Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

6.   Сформулируйте различные типы вопросов (косвенный, открытый, полузакрытый,

безличный, личный), касающиеся любой, интересующей Вас проблемы, которые можно

было бы применить для ее изучения методом анкетирования.

Рассмотрим проблему отношения  молодежи к наркотикам.

Открытый вопрос - «Что вы думаете  о проблеме молодежной наркомании?»

Закрытый вопрос - «Молодежная наркомания, на Ваш взгляд, это: проблема каждого;

проблема, которая лично меня не касается» (нужное подчеркнуть).

Полузакрытый  вопрос — «Если в компании Вам  предложат попробовать наркотики, то Вы:

а) охотно согласитесь, б) возможно, согласитесь, в) твердо откажитесь, г) Ваш вариант».

Прямой  вопрос - «Пробовали ли Вы наркотики?»

Косвенный вопрос - «Допускаете ли вы обстоятельства, которые могли бы склонить Вас  к

употреблению  наркотиков?»

Также вопросы  могут быть личными или безличными.

7. Покажите возможности метода исследования документов при изучении текучести кадров

в какой-либо известной Вам производственной группе.

Анализ документов открывает возможность  увидеть в отраженном виде многие стороны проблемы. Документы могут содержать разнообразную информацию (в том числе результаты подобных исследований).

8.   Перечислите социальные  проблемы, которые можно изучать  методом наблюдений в одной  из групп, в которой Вы функционируете.

Проблема взаимоотношений в  коллективе, проблема дисциплины, проблема качественного использования рабочего времени, проблема организованности рабочего места и т.д.

9.   Назовите проблемы которые  можно исследовать методом контект-анализа  в условиях одной из малых групп, в которой Вы функционируете в настоящее время. Проблема соответствия конкретного руководителей тем требованиям, которые предъявляются к современным руководителям.

10.   Перечислите виды документов, которые могут быть использованы  для получения социологической информации и которые необходимы для деятельности Вашей производственной (или учебной) группы (на выбор). Рассмотрим на примере производственной группы. Это приказы (наказания, поощрения, благодарности), докладные записки, заявления, объяснительные и т.д.

11.   Сконструируйте простейший  социологический тест и покажите  возможности его

использования в какой-либо конкретной социальной группе.

Например, тест на возможность конкретного  человека работать в коллективе.

1. Коллега  по работе попросит Вас о  помощи, Вы: а) скажете, что сильно  заняты, б) посмотрите на то, кто просит о помощи, в) обязательно постараетесь помочь.

2. Если  Вы не поняли чего от Вас  требует руководитель, Вы: а) будете  стараться разобраться без чьей-либо помощи, сколько бы времени это не заняло, б) обратитесь за помощью к кому-нибудь из коллег, в) обратитесь за разъяснениями непосредственно к руководителю. 3. Если у Вас проблемы в семье, Вы: а) даже на работе будете нервничать, б) будете спокойны, так как разделяете семью и работу, в)возможно, будете нервничать, но участие коллег сможет вернуть Вас к работе.

  1. Покажите возможности включенного наблюдения в Вашей учебной группе  с использованием Вас в качестве субъекта исследования. Например, при исследовании посещаемости установочных лекций у студентов заочного отделения, при помощи включенного наблюдения можно скорректировать время проведения занятий (так как некоторые студенты могут посещать только те занятия, на которые успевают после работы)

13.   Перечислите проблемы  Вашей учебной группы, которые  целесообразно изучать скрытым наблюдением. Проблема написания контрольных работ (непосредственно самим студентом).

14. Назовите проблему в Вашей  семье, которую можно было бы  адекватно изучить при помощи открытого наблюдения (обоснуйте). Проблема взаимоотношений ребенка с родителями, так как необходимо участие всех членов семьи и их желание разобраться в этой проблеме.

15.    Покажите, в  каком случае  несистематическое  наблюдение может быть более  эффективным, чем систематическое  (на примере известной Вам группы). На примере семьи, систематическое наблюдение, скажем, при изучении проблемы улаживания конфликтов, не является необходимым. Более целесообразно наблюдать и фиксировать действия членов семьи непосредственно от времени возникновения конфликтной ситуации и до момента полного урегулирования конфликта.

