Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

В наше время каждый человек мечтает  о прекрасном будущем, несмотря на всю неопределенность происходящих вокруг него событий. Поэтому люди часто верят вновь возникающим социальным движениям, которые обещают людям идеальную жизнь.

8. Проанализировав общественную  ситуацию региона Вашего проживания, покажите какие движения сопротивления могут там возникнуть и какие социальные силы в них должны быть заинтересованы.

Основная направленность движений сопротивления - это борьба за повышение  уровня жизни. Преобладают требования о повышении заработной платы, ликвидации задолженности по зарплате и выплате пенсий. Вместе с тем все громче раздаются требования, связанные с отстаиванием трудящимися своего права собственности на имущество предприятий.

9. Перечислите экономические  и политические обстоятельства, способствующие появлению в нашем обществе состояния беспокойства и неудовлетворенности. Невыплата заработной платы и пенсий,

10. Назовите какой-либо  социальный миф, существующий  в окружающем Вас микросоциуме, и покажите какими обстоятельствами обусловлено его появление.

11. Перечислите черты  маргинальное™, присущие какому-либо  социальному слою Вашего окружения  и покажите какими социальными  факторами они обусловливаются.  Рассмотрим на примере наших родителей. Они в своей молодости были пионерами, затем комсомольцами, стремились вступить в партию. У них не было проблемы выбора партии, которая наиболее соответствовала бы их взглядам. С появлением новых партий людям необходимо время чтобы определиться во взглядах и решить для себя какой партии отдать предпочтение.

12. Докажите возможность (или невозможность) экстремизма в той социальной группе, к которой Вы принадлежите и покажите, в чем он проявляется. Рассмотрим возможность экстремизма в производственной группе. Все члены группы заинтересованы в сохранении своего рабочего места и хороших отношений с другими членами группы и начальством. Поэтому я считаю невозможным появление экстремизма в этой группе.

13. Перечислите причины  появления социальной изоляции  и укажите профессии, доминирующие  в Вашем регионе, наиболее этому  соответствующие. В нашем регионе, например, признаки социальной изоляции присущи высшему классу (т.е директорам предприятий и т.п.). Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагает.

14.Назовите социальные группы, к которым Вы принадлежите и покажите в чем может проявляться их социальная активность и что этому мешает. Например, социальная активность производственной группы может проявляться в том, что люди должны уметь требовать соблюдение своих прав, которые в наше время не всегда соблюдаются. Этому мешает боязнь большинства людей потерять работу.

15.Обоснуйте возможности социальных  компенсаций для какой-либо группы, к которой Вы принадлежите, и покажите в чем они должны состоять. Рассмотрим людей, занятых на вредных производствах. К возможным социальным компенсациям можно отнести, например, надбавки к заработной плате, снижение пенсионного возраста, оплата санаторного лечения и т.п.

Задание 14 Тема. Социальные конфликты

Социальный конфликт - воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Предконфликтная ситуация предшествует конфликту, развивается в него

Инцидент - случай, происшествие, столкновение, недоразумение

Скрытый инцидент

Открытый инцидент

Разрешение конфликта - завершение инцидента. Полное разрешение: борьба сменяется сотрудничеством. Частичное разрешение: сохранены побудительные установки к продолжению конфликта.

Угашение конфликта

Профилактика конфликта

Управление конфликтом - есть управление конфликтной ситуацией

Причина конфликта - у всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Повод конфликта Сторона конфликта

Субъект конфликта - человек или социальная группа, способная самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Межличностный конфликт - разногласия между людьми. Конфликтное поведение Острота конфликта Рефлексивное управление конфликтом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Перечислите разновидности социальных  конфликтов, наиболее распространенные  в социальных группах, в которых Вы функционируете. Внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт

2.Приведите пример конфликтной  ситуации в Вашей производственной  группе и найдите ее причины.

Одна  из нас является сожительницей нашего мастера (причем они познакомились  на работе). Она стала часто отпрашиваться  с работы, не выходить на работу по праздникам, небрежно относиться к своим обязанностям. В нашей производственной группе начал нарастать конфликт и мы вынуждены были обратиться к вышестоящему начальству.

Основными причинами конфликта являются взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

3.Назовите черты предконфликтной  ситуации, описанной во втором  вопросе и покажите как этого конфликта можно было бы избежать.

В нашей производственной группе все уже устали терпеть такое поведение и ждали следующего инцидента, чтобы обратиться к вышестоящему начальнику. Чтобы избежать этого конфликта мастер должен был обсудить эту проблему дома со своей женой и объяснить ей что их совместное проживание не оправдывает ее поведение.

4.Укажите  характерные признаки инцидента  для Вашего примера (вопрос 2).

Инцидентом  в нашем случае послужил случай, когда эта девушка пришла на работу, приняла смену, а затем ушла и  целый день ее никто не видел. Всю  работу в этом случае должна была взять на себя ее напарница, но она решилась позвонить начальнику цеха и сказала, что напарницы нет на рабочем месте и что это происходит уже не в первый раз.

5.Найдите пути разрешения конфликта  в случае Вашего примера (вопрос 2). В случае конфликта в производственной группе можно применять следующие методы разрешения конфликта — это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

6. Назовите субъектов управления конфликтом для указанного Вами случая и назовите основную задачу этого управления.

Для указанного случая, субъектом  управления конфликтом является руководитель, основная задача которого в данном случае состоит в анализе фактических причин конфликта и влиянии на возможность будущих конфликтов (устранение причин конфликтов)

7.Назовите отличия скрытого  инцидента от инцидента открытого.

