Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа
Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество
Во время сессий на первый план в наших отношениях выходит учеба и это сказывается на нашем общении.
4.Покажите, какие формы кооперации осуществляются в производственный период Вашей жизни.
Что касается моей работы, то прежде всего это сотрудничество с коллегами. Я работаю не тек долго, поэтому мне важно знать, что я смогу обратиться за помощью если будет необходимо. Я же в свою очередь также стараюсь не отказывать в помощи. Так же имеет место сотрудничество с начальником, так как если я буду стараться его понимать и все делать правильно, он будет больше доверять мне.
5.Покажите, когда на
протяжении Вашей жизни
В школьные годы для меня было важно отличаться от одноклассников (учиться лучше, лучше одеваться, иметь больше друзей и т.д.). В настоящее время для меня важно чтобы я была лучше других в плане того, чтобы мне можно было доверять, чтобы во мне можно было быть уверенным, чтобы меня уважали.
6.Назовите возможные
виды конфликтов, которые могли
бы осуществляться в различные
В школьные годы - скрытый конфликт с одноклассником (личная неприязнь между одноклассниками, возникающая в результате того, что по мнению другого ты «плохой»), скрытый конфликт с учителем (кажется, что другого учитель любит, а тебя - нет), скрытый конфликт с начальником (считаешь что к тебе придираются по поводу и без), открытый конфликт с одноклассником, открытый конфликт с учителем, открытый конфликт с начальником.
7.Если социальные
8.Укажите особенности социального контроля, реализуемого там, где Вы работаете и назовите его тип.
Общий контроль выражается в том, что при поступлении на работу человек подписывает трудовой договор, который содержит основные законы предприятия, которым человек должен подчиняться. Детальный контроль выражается в том, что работа человека контролируется начальником (бригадиром, мастером, начальником участка) и коллегами по работе (неформально).
9.Перечислите социальные
нормы, применяемые в процессе
осуществления социального
Нельзя разговаривать на уроке, нельзя прогуливать школу, нельзя грубить учителю и одноклассникам, нельзя спорить с учителем.
10.Назовите конкретные законы и обычаи, которые регулируют Вашу жизнь в годы получения среднего и высшего образований.
Основной закон — образование нужно мне, поэтому меня ни кто не должен заставлять учиться. Уважительное отношение к людям дает уважительное отношение людей к тебе.
11.Покажите, чем отличаются ценности, признаваемые Вами в настоящее время, от
ценностей, которые Вы признавали в школьные годы.
В школе я старалась быть как все и принимала ценности, признаваемые коллективом. В настоящее время, когда у меня сформировалось собственное мнение, я выбираю людей, ценности которых совпадают с моими ценностями.
12.Назовите некоторые
В школьные годы было обязательным посещение уроков. Если у тебя не было пропусков, тебе ставили хорошую итоговую оценку. В университете главное не мое присутствие на лекции, а мой ответ на экзамене.
13.Покажите, в чем состоит конформизм Ваших поступков в дошкольные и школьные годы Вашей жизни.
В дошкольные годы я вела себя так, как хотели мои родители. В школьные годы я старалась поступать как все (например, когда весь класс сбегал с урока, ни кто не мог пойти на урок один, так как знал что он будет как бы выкинут из группы одноклассников).
14.Укажите на различия в
В дошкольные годы за какие либо проступки меня ставили в угол, в школе - ставили двойку в дневник, писали замечание, вызывали родителей в школу, в университете – могут исключить, не поставить зачет, экзамен, на работе - лишить премии, уволить.
15.Объясните различия в
В школьные годы преподаватели воздействовали на меня в основном через родителей. На производстве я самостоятельный человек, сам отвечающий за свои поступки.
16.Подчеркните различия в
17.Сравните систему
На производстве люди работают вместе
и поэтому имеет место
Задание 5 Тема. Социальная структура и социальная стратификация
Социальная структура общества - совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.
Социальная стратификация - разделение общества на страты (слои), которые различаются между собой по:
• уровню доходов
• видам деятельности
• политическим взглядам
• культурным ориентациям и т.д.
Социальная группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».
Социальная общность - ассоциация. Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки.
Номинальная группа - выделенная исследователем.
Реальная группа - действительно существующее объединение людей, полностью отвечающее определению малой группы.
Квазигруппы (от лат. Quasi - якобы, как будто) мнимые группы.
Малая группа - немногочисленное по составу объединение, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
Большая группа - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.
Формальная группа - вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами.
Неформальная группа - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Толпа - группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью.
Формы стратификации:
• экономическая
• политическая
• профессиональная
Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Проанализируйте социальную
Директорат предприятия (образование, наличие акций предприятия), Инженерно-Технические работники (высшее образование, стаж работы), простые рабочие.
