Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Воспитанник детского сада, ученик школы, студентка  колледжа, студентка университета

8.Дайте характеристику ролям, которые Вы выполняете в настоящее время в соответствии со статусом, который имеете.

Если рассматривать мой статус студентки университета, то я выполняю следующие роли: человек, посещающий лекции в университете, выполняющий  контрольные и курсовые работы, общающийся с преподавателями, сдающий экзамены, человек, который стремится получить образование.

9.Назовите несколько нравственных, психологических и интеллектуальных характеристик, отличающих Вашу индивидуальность. Самоуважение, уважение к окружающим (в том числе незнакомым), сдержанность в общении, открытость, уверенность.

10.Перечислите  черты того социального типа личности, к которому Вы себя относите. Я считаю себя реалистом. Основные черты: стремление к самореализации, чувство долга, скептицизм, самоконтроль

11.Перечислите то индивидуально особенное, которое отличает Вашу личность от личностей Ваших товарищей.

В отличие от многих людей, я могу спокойно общаться с совершенно незнакомым человеком, свободно чувствую себя в  незнакомой обстановке (в незнакомой компании, в незнакомом городе и  т.д.).

12.Покажите, на каких этапах Вашей жизни могли бы быть процессы десоциализации, и в чем бы она проявлялась.

Когда я поступила на заочное  отделение университета, я поняла, что должна забыть, что учеба это  только присутствие на уроке, а потом  выполнение домашнего задания.

13.Назовите периоды Вашей жизни, которые характеризуются элементами ресоциализации и покажите, в чем она состоит.

Поступив в университет, я научилась  сама узнавать какие задания мне  нужно выполнить, где можно найти  информацию и куда при необходимости  обратиться за помощью.

14.Перечислите качества Вашей  личности, приобретенные Вами в  процессе обучения в высшей  школе.

 

Самонадеянность, самоуверенность, самоуважение.

15.Покажите, какое значение  для Вашей социализации имеет  внешняя среда на различных  этапах Вашего жизненного пути (подчеркните конкретный результат этого влияния).

Зная сложность, жестокость окружающего  мира, я научилась полагаться прежде всего на себя. Я знаю, что только я должна заботиться о своем здоровье, так как кроме меня, оно никому не нужно, только я должна заботиться о том, на что жить, так как просто так содержать меня никто не будет, только я должна выполнять свои работы и готовится к экзаменам, так как лучше меня это никто не сделает.

Задание 3 Тема. Социальная деятельность и ее основные механизмы

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

Активность - потребность в действии, в осуществлении плана или замысла

Действие - единица деятельности.

Поведение - процесс взаимодействия людей со средой с целью приспособления к ней и ее активного изменения.

Единица деятельности поведения

Потребности - психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.

Мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой.

Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Экспектации (ожидания) социальные, ролевые - компоненты, обычно неформализованные, системы регуляции социального поведения, взаимодействий в группах, обществе.

Экзистенциальная потребность

Социальная   потребность   -  потребность   личности   в   самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности.

Первичные потребности - потребности человека, обусловленные обменом веществ -необходимой предпосылкой существования любого организма.

Вторичные потребности

Ценности - компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании.

Оценки - одобрение или неодобрение, которое проявляет индивид, группа, организация или общество в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований.

Самооценка - элемент самосознания, состояний в соотнесении или сравнении своих качеств - способностей, социального положения, успеха, привлекательности, морального облика с качествами других людей.

Ценностное ядро - самое ценное (суть ценности)

Самоуважение - всеобъемлющая самооценка, или чувство собственного достоинства.

Интериоризация - освоение индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и т.п.

Ценностная  ориентация - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов.

Актуальные и потенциальные  ценности

Действительные и инструментальные ценности

Установка - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Определите виды своей деятельности  в соответствии с перечисленными  в анкете этапами Вашей жизни.

Начальное воспитание посредством  игр; учеба в школе, посещение  культурных мероприятий; работа, учеба, развлечения, отдых.

2.Выделите в перечисленных выше видах деятельности их основные единицы (действия).

 Обучение: посещение школы, чтение  литературы, выполнение домашних  заданий

Работа: выполнение должностных обязанностей.

3 Для каждого вида Вашей деятельности отметьте доминирующий характер поведения и покажите его факторы.

4.Раскройте механизм деятельности  любой личности и перечислите  его основные рычаги.

Сначала у человека появляются потребности, которые он осознает и начинает определять действия, которые необходимы ему для удовлетворения потребностей. После этого человек должен оценить насколько правильно он действовал и добился ли того, чего хотел.

5.Для каждого вида Вашей деятельности  определите исходную потребность  и покажите, как ее удовлетворение влияет на Ваше развитие.

Работа - это материальные потребности, так как та работа, которую я имею сейчас, для меня является наилучшей в настоящее время (график, удобный для учебы, приемлемая заработная плата).

Учеба — потребность к самореализации, так как только получив образование я смогу реализовать себя в будущем, осуществить свои планы.

6.Назовите доминирующие мотивы  в системе мотивации Вашей  деятельности в соответствии с основными периодами Вашей жизни.

