Статистика использования численности и рабочего времени персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка предложений и рекомендаций по формированию и эффективному использованию рабочей силы и рабочего времени на предприятии ЗАО «ГОТЭК» на основе их статистического анализа. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - раскрыть основные понятия данной темы; - определить состав, структуру, основные показатели использования и методы анализа рабочей силы и рабочего времени; - провести статистический анализ использования рабочей силы и рабочего времени на ЗАО «ГОТЭК» за 2009 – 2011 гг. - разработать предложения и рекомендации по совершенствованию использования рабочей силы и рабочего времени на предприятии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...……4
1 Теоретические аспекты статистико-экономического анализа рабочей силы и рабочего времени на предприятии……………………………………………………….7
1.1 Понятие, классификация, состав и структура рабочей силы и рабочего времени…………………………………………………………………………………….7
1.2 Показатели использования рабочей силы и рабочего времени…………………..12
1.3 Статистические методы анализа рабочей силы и рабочего времени…………..17
2 Статистический анализ использования рабочей силы и рабочего времени на ЗАО «ГОТЭК» за 2009 – 2011 г. г………………………………………………………….…22
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………………...22
2.2 Анализ динамики численного состава работников предприятия и текучести персонала………………………………………………………………………………..27
2.3 Анализ использования рабочей силы и рабочего времени на предприятии……………………………………………………………………………...29
3 Разработка предложений по совершенствованию использования рабочей силы и рабочего времени на предприятии………………………………………………….…..33
3.1 Пути повышения эффективности использования рабочей силы и рабочего времени на предприятии ЗАО «ГОТЭК»….………………………………………..….33
3.2 Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи текущих кадров и заработной платы………………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика использования численности и рабочего времени персонала предприятия.docx

— 144.40 Кб (Скачать файл)

Сводка и группировка  информации по статистике труда позволяет  получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего анализа. При  этом также используются методы, разрабатываемые  общей теорией статистики.

Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды).[9]

Метод выборочных средних  и относительных величин проводится в целях распространения выводов, полученных по данным выборки, на генеральную  совокупность. Основная задача - на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные  суждения о показателях средней  и доли в генеральной совокупности. Метод средних и относительных  величин используется для характеристики интервального ряда распределения. К относительным величинам относятся:

- относительные величины динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);

- относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения);

- относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период , относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);

- относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стане);

- относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).[8]

В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и  силы связи, но и в определении  формы (аналитического выражения) влияния  факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей  труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.).

Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%).

Для изучения связи между  явлениями и их признаками строят корреляционную таблицу. Корреляционная таблица - специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.

Для уточнения формы связи  между рассматриваемыми признаками, а также для наглядного анализа  и обобщения данных используется графический метод. С помощью графического метода определяют Мо - моду и Ме - медиану вариационного ряда. Корреляционное поле получаем путем нанесения на график точек, соответствующие факторному и результативному признакам. [7]

В международной статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).[10]

При осуществлении классификации  единиц совокупности по нескольким признакам  международная статистика труда  использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).[4]

Особое место в статистике труда занимает балансовый метод, который дает возможность получить промежуточные показатели в период между единовременными обследованиями (например, между переписями населения). Кроме того, он характеризует наличие, движение и использование трудового потенциала (в частности, баланс занятого населения и его использования по отраслям и секторам экономики). Балансовый метод позволяет увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить избыток или недостаток рабочей силы в экономике.[12]

Классификация методов и  способов исследования  использования  рабочего времени проводится по нескольким признакам:

- по количеству наблюдаемых  объектов (индивидуальные и групповые);

- по форме проведения  исследования (непосредственные замеры времени, метод моментных наблюдений);

- по форме фиксации  данных (непрерывное, сплошное наблюдение, выборочное, циклическое наблюдение);

- по виду наблюдения (визуальное, с приборами автоматического учета);

- по наблюдателю (сторонний наблюдатель, сам исполнитель);

- по форме записи (цифровая, индексная, графическая, осциллографическая, фотокиносъемка). 

Следовательно,  для изучения затрат рабочего времени на предприятии применяются такие статистические методы, как группировка, индексный метод, метод выборочных наблюдений.

Подводя итоги к главе, можно сделать вывод, что при  анализе использования рабочей  силы и рабочего времени необходимо правильно применять различные  статистические показатели, методы и  способы, в результате, можно наиболее полно изучить процессы труда на предприятии и избежать фактических затрат работников.

