Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа
Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество
Подчинение нормам и правилам деятельности группы, взаимные права, обязанности и ответственность членов группы.
3.Назовите какую-либо
неформальную норму, существующ
4.Перечислите формальные нормы, регулирующие деятельность производственной группы, в которой Вы работаете.
Основная норма - выполнение условий трудового договора, ответственность за выполнение производственных обязанностей, подчинение руководству в пределах должностной
инструкции.
5.Объясните причины наличия или отсутствия группового давления в Вашей неформальной группе.
Групповое давление, на мой взгляд, присутствует в любой группе, так как есть групповые привычки, нормы поведения, система взглядов, которой придерживаются члены группы. Другое дело, можно сказать что на наличие группового давления члены группы могут не обращать внимания до возникновения конфликта между одним из членов группы и группой.
6.Дайте характеристику
группового мнения
7.Объясните, чем обусловлено лидерство конкретного лица в Вашей учебной группе.
В любой группе должен быть лидер, признаваемый членами группы. Если рассматривать учебную группу, то лидерство обусловлено положением человека в группе, уважением членами группы за такие качества как сила (в учебном плане), открытость для всех членов группы, способность быть лидером.
8.Назовите факторы сплоченности или конфликтности социальной группы (любой), в которую Вы входите в настоящее время.
Рассмотрим основные факторы сплоченности семьи. Все члены группы действуют во благо семейного благополучия, в группе присутствует взаимное признание, уважение, неосуждение, взаимопомощь, каждый из членов семьи готов сделать все для благополучия всех остальных членов группы.
9.Покажите, что могло бы Вам обеспечить в плане принятия организационных мер в Вашей производственной группе применение социометрического метода. Умение найти правильный подход к любому из членов группы.
10.Перечислите динамику изменения групповых целей в социальных группах, где Вы функционировали, начиная со школы.
Рассмотрим в качестве примера семью. В школьные годы целью семьи было мое благополучное обучение в школе: родители регулярно посещали школу, помогали делать домашние задания, старались заниматься со мной сверх школьной программы. После окончания школы, когда передо мной встала проблема выбора дальнейшего пути, мне понадобилась поддержка семьи. Сейчас, когда мы все работаем, мы можем ставить перед собой различные цели, такие как обеспечение старости моим родителям (хороший капитальный дом и хозяйство, чтобы при выходе на пенсию они могли бы жить достойно).
11.Назовите какую-либо традицию, существующую в семейной группе, к которой Выпринадлежите.
В нашей семье принято приходить к каждому в день его рождения без напоминания и приглашения.
12.Покажите, на чем основаны межличностные
коммуникации в социальных
13.Назовите показатели
14.Перечислите факторы Вашей
идентификации в
Я никогда не отказываю в помощи как коллегам, так и начальству, никогда не отказываюсь от перевода на другое место при производственной необходимости, стараюсь не вступать
15.Назовите характеристики личности Вашего руководителя в настоящее время, которые обеспечивают его авторитет.
Самоуверенность, твердость, прямолинейность, честность.
Задание 7 Тема. Социальные организации
Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Социальная организация - элемент социальной структуры, система отношений, объединяющая индивидов (или группы) для достижения определенных целей.
Формальная структура организации -
Социальная структура организации - устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и самотождественность организации. Если организацию рассматривать как коллектив сотрудников, тогда элементами ее структуры являются группы: 1) демографические - мужчины и женщины, возрастные, национальные и т.д. 2) профессионально- квалификационные - рабочие, служащие, инженерно-технические работники и т.д. 3) контактные 4) целевые и др.
Неформальная структура - структура организации, установившаяся на основе личных симпатий
Нормативная структура - установленная нормативными актами.
Иерархия в организации - организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
Формализованная структура -
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Структура управления - совокупность устойчивых связей всех уровней управления
Организационная культура - совокупность ценностей организации.
Неформальная организация - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
Социология организации - специальная отрасль социологического знания которая исследует социальные закономерности развития и деятельности организации.
Бюрократия - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Дайте краткую
Организационная структура ОАО «КФ» - Генеральный директор, Совет директоров, Начальники отделов (заводоуправление), начальники цехов, начальники участков, мастера, рабочие.
2.Назовите социальные организации, в которые Вы входили в детский период Вашей жизни.
Детский сад.
3.Перечислите основные
нормативные документы,
4.Назовите основные элементы социальной структуры Вашей организации в настоящее время.
Устав организации, цели организации, сфера деятельности, порядок работы штат сотрудников.
