Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

5.Перечислите признаки институционализации  тех социальных образований, членами которых Вы являлись, начиная со школьного периода Вашей жизни.

В школьный период жизни, являясь ученицей школы, я начала жить так как все школьники: посещать уроки, выполнять задания  и т.д. Аналогично обучение в колледже. Затем, устроившись на работу, я стала  подчиняться правилам предприятия (выходить на работу, выполнять свои обязанности, нести ответственность за свою работу).

6.Назовите явные функции, которые  Вы выполняете в различных  социальных институтах.

Институт  семьи: забота о родителях, о младшей  сестре.

Институт  образования: посещение университета, выполнение контрольных и курсовых работ.

Институт  экономики: выполнение служебных обязанностей, ответственность за выполняемую  работу.

7.Объясните назначение культурных  символов, используемых в различных  социальных институтах, в рамках которых Вы функционируете.

Рассмотрим  институт образования. Основными культурными  символами здесь являются диплом, ученая степень. Назначение этих символов - показать уровень образованности человека.

Институт  семьи и брака. Основной символ —  кольца, указывает на наличие семьи (определенных обязательств).

8.Сравните кодексы хотя бы  двух социальных институтов, к  которым Вы могли принадлежать.

9.Назовите главные  утилитарные формы социальных  институтов, к которым принадлежали Ваши родители.

Институт отцовства, институт материнства.

10.Покажите, в каком документе фиксируется идеология организации, которая в наибольшей мере может выражать интересы социального слоя и к которому Вы принадлежите. Трудовой договор.

11.Перечислите основные  институциональные нормы, которыми Вы руководствуетесь в настоящее время.

В пределах института семьи - уважение к мнению родителей, подчинение законам  семьи (формальным и неформальным), признание мужчины в качестве главы семьи.

12.Дайте характеристику процессу  деперсонализации, который существует в рамках одного из институтов, в котором Вы функционируете. Рассмотрим институт образования. Деятельность института регламентирована и не зависит от личностей студентов и преподавателей ( их склонностей, ценностных ориентации и т.п.), достигается за счет объективно действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей.

13.Приведите пример дисфункциональности  какого-либо института современной  России. Рассмотрим институт власти. В наше время очень остро стоит проблема дисфункционалъности института власти, так как большинство людей, находящихся у власти (любого уровня) стараются использовать эту власть в своих интересах.

14.Перечислите известные Вам  институциональные нормы, регулирующие  Вашу деятельность в пределах какого-либо социального института. Рассмотрим деятельность в пределах института образования.

15.Назовите неосновные социальные  институты, которые существуют  в рамках института экономики  в современной России.

Институт  торговли,  институт  производства,  институт  труда,  институт собственности, институт банков.

Задание 9 Тема. Культура общества

Культура - совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятелность по их созданию, распространению и хранению.

Культурный элемент - составляющая культуры

Артефакт - процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

Культурный комплекс -

Материальная  культура - это, например, культура производства материальных благ, культура быта и т.п.

Духовная культура - достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культура и т.п.

Нормативная культура - установленная кем-либо

Институциональная культура - система ценностей, соответствующая социальному институту

Обычаи - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение

Ценности - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей социальных отношений.

Законы - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.

Ценностные  ориентации - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям

Ценностные установки - состояние предрасположенности к ценностям

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени.

Элитарная культура - культура высших слоев общества (элиты)

Массовая    культура   -   развлекательно-компенсаторная   культура,   ее концентрированное воплощение - китч.

Народная культура - культура народных масс

Доминирующая культура - превосходящая культура, имеющая большее значение, распространение

Субкультура - культура различных социальных групп.

Контркультура - культура, находящаяся в открытой конфронтации по отношению к официальной культуре.

Суперкультура - то же, что элитарная культура

Язык -важнейшее средство человеческого общения, реализуется и существует в речи

Языковая общность - ассоциация по языковому признаку

Манеры -внешние формы поведения человека

Привычки - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Этикет - установленный порядок поведения в определенных социальных кругах

Кодекс -систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо область общественных отношений

Культурно-речевая стратификация - деление по культурно-речевому признаку

Жаргон -социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией

Сленг - вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка

Диалект - разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченной группой людей, связанных территориальной, профессиональной или социальной общностью

Просторечие - слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1Покажите, чем отличается культура  Вашего нынешнего социального  окружения от культуры Вашего  окружения в школьные годы.

В настоящее время я более  самостоятельна, чем в школьные годы, более взрослая. Я общаюсь с  различными людьми (не только сверстниками), посещаю большее число культурных мероприятий.

2.Перечислите особенности  нормативной культуры социальной  группы, к которой Вы принадлежите  в настоящее время.

Рассмотрим особенности нормативной  культуры Университета: уважительное отношение между студентами и преподавателями, соблюдение правил университета.

3.Выделите элементы  традиционной культуры, которые  характеризуют социальное окружение  Ваших родителей.

Самый яркий элемент традиционной культуры моих родителей (и их друзей) для меня - это традиция в Новогоднюю ночь в 00 часов быть дома (потом можно идти куда угодно).