 

 

2  СТАТИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ  СИЛЫ И РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА  ЗАО «ГОТЭК» ЗА 2009 – 2011 г. г.

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

В 1991 г. В результате акционирования Железногорского комбината гофротары  и этикеток было зарегистрировано Закрытое акционерное общество «ГОТЭК», на базе цеха по производству полиэтиленовой пленки образовано ЗАО «ПОЛИПАК», создана  производственно-издательская фирма  «Визир», специализирующаяся в области  графического дизайна.

Основное производство компании «ГОТЭК» располагается в городе Железногорске Курской области. Созданный на базе Железногорского комбината гофротары и этикеток, ЗАО «ГОТЭК» сейчас содержит 9 производственных объединений и контролируется председателем совета директоров Владимиром Чуйковым.

Сегодня  Группа предприятий  «ГОТЭК» - крупнейший в Российской Федерации производитель современной упаковки и упаковочных материалов, лидер отечественного рынка по ассортименту выпускаемой продукции. В Группу предприятий «ГОТЭК» входят четыре самостоятельные компании-производителя, предлагающие комплексные упаковочные решения товара – ЗАО «ГОТЭК», ЗАО «ГОТЭК-ПРИНТ», ЗАО «ПОЛИПАК», ЗАО «ГОТЭК-ЛИТАР». Рассмотрим в качестве объекта исследования ЗАО «ГОТЭК» - предприятие, производящее гофрокартон, транспортную и потребительскую тару из гофрокартона с многоцветной флексографической печатью. Группа предприятий является лидером на отечественном рынке упаковки из гофрокартона. Этот вид продукции производят три предприятия, входящие в состав компании: ЗАО "ГОТЭК" (г. Железногорск, Курская область), ЗАО "ГОТЭК-ЦЕНТР" (г. Новомосковск, Тульская область) и ЗАО "ГОТЭК Северо-Запад" (Ленинградская область). Миссия Группы предприятий «ГОТЭК»: «Мы видим свою миссию в том, чтобы создавать рациональное упаковочное решение для каждого клиента, точно зная, как это сделать лучше и эффективнее всех на рынке».

Современный производственно-технологический  комплекс предприятий по изготовлению гофроупаковки позволяет удовлетворять  пожелания самых требовательных клиентов с учетом индивидуальных особенностей их продукции и предпочтений. Потенциал  комплекса дает возможность производить  упаковку любой сложности с печатью  до пяти цветов, наносить перфорацию и  разрывную ленту, защитные водо- и  жиростойкое покрытия.

 Используемые в компании  технологии позволяют производить  упаковку не только в больших  объемах, но и самого высокого  качества, которое подтверждено  Сертификатом соответствия системы  менеджмента качества ИСО9001:2000.

Производство ЗАО “  ГОТЭК” состоит  из 4-х основных цехов:

- цех гофропродукции (гофрокартон,  гофроящикии);

- цех бугорчатых  прокладок  (бугорчатые прокладки для яиц);

- цех полиграфии (этикеточная  и коробочная  продукция);

-  цех  флексографии  (парафинированные  этикетки).

ЗАО «ГОТЭК» представляет большой интерес для отечественных  и зарубежных товаропроизводителей, которым удобно получать  ассортимент  упаковок из одного источника. Впервые  в России, на предприятии организовано производство упаковки из  кашированного  гофрокартона для товаров быта, электротехники, медицинского оборудования. Предприятие  полностью оснащено импортным оборудованием, персонал имеет опыт его эксплуатации.

На  рынке гофроупаковки наблюдается региональная конкуренция. Исходя из этого, основными  предприятиями – конкурентами для ЗАО «ГОТЭК» являются: Stora Enso (Калужская область), Архбум (предприятие в Подольске), Гофрон (Московская область), ПЭФ «Союз» (г.Москва).

Конкурентные преимущества ЗАО «ГОТЭК» базируются на высочайшем качестве упаковки, изготавливаемой на оборудовании мировых лидеров: «Ман Роланд», «Бобст», «Шток».

Высокая конкуренция на рынке  влечет повышение качественного  уровня упаковки, а экономические  тенденции – увеличение доли более  дорогих видов упаковки, основные потребители которой находятся  в Москве и Санкт-Петербурге.

Поставщики, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок сырья (материалов): ОАО «Монди Сыктывкарский», ООО «Пак-Трейд», ОАО «Архангельский ЦБК». Доля импорта  в поставках  материалов и товаров предприятию  составляет 20,5% (включая Украину  и Беларусь).

