Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа
Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество
Аналитическое исследование - самый серьезный вид социологического анализа. Описывает не только элементы изучаемого явления, но и его причины. Ведется поиск причинно-следственных связей.
Программа социологического исследования содержит два раздела:
• методологический раздел:
- формулировка и обоснование социальной проблемы
- определение объекта и предмета исследований
- определение задач исследования и формулировка гипотез
• методический раздел:
- определение изучаемой совокупности
- характеристика методов сбора первичной информации
- последовательность применения инструментария
программа обработки собранных данных на ЭВМ.
Проблема исследования Объектом исследования могут быть:
• социальный процесс
• сфера социальной жизни
• трудовой коллектив
• определенные общественные отношения и пр.
Предмет исследования - идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту.
Цель исследования - может быть любой, ставится конкретно
Задачи исследования бывают:
• главные (основные) - центральный вопрос исследования
• дополнительные (неосновные).
Интерпретация понятий - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык
Гипотеза исследования - предположительное суждение о закономерной связи явлений.
Выборка применяется в случае, когда объект исследования насчитывает более 500 человек. Единица опроса выбирается с учетом важнейших признаков социального объекта. Выборочная совокупность должна являться микромоделью генеральной совокупности, обладать ее важнейшими признаками.
Метод исследования - использование методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, цели исследования, а также его вида
Генеральная совокупность - основная (целая) совокупность
Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности
Механическая выборка - состоит из следующих этапов: выбор группы (коллектив, элементы поселения и т.п.); выбор единицы отбора (элемента, имеющего типичные для всей группы признаки); среди единиц отбора выбирают единицы анализа. Здесь соблюдается шаг отбора - промежуток между отбираемыми.
Серийная выборка - состоит из следующих этапов: генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, профессии и т.п.); генеральная совокупность делится на однородные части (серии); из каждой серии отбираются респонденты, их число должно быть пропорционально числу элементов серии.
Гнездовая выборка - в качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы.
Стихийная выборка - почтовый опрос телезрителей, читателей газет
Метод основного массива - опрашивается 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки - часто применяется при опросах общественного мнения, если есть данные о контрольных признаках (параметрах) элементов генеральной совокупности. Данные о контрольном признаке выступают в качестве квоты (не более четырех признаков).
Рабочий план исследования состоит из четырех блоков:
• первый блок предусматривает:
утверждение программы исследования подготовку инструментария исследования формирование группы сбора первичной информации проведение пилотажного исследования и т.д.
• второй блок включает все организационные и методические работы, то есть отвечает на вопросы:
что надо делать?
где?
когда?
в какие сроки?
• Третий блок посвящен обработке собранной информации на ЭВМ:
выбраковка анкет, в которых нет ответа на ключевые вопросы открытые вопросы кодируют (шифруют, создают альтернативы) альтернативы вводятся в ЭВМ получаются сводные таблицы - табуляграммы.
• Четвертый блок - работы, связанные с анализом результатов обработки. На основе табуляграмм подготавливаются отчеты:
предварительный
промежуточный
итоговый
Делаются выводы, формулируются практические рекомендации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Перечислите проблемы Вашей
производственной группы, которые
можно было бы исследовать
и решить с помощью
2.Сформулируйте цель
и задачи прикладного
Рассмотрим проблему текучести кадров. Целью прикладного исследования будет выявление объективных причин текучести кадров на предприятии (в цехе, на участке) и последующее их устранение . Задачами исследования будет исследование случаев увольнение работников, выявление основных причин, анализ и выделение наиболее часто встречающихся.
Объект исследования — коллектив предприятия, предмет исследования — социальные
ориентации
каждого члена
Задача исследования — изучение социальных ориентации рабочих предприятия в
соответствии с занимаемой должностью, статусом и уровнем заработной платы.
Выборочный метод (серийная выборка) исследования, анкетный опрос.
Обработка собранной информации, подготовка отчета.
4. Укажите объект
и предмет исследования для
анализа дисциплины
Объект исследования - производственный коллектив (в целом), предмет исследования -дисциплина членов коллектива.
5. Назовите какие-либо
из ключевых понятий,
6. Перечислите 2-3 гипотезы
потенциально объясняющих
производственной группы.
Причиной массового увольнения работников предприятия может являться неудовлетворенность уровнем заработной платы. Отношения в коллективе - важное условие производительного труда. Чтобы получить высокое качество работы от коллектива руководитель должен организовать соответствующие условия работы.
Механическая выборка - при исследов
ании коллектива в целом. Серийная выборка - при исследовании коллектива, но разделенного на серии: отдельно ИГР, рабочих основных цехов (вспомогательных цехов) и т.д. Гнездовая — например, когда в качестве единиц исследования берутся бригады одного из цехов (цеха одного предприятия).
