Страхование вкладов физических лиц в банках РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - обосновать и разработать рекомендации для совершенствования правового регулирования страхования вкладов физических лиц.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать механизмы правового регулирования страхования вкладов физических лиц.
2. Определить тенденции развития на рынке страхования вкладов населения в РФ.
3. Выявить проблемы законодательства о страховании вкладов.
4. Определить перспективы развития системы страхования вкладов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц……...4
1.1. Страхование вкладов как особый вид страхования……………………..….11
1.2. Страхование банковских вкладов за рубежом………………………………16
1.3. Особенности страхования банковских вкладов в Российской Федерации..21
Глава 2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов физических лиц в банках РФ……………………………………………25
2.1. Тенденции развития на рынке страхования вкладов населения в РФ…….25
2.2. Проблемы законодательства о страховании вкладов………………………32
2.3. Перспективы развития системы страхования вкладов…………………….42
Заключение………………………………………………………………………..59
Список использованной литературы…………………………………………….66

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование вкладов физических лиц в банках РФ.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Страхование вкладов в Японии реализуется с 1971 г. посредством Корпорации по страхованию депозитов, управляют которой в отличие от США в том числе и представители банков. Как и в Российской Федерации, участие в системе страхования вкладов обязательно для всех кредитных организаций. Яркой особенностью японской системы является то, что к участию в ней не допускаются отделения иностранных банков. При наступлении страхового случая денежные средства выплачиваются из специального фонда, который формируется из ежегодных взносов.

Для Великобритании также характерен обязательный порядок страхования вкладов. Страхуются только вклады в фунтах стерлингов (аналогичным образом денежное возмещение в Японии выплачивается лишь в случае, если депозиты вкладчиков были выражены в иенах), однако в истории формирования системы имел место период, когда компенсировались также и вклады в других валютах. Иностранные банки также участвуют в системе. При этом для них в Англии действует Страховой фонд защиты депозитов, который является источником дополнительных денежных средств в случае их недостаточности. Формирование Страхового фонда депозитов происходит за счет вступительных взносов банков-участников. Правление Фонда осуществляется в том числе директорами банков. Система является одной из самых развитых в мире, поскольку прошла длительный путь развития и претерпела многочисленные изменения.

Система страхования Франции (а также Швейцарии, Германии, Австрии и ряда других континентальных стран) характеризуется не прямым, а косвенным воздействием государства. Страховые фонды формируются из взносов самих банков, однако они могут быть недостаточными и периодическими, а следовательно, можно говорить о формальном отсутствии фонда или его ограниченности.

В развивающихся странах (таких, как, например, Аргентина) страхование вкладов происходит с непосредственным участием государства, но существенным недостатком является, как правило, низкий предел страхования.

В Эстонии Фонд гарантирования депозитов формируется за счет взносов (вступительных и периодических). Несмотря на то что государство не принимает участия в финансировании Фонда, законодательство предусматривает возможность оказания финансовой помощи в случае нехватки средств, необходимых для выполнения им своих обязательств перед вкладчиками. Возмещению подлежат вклады в местной валюте (кронах) и евро. Как и в большинстве стран, участие в системе является обязательным, причем происходит это автоматически после получения кредитной организацией соответствующей лицензии. Основное отличие эстонского механизма страхования вкладов - в возможности страхования не только депозитов, но также и инвестиций, и вложений в пенсионные фонды.

В Латвии функционирует Фонд гарантирования депозитов, управляемый независимым органом финансового надзора. Финансирование Фонда происходит за счет следующих источников:

- средства бюджета (перечисляются  первоначально);

- сумма, перечисленная Банком  Латвии;

- вступительные взносы  участников;

- календарные взносы  участников.

Как и во всех вышеперечисленных случаях, мы видим обязательность участия в Фонде всех банков без исключения.

Система страхования вкладов в Литве реализуется государственным учреждением - Фондом страхования депозитов. Аналогично другим странам финансирование его деятельности осуществляется за счет взносов, вступительных и календарных. Характерной особенностью является возможность исключения банков из числа участников, которое происходит по решению Совета Фонда. Страхуются депозиты в национальной валюте, в евро и в долларах США.

Многолетний опыт функционирования систем страхования вкладов в развитых странах показывает их эффективность как для членов общества, так и для экономики страны. В нашем государстве подобная система была введена сравнительно недавно - лишь в 2004 г. и представляет собой специальную программу, которая реализуется в соответствии с законодательством.

 

             1.3. Особенности страхования банковских вкладов

                                     в Российской Федерации

 

С введением механизма страхования реализуется на практике положение Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности9" об обеспечении возврата вкладов. Сущность страхования предполагает следующее: если банк не способен удовлетворить законные требования вкладчиков, это делает государство.

Как и во всех странах, которые ввели систему, в РФ участие банков обязательно, однако происходит это не автоматически, с получением лицензии, а лишь после постановки кредитной организации на учет, то есть вклады считаются застрахованными с момента включения банка в реестр участников системы.