4.Покажите специфику  институциональной   культуры  технических социальных институтов, в которых функционируют Ваши родители. Мои родители работают ИТ работниками на промышленных предприятиях, поэтому специфика институциональной культуры общая. Культура технических социальных институтов выражается в взаимоуважении всех членов коллектива, взаимоотношениях соответственно  с  занимаемыми  статусами  (взаимные  права,   обязанности, ответственность), ответственность перед всеми членами коллектива за выполнение своих обязанностей, так как все члены коллектива работают на достижение общей цели, (по определению организации)

5.Перечислите основные  элементы одного из культурных  комплексов бытовой культуры Вашей семьи.

В день рождения любого и членов семьи  принято поздравлять его (подарок  не обязателен), приходить в гости (независимо от приглашения).

6.Укажите, какие моральные ценности характерны для Вашего ближайшего социального окружения.

Уважение друг друга, уважительное отношение к старшим (особенно), неосуждение поступков других, взаимопомощь и взаимоподдержка.

7.Перечислите 2-3 закона, определяющих  Вашу деятельность в организации,  к которой Вы принадлежите.

Согласно трудовому договору, я  обязана: приходить на работу и уходить с нее в установленное время, присутствовать на рабочем месте в рабочее время, выполнять свою работу качественно и быстро, внимательно выслушивать инструкции начальства, нести ответственность за нарушения трудовых обязанностей.

8.Назовите ценностные ориентации, которых придерживаются Ваши  друзья.

В кругу  моих друзей принято уважительное отношение  друг к другу (также к родителям  друг друга), взаимопомощь, уважение мнения другого человека

9.Назовите какой-либо социальный обычай, имеющий место в системе Вашего социального окружения.

Если ты являешься студентом, ты должен посещать университет и выполнять контрольный (дополнительно: студент должен помогать (советом) другому студенту).

10.Перечислите традиционные  формы поведения, существующие в рамках Вашей производственной группы.

Обращение к старшим на «Вы» (независимо от того начальник это или подчиненный), нельзя осуждать работу (поведение) другого без его присутствия, если начальство не довольно работой не принято спорить, а следует внимательно выслушать мнение начальника и попытаться понять чем именно в твоей работе он недоволен.

11.Назовите элементы массовой  языковой культуры, специфичные  для Вашего социального окружения.

Обращение только по имени, вежливый тон в приветствии и прощании, сдержанный тон в общении (даже при ссоре, если это возможно), ни в коем случае не допускается рукоприкладство.

12.Покажите, чем отличаются субкультура  Вашей социальной группы от  субкультуры социальной группы  Ваших родителей.

Я и мои родители относимся к разным поколениям, культура нашего поколения принимает другой стиль общения между собой, другие песни, другую одежду, другие жизненные привычки и т.д.

13.Перечислите правила этикета, характеризующие поведение членов Ваших социальных групп.

Не прилично показывать, если не нравится подарок, неприлично повышать голос (ругаться) на людях, неприлично демонстративно выказывать неприязнь к кому-либо из присутствующих (особенно если являешься так же гостем) и т.д.

14.Приведите выражения, специфические  для профессионального языка Вашего места работы.

Система водоснабжения, поддержание заданного давления воды, правая нитка трассы водопровода, передача смены, ежегодный инструктаж по технике безопасности, проверка знаний на соответствие занимаемой должности.

15.Покажите отличия культурно-речевой  среды Вашей семьи от таковой  же кого-либо из Ваших друзей или сотрудников.

Если мы приезжаем к родственникам  в деревню на праздник, где присутствует много людей, то видны отличия культурно речевой среды моей семьи, например, в моей семье не принято повышать голос, не принято рассказывать о другом человеке то, что он не хочет выносить на обсуждение, не принято лезть к человеку с вопросом, на который он уже однажды не стал отвечать (хотя бы в присутствии дпугих}

Задание 10 Тема. Прикладное социологическое исследование:

сущность, виды, программа

Эмпирическое социологическое  исследование - направленное исследование определенного социального процесса или явления

Пилотажное  исследование - простейший вид анализа. Решаемые задачи ограничены. Получается оперативная информация.

Описательное  исследование - сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен (например, коллектив крупного предприятия).

Аналитическое исследование - самый серьезный вид социологического анализа. Описывает не только элементы изучаемого явления, но и его причины. Ведется поиск причинно-следственных связей.

Программа социологического исследования содержит два раздела:

• методологический раздел:

- формулировка и обоснование  социальной проблемы

- определение объекта  и предмета исследований

- определение задач  исследования и формулировка  гипотез

• методический раздел:

- определение изучаемой  совокупности

- характеристика методов  сбора первичной информации

- последовательность  применения инструментария

- программа обработки собранных  данных на ЭВМ. Проблема исследования Объектом исследования могут быть:

• социальный процесс

• сфера социальной жизни

• трудовой коллектив

• определенные общественные отношения  и пр.

 

Задание 10 Тема. Прикладное социологическое исследование:

сущность, виды, программа

Эмпирическое социологическое  исследование — направленное исследование определенного социального процесса или явления

Пилотажное  исследование - простейший вид анализа. Решаемые задачи ограничены. Получается оперативная информация.

Описательное  исследование - сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен (например, коллектив крупного предприятия).

Информация о работе Социология как наука об обществе