Среди заказчиков фирмы «ГОТЭК»  такие крупные предприятия, как    «Проктер энд Гэмбел», «Марс», «Кока-кола», московские  кондитерские фабрики  «Красный Октябрь», «Бабаево», «Рот-Фронт», Бирюлевский и Царицынский мясоперерабатывающие комбинаты, Московский ЛВЗ «Курский», Предприятия Курской области. Продукция  предприятия  поставляется не только в различные регионы России и  стран СНГ, а также в Польшу, Болгарию, Венгрию,  страны Прибалтики.

С целью привлечения заказчиков, определения перспектив развития производства упаковки  ЗАО «ГОТЭК» принимает  активное участие в выставках.

Предприятие участвовало  в крупной выставке  упаковки материалов, изделий, машин и технологий «Росупак – 97» и в 9-й  Международной  специализированной выставке «Упаковка-96», где  впервые в России  проходил конкурс «Упаковка - звезда  России». В категории потребительских  упаковок ЗАО «ГОТЭК» удостоен 2-го места с вручением серебряной медали и диплома за оригинальную конструкцию и интересное дизайнерское решение упаковки из микрогофрокартона  «Поршень ВАЗ» и привлекательный  дизайн коробки для упаковки конфет «Русский самовар».

Организационная структура  ЗАО «ГОТЭК» имеет линейно-функциональную организационную структуру, которая  состоит из 37 звеньев, каждое ответственно за свои специализированные функции.

И все же, несмотря на жесткую  конкуренцию отечественных и  зарубежных предприятий, производящих упаковочную продукцию, ЗАО «ГОТЭК»  занимает одно из лидирующих положений  на рынке упаковочных материалов. Потребителей продукции ЗАО «ГОТЭК»  привлекает высокое качество, гибкие условия сделки, послепродажное обслуживание, учет пожеланий клиента, предложения различных дизайнерских решений.

Для проведения анализа экономической  деятельности ЗАО «ГОТЭК»  используются показатели результатов деятельности предприятия, от которых зависит финансовое состояние предприятия, устойчивость и его стабильность.

Основные показатели результатов экономической деятельности ЗАО «ГОТЭК» рассчитывались на основе бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2011 годы.

Данные о результатах  экономической деятельности предприятия  приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные показатели результатов экономической деятельности ЗАО «ГОТЭК» за 2009 - 2011 годы

Показатель

2009

год

2010

год

2011

год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2010 -

к 2009

2011 -

к 2010

2010 -

к 2009

2011-

к 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Объем производства продукции,  тыс. руб.

919286,4

1265314,6

1290556

346028,2

252414,4

37,6

1,99

2 Выручка  от реализации продукции, тыс.  руб. 

918752

126823

1293526

347071

27703

37,7

2,18

3 Среднегодовая  стоимость основных средств, тыс.  руб. 

74136

74212

339620

76

265408

0,1

357,6

4 Среднесписочная  численность работников, чел. 

952

608

473

-344

-135

-36,1

-22,2

5 Среднемесячная оплата труда  одного работника ППП, руб. 

267,4

219,2

124,6

-48,2

-94,6

-18

-43,2

6 Производительность труда по  товарной продукции на одного  работника ППП, тыс.руб./чел. 

965

208,5

2734,7

-756,5

2526,2

-78,4

1211,6

1

2

3

4

Продолжение таблицы 1

5

6

7

8

7 Фондоотдача

12,4

17,05

3,8

4,65

-13,25

37,5

-77,7

8 Фондоемкость

0,08

0,05

0,26

-0,03

0,21

-37,5

420

9 Фондовооруженность, тыс.руб./чел.

77,8

122,05

718,01

44,25

595,96

56,8

488,3

10 Среднегодовая  стоимость оборотных средств,  тыс. руб. 

1595731

2459371

3260098,5

863640

800727,5

1439,5

32,5

11 Коэффициент  оборачиваемости, раз 

0,57

0,05

0,39

-0,52

0,34

-91,2

680

12 Прибыль  (убыток) от реализации продукции,  тыс. руб. 

25078

40089

54870

15011

14781

59,8

36,8

13 Рентабельность  продаж, %

2,7

31,6

4,24

28,9

-27,4

1070,4

-86,6

14 Рентабельность  затрат, %

3,1

-3,5

-4,7

-6,6

-1,2

-212,9

34,3

Информация о работе Статистика использования численности и рабочего времени персонала предприятия