Сущность любой системы страхования заключается в обязательстве страховщика произвести страховую выплату при наступлении страхового случая, под которым в данной ситуации понимается неспособность банка удовлетворить требования кредитора. А под неспособностью банка удовлетворить требования кредиторов могут пониматься как отзыв лицензии, так и введение Банком России соответствующего моратория. Процедура обращения за возмещением по вкладам устанавливается законодательством.

Для сравнительно-правового анализа систем страхования вкладов в разных странах принципиальное значение имеет размер возмещения. Статья 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" устанавливает предел возможного возмещения - не более 100000 рублей. Принцип расчета суммы возмещения по конкретному вкладу следующий: размер определяется, исходя из суммы обязательств по вкладам, при этом подразумевается, что возмещение составляет 100 процентов суммы вклада. Если обращаться к законодательству, посвященному страховому делу (а именно к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), то можно определить сумму возмещения как величину, которая соответствует страховой сумме, т.е. установленной законом или договором и выплачиваемой при наступлении страхового случая. Говоря другими словами, указанное положение означает, что в тех случаях, когда сумма вклада превышает 100000 рублей, на сколько - принципиального значения не имеет, вкладчику будет выплачена сумма в 100000 рублей. В настоящее время система страхования вкладов обеспечивает стопроцентный возврат денежных средств большинству вкладчиков <5>, однако Совет Федерации одобрил закон, увеличивающий размер возмещения по вкладам в полном размере суммы вклада в банке, если она не превышает 100 тысяч рублей, плюс 90 процентов от суммы, превышающей 100 тысяч рублей, но в совокупности не более 190000. К июлю 2007 г. предполагается увеличить эту сумму до 300 тысяч рублей. В результате возрастет число вкладчиков, получающих полное возмещение по вкладам. Необходимость увеличения суммы возмещения объясняется ее взаимосвязью с ВВП: мировой опыт показывает, что размер страховки должен находиться в пределах 1 - 2 долей ВВП на душу населения. Когда закон принимался, размер страховой суммы был равен 1,36 доли ВВП на душу населения, однако сегодня эта величина падает. Другой причиной является увеличение числа вкладов, значительно превышающих сто тысяч рублей.

Интересной особенностью является то, что, если вклад сделан в иностранной валюте, возмещение по нему все равно выплачивается, однако сумма рассчитывается в рублях по курсу Центробанка на соответствующий день. При этом форма осуществления выплат возмещения определяется самим вкладчиком - это могут быть наличные средства или перечисление на счет в банке. Проценты по вкладу страхуются не во всех случаях: для выплаты возмещения по ним необходимо, чтобы они были причислены к основной сумме вклада.

Важнейшую роль в системе играет Агентство по страхованию вкладов, которое является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, фонд которой формируется за счет страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. Страховые взносы представляют собой единую для всех банков фиксированную величину, которая выплачивается кредитной организацией в период со дня внесения ее в реестр и до момента отзыва лицензии и соответственно исключения из него. Освобождение от внесения взносов возможно лишь в случае введения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

К ключевым функциям Агентства относятся:

- ведение реестра банков;

- сбор страховых взносов, контроль за их своевременным  поступлением;

- определение порядка  расчета сумм возмещений;

- учет требований вкладчиков;

- выплата возмещений.

Являясь государственной корпорацией, за невыплату возмещения по вкладам Агентство несет ответственность, которая предусматривает уплату процентов на сумму невыплаты по ставке рефинансирования.

Во многих случаях (например, при приеме заявлений от вкладчиков и при выплате возмещений) Агентство действует через своих посредников, которыми являются банки-агенты.

Законодательством устанавливается срок, в течение которого вкладчик может обратиться с требованием о выплате возмещения. Так, срок начинает течь со дня наступления страхового случая и до момента завершения процедуры банкротства банка или до дня окончания действия моратория (в зависимости от того, по какой причине наступил страховой случай).

Механизм осуществления выплат следующий: лицо составляет заявление с просьбой выплатить страховое возмещение и представляет его в соответствующий пункт выплат. Далее необходимо согласовать сумму страховки на основании информации, которая предоставляется вкладчику после представления им заявления и включает в себя сумму вкладов, которая числится за ним в бухгалтерском учете банка. Эта сумма подлежит выплате в трехдневный срок. В случае несогласия вкладчика с предполагаемым размером выплат он представляет в Агентство дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований. В течение десяти дней банк рассмотрит требования вкладчика и сообщит о результатах Агентству, которое, в свою очередь, уведомит о результатах вкладчика. Яркой особенностью нашей системы страхования вкладов является срок начала выплат возмещения - вкладчики получают депозиты всего через две недели после отзыва у банка лицензии. В других странах такой срок значительно больше, поэтому можно говорить о том, что система страхования вкладов в РФ имеет выигрышные для вкладчиков особенности.