Задание 12 Тема. Социальная мобильность

Социальная мобильность — это переход людей из одних социальных групп и слоев (страт) в другие.

Вертикальная мобильность - переход в иерархическом порядке

Горизонтальная  мобильность - переход на том же уровне социальной стратификации

Индивидуальная мобильность - личностная

Групповая мобильность - структурная

Структурная мобильность - дает изменения социальной структуры общества

Скорость мобильности - время, в течение которого изменяется статусное положение от одного статуса к другому (соседнему)

Индекс мобильности - коэффициент мобильности, равен отношению скорости мобильности к объему мобильности, в процентах

Интенсивность мобильности - характеристика, которая показывает количество перемещений в единицу времени

Объем мобильности - количество статусных перемещений за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности - отражает различия между статусными характеристиками двух соседних статусов

Социальная  инфильтрация - процесс, в результате которого взаимно проникают представители различных (соседних) групп.

Групповая замкнутость - отсутствие внешней мобильности

Каналы мобильности -

Текучесть кадров - смена кадрового состава организации

Социальная циркуляция - социальный круговорот.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Назовите виды социальной мобильности, которые характерны для Ваших социальных перемещений в промежутке между 20 и 25 годами Вашей жизни. Межпоколенная мобильность (моя мать не могла учиться в институте по семейным обстоятельствам, поэтому она старается дать мне образование, помочь добиться большего в жизни), внутрипоколенная мобильность (закончив колледж, я решила продолжить образование и поступила в университет).

2 Перечислите социальные статусы, которые Вы занимали последовательно в процессе вертикальной мобильности в течении Вашей жизни.

Ученица школы, студентка колледжа, студентка университета.

3.Назовите социальные статусы, которые Вы занимали в период между 20-25 годами Вашей жизни в результате горизонтальной мобильности.

Обучаясь  в колледже, я переводилась с одной  специальности на другую.

4.Приведите примеры  восходящей и нисходящей мобильности  из реальной социальной ситуации, к которой Вы имели бы какое-либо  отношение. У меня на работе имел место случай хищения металла начальником нашего участка. При обнаружении хищения было проведено расследование, после которого начальника участка перевели в рабочие. Наместо начальника участка назначили одного из рабочих.

5Назовите различия между социальными параметрами любых соседних статусов, которые Вы занимали когда-либо в своей жизни.

6.Приведите пример структурной мобильности из реальной социальной ситуации, к которой Вы имеете отношение.

Например  преобразование СМИ в СибГГМА, а  затем в СибГИУ

7.Приведите пример  и охарактеризуйте организованную  мобильность, которая могла бы  быть осуществлена в границах Вашей деятельности в настоящее время. Например, в процессе обучения в университете, переход с курса на курс.

8. Смоделируйте ситуацию  социальной мобильности в воображаемой  группе и рассчитайте скорость  этой мобильности.

Например, человек устраивается на работу после института. Сначала ему придется работать на рабочей должности, у него будет относительно невысокая заработная плата. Когда через некоторое время он зарекомендовал себя как ответственный, исполнительный работник, ему повышают разряд, а затем ставят работать на замещение мастера на время отпусков. Когда освобождается должность мастера, выбор падает на него, так как он уже показал свою возможность на этой должности. Затем он какое-то время работает на предприятии и ему предлагают более высокую должность. И так далее...

9.Определите интенсивность  мобильности для смоделированной  в вопросе №8 ситуации. Интенсивность мобильности в этой ситуации будет равна, допустим, сначала 1 ступенька в год, затем 1 ступенька в 3 года, затем еще меньше (для данного человека).

10. Определите объем  мобильности для воображаемой  ситуации, заданной в вопросе  №8. Объем мобильности в этой ситуации будет равна одному человеку

11.Дайте характеристику социальной  дистанции между какими-либо реальными, известными Вам социальными группами.

Например, дистанция между рабочим и мастером участка - одна ступенька, но чтобы рабочий смог стать мастером, ему необходимо: высшее образование, стаж работы на предприятии (на участке), умение работать с коллективом в качестве руководителя Для того, чтобы мастера перевели в рабочие, ему достаточно совершить серьезный проступок.

