну из главных позиций зани-мает Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожи-точном минимуме в Российской Федерации". Важной особенностью рассматриваемого Закона является его прямое действие по поддержанию малоимущих семей. В соответствии со статьей 6 закона любая "семья (одиноко проживающий гражданин) среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в со-ответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи" .
Закон устанавливает правовую
основу для определения прожиточного
минимума и его учёта при установлении
гражданам государственных га-
прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
потребительская корзина - это минимальный набор продуктов пита-ния, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Фе-дерации" установлено:
- величина прожиточного
минимума на душу населения
и по основным социально-
- величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Россий-ской Федерации, является основой для установления минимального разме-ра оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, для опреде-ления размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- прожиточный минимум
учитывается при оказании
Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральный закон прожиточном минимуме в Российской Федерации" внёс изменения в ста-тьи 1 и 6 и установил понятие среднедушевого дохода семьи (один прожи-вающего гражданина) и порядок его исчисления:
среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи;
порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко прожи-вающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального
закона "О прожиточном минимуме
в Российской Федерации" величина
прожиточного минимума определяется ежеквартально
на основании потребительской
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанав-ливается Федеральным законом от 20 ноября 1999 года № 201-ФЗ "О по-требительской корзине в целом по Российской Федерации". В соответст-вии с частью четвертой статьи 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представи-тельными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при на-личии экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Другим не менее важным законом, регулирующим социальную за-щиту малоимущих является Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социаль-ной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживаю-щим гражданам. Главной целью этого Закона является оказание адресной социальной помощи, поддержание уровня жизни малоимущих семей и ма-лоимущих одиноко проживающих граждан.
Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В Законе впервые даны правовые определения таких понятий, как "государственная социальная помощь", "социальное пособие", "субсидия", "компенсация" (статья 1). Однако действие Закона не распространяется на правовое поле всех установленных весьма обширным действующим в на-шей стране законодательством социальных пособий, субсидий, компенса-ций и других всевозможных выплат.
В статье 2 определено место Закона в системе законодательства о го-сударственной социальной помощи: он регулирует правоотношения, свя-занные с предоставлением населению социальной помощи, наряду с Феде-ральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федера-ции" и другими федеральными и региональными нормативными правовы-ми актами.
В статье 3 определены цели Закона, а именно: поддержание уровня жизни малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), имеющих среднедушевой доход ниже регионального прожиточного мини-мума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Статья 4 закрепляет законодательные и бюджетные полномочия фе-деральных органов государственной власти в области оказания социальной помощи.
Статья 5 определяет финансовые источники оказания государствен-ной социальной помощи. Она оказывается за счет средств всех уровней бюджетной системы РФ (федерального, регионального и местного). Дефи-цит средств местных бюджетов при оказании социальной помощи покры-вается за счет средств вышестоящей бюджетной системы.
Статья 7 дает правовые критерии предоставления государственной социальной помощи, а также уточняет порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Любая семья (одинокий гражданин), средне-душевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.