Основой системы страхования является Фонд обязательного страхования вкладов, который финансирует выплаты возмещения по вкладам. Источники формирования Фонда - это вносимые в обязательном порядке взносы банков, пени за несвоевременную их уплату, а также средства федерального бюджета. Страховые взносы банков обязательны и подлежат уплате ежеквартально. При этом их ставка определяется Агентством и не может составлять суммы, превышающей 0,15% средней величины вкладов за квартал. В исключительных случаях (таких, как, например, дефицит Фонда) ставка может быть увеличена до 0,3%. Подобно большинству стран, в которых функционирует система, в РФ финансовая устойчивость страхования вкладов обеспечивается непосредственно самим государством - устанавливаются право Правительства Российской Федерации выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета.

Итак, сегодня развитые государства все большее внимание уделяют обеспечению интересов вкладчиков и, следовательно, системам страхования вкладов. В каждой стране такая система имеет свои особенности, однако основное, суть самого механизма страхования - едины. В любом государстве решение о создании системы страхования вкладов приходит во время банковского кризиса и представляет собой одновременно меру государственной поддержки и стимулирования привлечения вкладчиков. В нашей стране такая система была введена в том числе и с целью повышения доверия к российским банкам. Учитывая тот факт, что Российская Федерация присоединилась к государствам, страхующим вклады, значительно позже, можно надеяться, что при практической реализации механизма будут учтены все проблемы и плюсы мирового опыта.

Если говорить о перспективах развития системы страхования вкладов в РФ, то в первую очередь необходимо отметить предполагаемое увеличение максимального размера выплат. Однако, такое увеличение может спровоцировать некоторую безответственность и со стороны банков (которые могут начать проводить сопряженную со значительным риском политику), и со стороны вкладчиков (которые могут не рассматривать более конкретный банк с точки зрения его "надежности", а лишь обращать внимание на величину процентов). В этой связи предполагается обратиться к мировому опыту, который подсказывает следующее решение: установление 100-процентной гарантии лишь на сто тысяч рублей, а на последующее увеличение - 90-процентной. Помимо указанного, государство должно оставлять за собой право устанавливать уровень возмещения.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что система страхования вкладов в России - абсолютно новое явление на финансовом рынке. Конечно, многое основано на успешном зарубежном опыте: обязательность участия банков, принцип ограниченности максимального размера выплат, накопительный характер Фонда, законодательная основа регулирования. Наше законодательство в основном сориентировано на Директиву Европарламента (1994 г.). В целом можно говорить о том, что система страхования вкладов в нашей стране соответствует наилучшей мировой практике и в перспективе может послужить образцом для социально направленных государств, желающих укрепить систему обеспечения возвратности банковских вкладов своих граждан10.

   ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ      

      СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РФ

 

  2.1. Тенденции развития на рынке страхования вкладов населения в РФ

 

Важным результатом на сегодняшний день можно назвать то, что принятие Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»11 (далее - Закон о страховании вкладов) дало Банку России возможность провести масштабную и скрупулезную проверку банковской системы. В результате работы, проведенной практически всеми банками, вступившими в систему страхования вкладов, в период подготовки к вступлению и в процессе рассмотрения ходатайств значительно улучшилось качество капитала, повысилась степень открытости структуры собственности банков, отлажены механизмы управления рисками и внутреннего контроля.

По Закону о страховании вкладов банкам, не вошедшим в систему страхования, запрещено открывать срочные вклады и депозиты, расчетные счета, счета до востребования. Таким образом, они лишаются возможности проводить любые операции, в которых задействованы счета физических лиц. Соответственно многие банки, не привлекающие средства населения во вклады, но занимающиеся кредитованием, вынуждены были также вступать в систему страхования вкладов.

В соответствии с Законом о страховании вкладов, вступившим в силу 27 декабря 2003 года, в течение почти полутора лет Банком России осуществлялся процесс приема кредитных организаций в систему страхования вкладов12.

Страховщиком в отношениях по страхованию банковских вкладов выступает специально созданное для этих целей Агентство по страхованию вкладов, организованное в форме государственной корпорации (Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»13).

Первоначально имущество Агентства по страхованию вкладов формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 3 млрд. руб., из которых 2 млрд. руб. направляются в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для формирования источников расходов Агентства (ст. 50 Закона). В дальнейшем имущество Агентства формируется за счет страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и др.

В 2005 году система страхования вкладов населения в Российской Федерации стала полноценно работающим механизмом. Это касается всех аспектов ее функционирования: начиная от формирования состава участников и заканчивая выплатами вкладчикам.

После двух этапов отбора кредитных организаций, обжалования отрицательных заключений и судебных разбирательств положительное решение о вступлении в систему страхования вкладов было принято по 932 банкам, из них 22 впервые начали работать с населением. Согласно годовому отчету Банка России за 2005 год 85 кредитных организаций, не прошедших в систему, потеряли лицензии на работу с населением.

Информация о работе Страхование вкладов физических лиц в банках РФ