Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Во время сессий на первый план в наших отношениях выходит учеба и это сказывается на нашем общении.

4.Покажите, какие формы  кооперации осуществляются в  производственный период Вашей  жизни.

Что касается моей работы, то прежде всего  это сотрудничество с коллегами. Я работаю не тек долго, поэтому мне важно знать, что я смогу обратиться за помощью если будет необходимо. Я же в свою очередь также стараюсь не отказывать в помощи. Так же имеет место сотрудничество с начальником, так как если я буду стараться его понимать и все делать правильно, он будет больше доверять мне.

5.Покажите, когда на  протяжении Вашей жизни существовала  конкуренция Вас с кем-либо  и что является ее основанием.

В школьные годы для меня было важно  отличаться от одноклассников (учиться  лучше, лучше одеваться, иметь больше друзей и т.д.). В настоящее время для меня важно чтобы я была лучше других в плане того, чтобы мне можно было доверять, чтобы во мне можно было быть уверенным, чтобы меня уважали.

6.Назовите возможные  виды конфликтов, которые могли  бы осуществляться в различные периоды Вашей жизни.

В школьные годы - скрытый конфликт с одноклассником (личная неприязнь  между одноклассниками, возникающая  в результате того, что по мнению другого ты «плохой»), скрытый конфликт с учителем (кажется, что другого учитель любит, а тебя - нет), скрытый конфликт с начальником (считаешь что к тебе придираются по поводу и без), открытый конфликт с одноклассником, открытый конфликт с учителем, открытый конфликт с начальником.

7.Если социальные взаимодействия  являются обменом, то объясните,  чем Вы обмениваетесь в результате социальных взаимодействий во время обучения в университете. И кто, в этом случае, является субъектом взаимодействия. Социальные взаимодействия являются обменом. В о время обучения в университете я получаю необходимые знания, а в обмен отдаю свое свободное время и внимание. Субъектами взаимодействия в этом случае являемся я и преподаватели.

8.Укажите особенности  социального контроля, реализуемого  там, где Вы работаете и назовите его тип.

Общий контроль выражается в том, что  при поступлении на работу человек подписывает трудовой договор, который содержит основные законы предприятия, которым человек должен подчиняться. Детальный контроль выражается в том, что работа человека контролируется начальником (бригадиром, мастером, начальником участка) и коллегами по работе (неформально).

9.Перечислите социальные  нормы, применяемые в процессе  осуществления социального контроля  в школьный период Вашей жизни.

Нельзя разговаривать на уроке, нельзя прогуливать школу, нельзя грубить  учителю и одноклассникам, нельзя спорить с учителем.

10.Назовите конкретные  законы и обычаи, которые регулируют  Вашу жизнь в годы получения  среднего и высшего образований.

Основной закон — образование  нужно мне, поэтому меня ни кто  не должен заставлять учиться. Уважительное отношение к людям дает уважительное отношение людей к тебе.

11.Покажите, чем отличаются ценности, признаваемые Вами в настоящее  время, от

ценностей, которые Вы признавали в школьные годы.

В школе я старалась быть как  все и принимала ценности, признаваемые коллективом. В настоящее время, когда у меня сформировалось собственное мнение, я выбираю людей, ценности которых совпадают с моими ценностями.

12.Назовите некоторые стандарты  поведения, характерные для Вас  в школьный и вузовский периоды Вашей жизни, подчеркните их отличия.

В школьные годы было обязательным посещение уроков. Если у тебя не было пропусков, тебе ставили хорошую итоговую оценку. В университете главное не мое присутствие на лекции, а мой ответ на экзамене.

13.Покажите, в чем состоит конформизм Ваших поступков в дошкольные и школьные годы Вашей жизни.

В дошкольные годы я вела себя так, как хотели мои родители. В школьные годы я старалась поступать как все (например, когда весь класс сбегал с урока, ни кто не мог пойти на урок один, так как знал что он будет как бы выкинут из группы одноклассников).

14.Укажите на различия в санкциях, применяемых субъектами контроля  на основных этапах Вашей жизни, начиная с дошкольного периода.

В дошкольные годы за какие либо проступки меня ставили в угол, в школе - ставили двойку в дневник, писали замечание, вызывали родителей в школу, в университете – могут исключить, не поставить зачет, экзамен, на работе - лишить премии, уволить.

15.Объясните различия в формальных  санкциях, применяемых субъектами  контроля в школьные годы и на производстве.

В школьные годы преподаватели воздействовали на меня в основном через родителей. На производстве я самостоятельный человек, сам отвечающий за свои поступки.

16.Подчеркните различия в агентах  и институтах контроля, с которыми Вы взаимодействуете на производственном этапе своей жизни. Если смотреть на начальника, как на человека, который дол тебе задание и ждет его исполнения, то он будет являться агентом контроля. Если смотреть с точки зрения организационной структуры предприятия (цеха) то начальство будет являться институтом контроля.

17.Сравните систему неформального  контроля, осуществляемую в школе,  с такой же на Вашем производстве.

На производстве люди работают вместе и поэтому имеет место неформальный контроль членов группы за выполнением работ, так как в случае неудовлетворительного качества выполненных работ отвечать будет весь коллектив (бригада, участок).

Задание 5 Тема. Социальная структура и социальная стратификация

Социальная  структура общества - совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

Социальная  стратификация - разделение общества на страты (слои), которые различаются между собой по:

• уровню доходов

• видам деятельности

• политическим взглядам

• культурным ориентациям и т.д.

Социальная  группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».

Социальная  общность - ассоциация. Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки.

Номинальная группа - выделенная исследователем.

Реальная группа - действительно существующее объединение людей, полностью отвечающее определению малой группы.