2.Сделайте анализ
Генеральный директор предприятия - человек, имеющий пакет акций предприятия и, следовательно власть и доходы (члены совета директоров). Начальники цехов подчиняются директорату предприятия, но имеют в подчинении рабочих, достаточно большой доход по сравнению с рабочими. Начальники участков (мастера) - люди, подчиняющиеся вышестоящему начальству, практически не имеющие право спорить с начальством, имеющие относительно высокий доход. Рядовые рабочие - люди, подчиняющиеся всем, не имеющие право голоса, получающие лишь заработную плату, при неудовлетворительном размере которой имеющие право найти другую работу.
3.Перечислите социальные
Семья, русскоговорящие, горожане.
4.Укажите, в какие номинальные группы Вы входили в течении Вашей жизни. Воспитанник детского сада №246 , ученица школы №27 , студентка НГТК, студентка НФИ КемГУ, работник ОА О «КФ».
5.Покажите, членами каких квазигрупп Вы могли бы быть в последние 5 лет. Членом семьи при гражданском браке
6.Назовите виды малых групп, членами которых Вы являетесь в настоящее время. Семья, группа университета, спортивная группа СОК «Органика».
7.Перечислите разновидности больших групп, в которые Вы входите в нынешний период своей жизни.
Жители города Новокузнецка, работники металлургических предприятий, студенты - заочники.
8.Назовите первичные группы, в которых Вы функционируете, и определите вторичные группы относительно последних.
Группа ЭЗ-981, студенты НФИКемГУ; работник ЭНЦ, работники ОАО «КФ».
9.Проанализируйте свое
Рабочие с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума
10.Покажите, какие
классы существуют в окружающей
Вас социальной
В нашей стране общество можно разделить на нижний класс, средний класс и высший класс по уровню доходов. До недавнего времени большинство из нас причисляло себя к среднему классу.
11.Покажите, к какой социально-
12.Назовите признаки той
Я отношу себя к группе рабочих со средним уровнем дохода. Основными признаками группы является специальное образование, место в структуре предприятия с соответствующими правами и обязанностями, ответственность за выполнение трудовых обязанностей, заработная плата.
13.Сделайте приблизительный анализ социальной структуры района города, где Выпроживаете.
Если рассматривать социальную структуру города, то можно выделить следующие группы: безработные, пенсионеры, рабочий класс, интеллигенция, мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, высокооплачиваемые рабочие и служащие, бизнесмены крупные владельцы акций промышленных предприятий, банков и т.д.
14.Укажите основные
Рассмотрим основные характеристики малых групп на примере моей семьи. Основными характеристиками являются ограниченное число членов группы, стабильность состава, система неформальных ролей и статусов, санкции, нормы и правила поведения.
15.Перечислите каналы открытости в производственной системе, где Вы функционируете.
Возможность свободного входа и выхода любого из членов системы, информация о деятельности системы, вертикальная и горизонтальная мобильность внутри системы, система коммуникаций внутри системы и системы с окружающей средой.
Задание 6 Тема. Групповая динамика
Групповая динамика - одно из направлений микросоциологии, изучающее социальнопсихологичские особенности группового поведения.
Социальное взаимодействие - процесс непосредственных контактов, воздействие членов группы друг на друга.
Социальная установка -состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной обстановке.
Групповые нормы - правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желаемом.
Групповое давление - давление, оказываемое группой на деятельность каждого члена
данной группы.
Групповое мнение - мнение, которого придерживаются члены группы Лидерство - процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
Сплоченность - чувство «мы» - степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии.
Конфликтность - способность вступать в конфликты
Эффект накопления -
Аутсайдер - отстающий (посторонний)
Социометрия - теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной немарксистской социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и общество в целом.
Групповое решение - решение, принимаемое членами группы Групповые цели - цели, которых придерживается любой член группы Межличностная коммуникация - обмен информацией между людьми. Идентификация — признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Покажите, какие социальные
Кооперация - среди членов группы, будь то производственный коллектив или студенческая группа обязательно присутствует взаимодействие такого типа, так как выполнение некоторых видов деятельности невозможно для одного человека.
Конкуренция - каждый из членов группы всегда должен стремится к некоторой
неповторимости и совершенству, непохожести на остальных, превосходству над остальными.Конфликт - не бывает абсолютного совпадения интересов всех членов группы, поэтому важно стремится находить компромиссы и уметь избегать тяжелых конфликтов.
2.Дайте характеристику основным процессам групповой динамики, которые протекают в Вашей производственной группе.