5.Перечислите разновидности
неформальных связей членов
6.Покажите, чем отличаются
нормативные структуры вуза, в
котором Вы учитесь, и
7.Дайте характеристику
различных иерархических
Высшее звено руководства - это совет директоров во главе с генеральным директором, они определяют главные цели и политику предприятия. Среднее и низшее звенья руководства обеспечивают выполнение операций, необходимых для реализации этих целей и политики.
8.Дайте общую характеристику
управляющей подсистемы
Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена — цеховых руководителей, затем переходит к руководству среднего звена и к руководству высшего звена.
9.Покажите особенности организационной культуры той социальной организации, где Вы функционируете.
Рассмотрим особенности
10.Назовите цели тех социальных организаций, членами которых Вы были, начиная со школы.
Основной целью школы, как социальной организации является: со стороны преподавателей — дать общее образование ученикам, подготовить их к дальнейшей жизни, для учеников -получение знаний, необходимых для дальнейшей жизни. Основной целью трудового коллектива является совместная деятельность для достижение целей организации, за которую каждый член организации получает денежное вознаграждение. Основной целью университета является подготовка специалистов высокого уровня в соответствии с современными требованиями условий жизни.
11.Сравните социальные статусы Вашего непосредственного руководителя и какого-либо начальника более высокого уровня.
Например, рассмотрим различия статусов мастера участка и начальника цеха. Мастер участка является непосредственным руководителем рабочих, он контролирует ход рабочего дня непосредственно на рабочем месте, затем отчитывается перед начальником цеха. Начальник цеха принимает участие в управлении рабочими через мастеров участков, в свою очередь подчиняясь начальнику производственного отдела. Уровень образования сходный (но имеет место различие стажа работы или опыта), начальник участка несет ответственность перед начальником цеха (но не наоборот), разница в размере заработной платы.
12.Определите наиболее доминантные качества Вашего непосредственного руководителя.
Требовательность, справедливость, тактичность
13.Покажите, как изменяется Ваш социальный статус, начиная со школы и заканчивая настоящим временем.
В школьные годы я являлась членом группы однокласников, жителей. Поступив в колледж, я стала членном группы колледжа (имея аттестат с отличными оценками, занимала ведущее место среди членов группы и пользовалась определенным доверием у преподавателей). Устроившись на работу, я старалась показать себя умным и ответственным работником, тем самым получить определенный статус в производственной группе.
14.Перечислите признаки
Для того,
чтобы при необходимости
15.Назовите виды социальных групп, которые включены в социальную организацию, членами которой Вы являетесь. Рабочие, служащие
Задание 8 Тема. Социальные институты
Социальный институт - специфическое образование, выполняющее общественно-значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Основные институты:
• институт семьи
• институт здравоохранения
• институт социальной защиты
• институт государства. неглавные институты:
• институт образования
• институт управления
• институт экономики и т.д.
Институционализация - процесс упорядочения и формализации социальных связей.
Явные функции -
Латентные функции - скрытые, неявные функции
Дисфункции института - неясность целей деятельности института, неопределенность функций, понижение социального авторитета, трансформация отдельных функций в деятельность, направленную не на достижение рациональной цели, а на поддержание собственного существования.
Культурные символы института - знаки, выражающие некую идею
Кодекс института - систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений
Утилитарная форма института - прикладная, сообразующаяся с практической выгодой или пользой
Институциональная идеология - система взглядов, позиций
Институциональные нормы - правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают «правильное» поведение. (В другом смысле слова нормы также описывают, как поступает большинство, - то есть то, что считается нормальным).
Институциональные процедуры - установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела
Принцип деперсонализации - функционирование социального института, удовлетворяющего социальным потребностям, в основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи решаемые данным институтом: от их склонностей, установок, ценностных ориентации и иных субъективных характеристик.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Перечислите виды социальных институтов, членами которых Вы являетесь в настоящее время.
Институт семьи и брака, институт образования, институт экономики (работа).
2.Назовите социальный
Основным для меня является институт семьи.
3.Назовите виды общественных потребностей, лежащих в основе формирования институтов, в которых Вы функционировали, начиная с детских лет. Потребности в производстве рода (институт семьи), потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институт образования).
4.Дайте характеристику процессу институционализации Вашего статуса в системе социального института, в который Вы включены в настоящее время. Социальная потребность - передача знаний и социализация подрастающего поколения. Личная потребность (моя) - потребность в образовании. Мотивы - лучшая работа в будущем, социальный статус. Деятельность в соответствии с требованиями института образования (права и обязанности).