В школьные годы — одобрение со стороны родителей, учителей.

Сейчас — достижение своих целей наилучшим образом.

7.Перечислите разновидности социальных  потребностей, присущих Вам на  нынешнем этапе Вашей жизни.

Прежде всего, это потребность  в общении с людьми, потребность  в самореализации, потребность в  самоуважении.

8.Дайте определение понятию  "ценность" и покажите, как изменяется Ваша ценностная позиция по мере Вашего развития.

Я считаю, что раньше я была несколько  эгоистичной, потому что прежде всего  я заботилась о своих потребностях и главной ценностью для меня тогда все-таки было мое «Я». Теперь я стала больше задумываться о людях, меня окружающих, стала больше задумываться о своих действиях и поступках. Мне кажется что в настоящее время для меня важнее не эгоистичное «Я», а «Я» по мнению людей, меня окружающих, людей, уважающих меня и умеющих ценить мои стремления и поступки.

9.Покажите  различия в Вашей самооценке  на двух любых этапах своей  жизни. Объясните, чем эти различия  обусловлены.В школьные годы для  меня было важно мнение родителей  и друзей обо мне. Я старалась  вести себя так, чтобы мои  родители были мной довольны, чтобы мои друзья меня любили. Теперь на первое место вышло мое собственное мнение обо мне. Так как я сама научилась определять для себя что хорошо, а что плохо и мое мнение не всегда полностью совпадает с мнением других людей, то для меня вадно не одобрение других, а чувствовать я сама могу отвечать за себя и иметь свое мнение, защищать его перед другими людьми.

10.Дайте характеристику ценностному ядру Вашей личности и постарайтесь объяснить, что повлияло на его формирование.

Шкала ценностей для меня формируется постоянно.

Свобода выбора. Это основная черта  свободной, самостоятельной личности.

Самореализация. Для каждого человека существует некий идеал своего «Я», к которому человек стремится.

Воля. Я считаю себя волевым человеком, так как умею добиваться поставленных целей, не боясь возможных трудностей, умею сделать выбор и в случае необходимости твердо сказать «нет».

11.Объясните, в каких Ваших  действиях и поступках проявляется  самоуважение. Самое главное, никогда нельзя позволять унижать себя и унижаться самому. Невозможно быть идеальным, хорошим для всех. Я считаю, что главное необходимо строго придерживаться своих принципов жизни и не совершать поступков, за которые потом было бы стыдно.

12.Назовите свои ценностные ориентации для школьного периода Вашей жизни.

В школьные годы для меня было важно, чтобы меня уважали мои сверстники, поэтому я всегда старалась быть самой лучшей в классе, самой сильной, самой, уверенной в себе своих  силах, и, думаю, что у меня это получалось.

13.Сравните свои установки для двух последних этапов Вашей жизни.

В последнее  время я начала работать так как  поняла, что должна сама    обеспечивать некоторые свои потребности.

14.Перечислите виды Вашей деятельности  на нынешнем этапе жизни, которые  определяются ценностями духовного порядка. Обучение, посещение театра, выставок

15.Перечислите виды Вашей деятельности на нынешнем этапе жизни, которые определяются ценностями материального порядка.

Работа

 

Задание 4 Тема. Социальные взаимодействия и социальный контроль

Социальное взаимодействие - эффект влияния одного социального фактора на другой.

Интеракция - взаимодействие

Сфера интеракции

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.

Социальный  контроль - способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченое взаимодействие составляющих его элементов посредством нормативного регулирования.

Социальные  нормы - требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальные предписания

Социальные  санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к последним за конкретные социальные действия.

Закон -необходимое существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов.

Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Ценности - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности

 

Ценностные  ориентации — разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Девиантность -отклонение от общепринятых норм поведения.

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Санкции социальные - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к последним за конкретные социальные действия.

Позитивные  санкции - поощрения за действия, одобряемые, желательные обществу, группе.

Негативные санкции - наказания за не одобряемые, нежелательные действия.

Делинквентность

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Назовите основные виды взаимодействий, которые осуществлялись в главные периоды Вашей жизни, начиная со школы. Назовите социальных субъектов, которые участвуют в перечисленных видах взаимодействий и подчеркните главные особенности их статусов.

Во время обучения в школе, я  вступала во взаимодействие с одноклассниками, учителями. Во время учебы в университете я так же вступаю во взаимодействие с одногруппниками и преподавателями, но это взаимодействие имеет несколько другой характер.

2.Покажите, что является содержанием  перечисленных в первом вопросе  социальных взаимодействий.

Посещение школы, занятия во время уроков, выполнение домашних заданий. Посещение лекций, написание контрольных и курсовых работ, сдача экзаменов.

3.Определите сущность первичных и вторичных социальных взаимодействий, осуществляемых в процессе Вашей учебы в университете. При поступлении в университет у меня появились новые друзья среди одногруппников, с которыми я поддерживаю отношения не только во время сессий. Наше взаимодействие не основывается исключительно на учебе, мы общаемся, ходим друг к другу в гости, общаемся.

Информация о работе Социология как наука об обществе