Квазигруппы (от лат. Quasi - якобы, как будто) мнимые группы.

Малая группа - немногочисленное по составу объединение, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

Большая группа - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.

Формальная  группа - вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами.

Неформальная  группа - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Толпа - группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью.

Формы стратификации:

• экономическая

• политическая

• профессиональная

Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Проанализируйте социальную структуру  производственной системы, в которую  Вы входите в настоящее время.

Директорат предприятия (образование, наличие акций предприятия), Инженерно-Технические работники (высшее образование, стаж работы), простые рабочие.

2.Сделайте анализ производственной  группы, в которую Вы входите  в настоящее время с точки  зрения теории социальной стратификации.

Генеральный директор предприятия - человек, имеющий пакет акций предприятия и, следовательно власть и доходы (члены совета директоров). Начальники цехов подчиняются директорату предприятия, но имеют в подчинении рабочих, достаточно большой доход по сравнению с рабочими. Начальники участков (мастера) - люди, подчиняющиеся вышестоящему начальству, практически не имеющие право спорить с начальством, имеющие относительно высокий доход. Рядовые рабочие - люди, подчиняющиеся всем, не имеющие право голоса, получающие лишь заработную плату, при неудовлетворительном размере которой имеющие право найти другую работу.

3.Перечислите социальные группы, в которые Вы включены в  качестве постоянного их члена.

Семья, русскоговорящие, горожане.

4.Укажите, в какие  номинальные группы Вы входили  в течении Вашей жизни. Воспитанник детского сада №246 , ученица школы №27 , студентка НГТК, студентка НФИ КемГУ, работник ОА О «КФ».

5.Покажите, членами каких  квазигрупп Вы могли бы быть  в последние 5 лет. Членом семьи при гражданском браке

6.Назовите виды малых  групп, членами которых Вы являетесь в настоящее время. Семья, группа университета, спортивная группа СОК «Органика».

7.Перечислите разновидности больших групп, в которые Вы входите в нынешний период своей жизни.

Жители города Новокузнецка, работники металлургических предприятий, студенты - заочники.

8.Назовите первичные группы, в  которых Вы функционируете, и  определите вторичные группы относительно последних.

Группа  ЭЗ-981, студенты НФИКемГУ; работник ЭНЦ, работники ОАО «КФ».

9.Проанализируйте свое социальное положение и в соответствии с этим определите страту, к которой Вы принадлежите.

Рабочие с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума

10.Покажите,  какие   классы  существуют  в  окружающей  Вас  социальной действительности  и определите свое место в ней.

В нашей стране общество можно разделить  на нижний класс, средний класс и  высший класс по уровню доходов. До недавнего времени большинство из нас причисляло себя к среднему классу.

11.Покажите, к какой социально-демографической  группе Вы относитесь. Я отношу себя к группе молодых женщин.

12.Назовите признаки той социально-профессиональной  группы, к которой Вы принадлежите.

Я отношу себя к группе рабочих  со средним уровнем дохода. Основными  признаками группы является специальное образование, место в структуре предприятия с соответствующими правами и обязанностями, ответственность за выполнение трудовых обязанностей, заработная плата.

13.Сделайте приблизительный анализ социальной структуры района города, где Выпроживаете.

Если рассматривать социальную структуру города, то можно выделить следующие группы: безработные, пенсионеры, рабочий класс, интеллигенция, мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, высокооплачиваемые рабочие и служащие, бизнесмены крупные владельцы акций промышленных предприятий, банков и т.д.

14.Укажите основные характеристики  одной из малых групп, в которую  Вы включены.

Рассмотрим  основные характеристики малых групп  на примере моей семьи. Основными  характеристиками являются ограниченное число членов группы, стабильность состава, система неформальных ролей и статусов, санкции, нормы и правила поведения.

15.Перечислите каналы открытости в производственной системе, где Вы функционируете.

Возможность свободного входа и  выхода любого из членов системы, информация о деятельности системы, вертикальная и горизонтальная мобильность внутри системы, система коммуникаций внутри системы и системы с окружающей средой.

Задание 6 Тема. Групповая динамика

Групповая динамика - одно из направлений микросоциологии, изучающее социальнопсихологичские особенности группового поведения.

Социальное  взаимодействие - процесс непосредственных контактов, воздействие членов группы друг на друга.

Социальная  установка -состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной обстановке.

Групповые нормы - правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желаемом.

Групповое давление - давление, оказываемое группой на деятельность каждого члена

данной группы.

Групповое мнение - мнение, которого придерживаются члены группы Лидерство - процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Сплоченность - чувство «мы» - степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии.

Конфликтность - способность вступать в конфликты

Эффект накопления -

Аутсайдер - отстающий (посторонний)

Социометрия - теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной немарксистской социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и общество в целом.

Групповое решение - решение, принимаемое членами группы Групповые цели - цели, которых придерживается любой член группы Межличностная коммуникация - обмен информацией между людьми. Идентификация — признание тождественности, отождествление объектов, опознание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Покажите, какие социальные взаимодействия  существуют в социальной среде,  где Вы функционируете в настоящее время.

Кооперация - среди членов группы, будь то производственный коллектив или студенческая группа обязательно присутствует взаимодействие такого типа, так как выполнение некоторых видов деятельности невозможно для одного человека.

Конкуренция - каждый из членов группы всегда должен стремится к некоторой

неповторимости и совершенству, непохожести на остальных, превосходству над остальными.Конфликт - не бывает абсолютного совпадения интересов всех членов группы, поэтому важно стремится находить компромиссы и уметь избегать тяжелых конфликтов.

2.Дайте характеристику основным процессам групповой динамики, которые протекают в Вашей производственной группе.

Информация о работе Социология как наука об обществе