12.Перечислите факторы  социальной закрытости, характерной  для какой-либо группы, к которой  Вы принадлежите.

Например, семья: войти в нашу семью, в настоящее время, сможет человек, за которого я или моя сестра согласимся выйти замуж, а для этого ему необходимо соответствовать некоторым условиям.

13.  Определите факторы текучести  кадров и ее объем для производственной  группы, в

которой Вы функционируете в настоящее  время.

В том  производственном коллективе, где я  работаю, текучесть кадров практически  отсутствует, так как каждый работник старается удержаться на своем рабочем  месте (из-за заработной платы, и сложности найти другую работу на подобном предприятии), есть лишь случаи увольнения (при обнаружении работника в нетрезвом состоянии на рабочем месте его увольняют) и уходы на пенсию (очень старых рабочих).

14.Дайте характеристику процессу  социальной циркуляции какой-либо  знакомой Вам социальной группы.

Рассмотрим производственный коллектив. После института человек начинает работать с рабочей должности, затем ему повышают разряды (или понижают), человек вырабатывает рабочий стаж, затем, возможно, его переводят на должность мастера (за определенные нарушения есть возможность перевода обратно в рабочие), затем он может дальше продвигаться по службе. Наступает пенсионный возраст и человек уходит на пенсию. Он может еще некоторое время продолжать работать, но со временем на его место приходит другой, а он уходит на заслуженный отдых.

15.Приведите примеры социальной  мобильности Вашей производственной  группы и отнесите их к конкретным  видам мобильности.

Например, при переводе начальника участка на должность заместителя  начальника цеха, на должность начальника участка был назначен человек из рабочих (работавший ранее на замещении начальника участка во время отпуска, имеющий высшее образование, принимаемый рабочими участка в качестве руководителя) - вертикальная мобильность.

Задание 13 Тема. Социальные движения

Социальное движение - форма групповой жизнедеятельности

Экспрессивное движение - движение на основе людей, для получения эмоционального удовлетворения

Реформа - изменение отдельных компонентов общества

Революция - коренное изменение общества в целом

Утопическое движение - достижение идеального состояния, которое практически невозможно

Движение сопротивления - движение сопротивления реформам

Социальное беспокойство

Социальная неудовлетворенность - неудовлетворенность социальной средой

Социальная дезорганизация - искаженная (измененная)организация

Маргинальность - промежуточное положение индивида между социальными группами.

Статусная неопределенность - неопределенность статусного положения

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам

Социальная  изоляция - социальное разобщение, возникновение барьеров, препятствующих свободному общению

Социальная  активность - сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Назовите виды социальных движений  существующих в настоящее время  в регионе Вашего проживания и покажите, чем они обусловлены.

Общественные двиджения (для того, чтобы привлечь внимание правительства к проблемам общества, люди начали объединяться); общественно-политические движения (люди стали понимать необходимость участия каждого в политической жизни страны).

2. Определите социальное движение  наиболее соответствующее Вашим  интересам, обоснуйте выбор.

Молодежь против наркотиков. В наше время нельзя оставлять без внимания проблему наркомании.

3. Назовите общественно-политическое  движение, которое вызывает Ваши  симпатии, покажите почему?

Женщины России. Я считаю, что в правительстве  должно быть больше женщин.

4. Назовите экспрессивное  движение, которое соответствовало  бы в максимальной мере приоритетному для Вас эмоциональному настрою.

Движение в защиту детей, оставшихся без попечения родителей (против людей, бросающих своих детей)

5. Обоснуйте необходимость реформ в сфере Вашей профессиональной деятельности и покажите в чем они должны состоять.

Так как  о обществе имеет место технический  прогресс, необходимо, постоянно развивать  и совершенствовать производство, дать людям возможность совершенствоваться.

6. Попытайтесь доказать невозможность социальной революции в настоящее время в России.

7. Покажите возможности появления  социальных утопий в современном  мире, в России и дайте им  характеристику.

Информация о работе Социология как наука об обществе