Скрытый инцидент имеет место между двумя  людьми и разрешается только этими  двумя людьми.

8.Назовите возможные варианты повода к конфликту в приведенном Вами примере конфликта.

В моем примере  поводов к конфликту много, например, явное неуважение к нам со стороны нашей коллеги и нашего мастера, постоянно повторяющиеся проступки нашей коллеги, непонимание того, что ее поведение вызывает бурное возмущение у всех членов производственной группы.

9.Укажите субъектов конфликта для Вашего примера и покажите, чем отличается их поведение в процессе инцидента .

Субъектами  конфликта в моем случае являются все члены производственной группы.

10.  Обоснуйте возможность межличностного конфликта для какой-либо хорошо знакомой Вам социальной группы.

Представим, что два художника работают над  одной и той же рекламой, но имеют  разные точки зрения относительно способа  ее подачи. Каждый старается убедитьдиректора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличие одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться  и как столкновение личностей.

Люди  с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

11. Покажите факторы возникновения  конструктивного конфликта для производственной группы, где Вы функционируете.

Конструктивный  конфликт подразумевает возможность  примирения и углубления гармонии.

12. Назовите возможные виды агресс-субъектов  конфликта возможного в какой-либо  хорошо знакомой Вам группе.

13. Перечислите прямые методы воздействия на конфликт, на Ваш взгляд наиболее эффективные в какой-либо воображаемой ситуации. Угашение конфликта

14. Приведите пример использования  косвенных методов разрешения  конфликта (можно

предположительно).

Профилактика  конфликта

15. Назовите условия, при которых психологическое воздействие на конфликт могло бы принести успех.

Психологическое воздействие на конфликт может принести успех тогда, когда  субъекты конфликта не могут или  не хотят разрешить конфликт.

Задание 15 Тема. Социальные процессы

Социальный процесс - последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта.

Кооперация - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда

Конкуренция - взаимоотношения активного соревнования между людьми, социальными группами за лучшие условия существования

Внутригрупповая конкуренция -конкуренция внутри группы.

Межгрупповая  конкуренция - конкуренция между отдельными группами.

Социальная  адаптация - процесс   активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

Производственная  адаптация

Адаптация психологическая

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.

Конфликт конструктивный

Конфликт деструктивный

Ассимиляция - от лат. Assimilatio - уподобление, слияние, усвоение. Процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Ассимиляция социальная

Ассимиляция культурная

Ассимиляция языковая

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Укажите социальные процессы, в которых Вы принимали участие на различных этапах своей жизни.

Кооперация, конфликт, конкуренция, приспособление, систематические связи.

2. Покажите, какие формы кооперации  могут осуществляться между студентами  и преподавателями в учебном  процессе.

Взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества.

3.Приведите примеры  производственной кооперации, в  которых Вы участвуете, Ваша бригада  и Ваше предприятие.

Например, мы с моей напарницей делим всю работу на двоих, если одна больна или плохо себя чувствует, то она делает то, что может, а другая выполняет остальную работу (рассчитывая на такое же поведение напарницы в подобном случае).

4. Назовите какую-либо форму  семейной кооперации и укажите  на ее плюсы и минусы в плане получения результатов.

Подготовка праздничного стола. Плюсы - один человек не выполняет всю работу, минусы несогласованность действий.

5. Покажите, в чем проявляется конкуренция в каком-либо виде Вашей деятельности и к чему она может привести.

В производственной группе каждый старается, чтобы начальство видело его «хорошую» работу, что приводит иногда к конфликтам.

6. Докажите возможность конкуренции  в Вашей производственной группе  и покажите возможные последствия.

В нашей  производственной группе каждая старается  работать лучше других и выполнять все требования начальства (на случай возможного сокращения и т.п.). Последствия – более слаженная работа всего коллектива.

7. Перечислите обстоятельства, к которым адаптируется школьник, переходя в очередной класс, и иллюстрируйте примерами из своей жизни.

Например, при переходе из 9 в 10 класс, это новые  предметы, новые учителя, состав класса.

8. Назовите факторы, которые помогли Вам адаптироваться к производственным условиям в случае Вашей первой работы.

Помощь  напарницы по работе, терпимость к возможным ошибкам в первое время готовность ответить на все мои вопросы и показать все, что мне необходимо уметь делать.

9. Укажите главное  условие, которое помогло Вам  адаптироваться к семейной жизни  и главное обстоятельство, мешавшее этому.

Помочь адаптироваться к семейной жизни может невмешательство родителей супругов (обоих) в возможные конфликты, а помешать - то, что родители пытаются лезть во всё и давать советы, о которых их не просят.

10. Назовите разновидности конфликтов, которые могли бы произойти или произошли в Вашей семье, участке работы, дружеской группе.

В семье - примиримые, явные. В дружеской  компании - примиримые явные и латентные.

11. Перечислите условия деструктивности  конфликта в условиях производства, семьи. Длительность последствий конфликта, выраженных в послеконфликтных переживаниях, бывает гораздо большей, чем сам конфликт.

12. Покажите, в чем заключаются  ассимилятивные процессы в Вашей  семье и к чему они приводят  или могут привести.

В наше время, культура молодежи значительно  отличается от культуры наших родителей. Мои родители стараются не критиковать моих взглядов, идти на разговоры и совместное рассмотрен ие каких либо расхождений во мнен иях.

Информация о работе Социология как наука об обществе