8. Выберите метод исследования,
который можно было бы
9. Назовите метод
социологического исследования, который
мог бы быть наиболее
10. Докажите, что метод гнездовой выборки невозможно применять при исследовании членов Вашей семьи.
Семью невозможно поделить на группы.
11. Определите генеральную совокупность при исследовании проблемы взаимоотношений в структурной группе, к которой Вы принадлежите. Трудовой коллектив цеха (целиком).
12. Составьте рабочий план
Рассмотрим проблему совмещения учебы и работы.
Объект исследования - студенты (дневного, вечернего и заочного обучения), совмещающие учебу с работой, предмет исследования - возможность совмещения работы и учебы. Задача исследования - влияние проблемы необходимости совмещения учебы с работой на качество образования.
Применяется метод анкетного опроса.
Рабочий
план: 1. Утверждение программы
2. Организационные
и методические вопросы (
3. Обработка анкет.
4.Подготовка отчетов.
13. Назовите метод исследования, который Вы использовали бы для изучения дисциплины какой-либо социальной группы. Обоснуйте выбор.
Я бы использовала полевое наблюдение (в естественной среде) так как иной способ может дать неверные результаты, так как у членов исследуемой группы будет возможность изменить свое поведение.
14. Определите объект и предмет
исследования в случае
Объект исследования — вся социальная группа, предмет исследования - ценностные ориентации каждого члена группы.
15. Назовите виды выборки,
которые можно было бы
Задание 11
Тема. Методы сбора информации в социологическом исследовании
Метод исследования - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности
Техника исследования- совокупность средств исследования
Процедура исследования - установленный порядок ведения исследования
Анкетирование - - основывается на высказываниях отдельных лиц. Проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов
Интервью - заранее запрограмммированная целенаправленная беседа с респондентом
Экспертная оценка - мнение экспертов
Социологический эксперимент - общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях
Открытый вопрос - предусматривает свободную форму ответа..
Косвенный вопрос - применяется, когда речь идет о мотивах поведения, мнения и др.
Прямой вопрос - устанавливает наличие или отсутствие факта
Полузакрытый вопрос - добавление к списку ответов фразы «другие...» - причины, мотивы и т.д.
Глубинное интервью - применяется для выяснения общественного мнения по определенному кругу вопросов.
Фокусированное интервью - изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации)
Включенное наблюдение - когда исследователь является участником событий
Систематическое наблюдение - проводимое по заранее разработанному жесткому плану изучения объекта в течение определенного времени
Несистематическое наблюдение - кратковременные наблюдения на стадии «разведки»
Открытое наблюдение - когда объект знает что за ним наблюдают
Скрытое наблюдение - объект не знает, что за ним наблюдают
Натурный эксперимент - проводится на малых группах, подразделяется на лабораторный и полевой.
Мысленный (модельный) эксперимент - встречается в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа
Контент-анализ - формализованный (количественный) метод анализа документов -научный анализ документов, а также СМИ.
Социологический документ - источник, содержащий информацию о явлениях общественной жизни, о социальных объектах.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1. Перечислите разновидности опросов, которые можно было бы использовать при изучении взаимоотношений для конкретной (укажите) социальной группы. Рассмотрим на примере семьи. Здесь наиболее целесообразно применить фокусированное (направленное) интервью.
2. Покажите, в чем состоят различия в возможных результатах при использовании методов анкетирования и интервью в процессе исследования проблемы взаимоотношений в каких-либо социальных группах.
При заполнении анкеты есть возможность обдумать ответ на поставленный вопрос
3. Покажите с какими целями
может бать использован метод
экспертной оценки в какой-
4. Составьте примерную анкету
для исследования отношения
1. Какие качества, по Вашему мнению,
должен иметь настоящий
2. Насколько ваш руководитель соответствует вашим понятиям о настоящем руководителе?
3. Какие наилучшие качества
4. Чего на ваш взгляд не хватает в образе и характере вашего руководителя?
5. Какие качества вашего
6. Могли бы вы себя представить на месте вашего руководителя? В каких ситуациях Вы поступали бы также, а в каких иначе и почему?
5. Составьте план проведения интервью с целью изучения отношения работников к труду. Во-первых, по моему мнению необходимо задать следующие о причинах, по которым человек работает, что для него важнее результат своего труда или денежное вознаграждение, хотел бы он сменить место работы? Затем можно задать вопросы, касающиеся отношения человека к конкретным вещам (взаимоотношениям между начальником и рабочими, между рабочими, о степени заинтересованности в наилучшем качестве работы, о факторах, которые помогают (мешают) работе и т.д. важен также вопрос о том как, по мнению конкретного работника, человек должен относиться к труду.