Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:26, курсовая работа
Цель работы - обосновать и разработать рекомендации для совершенствования правового регулирования страхования вкладов физических лиц.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать механизмы правового регулирования страхования вкладов физических лиц.
2. Определить тенденции развития на рынке страхования вкладов населения в РФ.
3. Выявить проблемы законодательства о страховании вкладов.
4. Определить перспективы развития системы страхования вкладов.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц……...4
1.1. Страхование вкладов как особый вид страхования……………………..….11
1.2. Страхование банковских вкладов за рубежом………………………………16
1.3. Особенности страхования банковских вкладов в Российской Федерации..21
Глава 2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов физических лиц в банках РФ……………………………………………25
2.1. Тенденции развития на рынке страхования вкладов населения в РФ…….25
2.2. Проблемы законодательства о страховании вкладов………………………32
2.3. Перспективы развития системы страхования вкладов…………………….42
Заключение………………………………………………………………………..59
Список использованной литературы…………………………………………….66
165 банков подали заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Из них только 30 банков решили обжаловать указанные заключения в судебном порядке.
В январе-сентябре 2007 г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, снизилось на 10 до 911 кредитных организаций (см. рис. 1). В целом за год, с 1 октября 2006 г. по 1 октября 2007 г. число таких банков сократилось на 15 единиц14.
По состоянию на 1 октября 2007 г. в реестр банков-участников ССВ было включено 935 банков15. Объем размещенных в них средств населения превысил 4,6 трлн. руб.
Рис. 1. Количество банков, имеющих лицензию (разрешение) Банка России
на работу с вкладами физических лиц единиц16
На долю прошедших в систему страхования вкладов (далее - ССВ) банков приходятся 99,3% от всех депозитов населения (2,555 трлн руб.), их активы составляют 94,6% (8,898 трлн руб.) всех активов банковской системы17. Эта цифра свидетельствует об объективном и взвешенном подходе Банка России к оценке соответствия банков установленным требованиям. Размер ответственности системы страхования вкладов оценивается в 63% всей суммы депозитов. При этом 98% вкладов полностью покрываются страховкой, что составляет около 40% общей суммы вкладов18.
Для организации страховых выплат создана система банков-агентов. Аккредитованы 12 банков. Их филиальная сеть охватывает практически все регионы, где есть самостоятельные банки.
До августа 2006 года вкладчики банка, прошедшего в ССВ, могли рассчитывать на покрытие депозита на сумму не более 100 000 руб. В настоящее время размер возмещения составляет не более 400 000 руб. При этом, по мнению главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александра Турбанова, к 2010 году Россия может приблизиться к уровню стран ЕС, где размер гарантий составляет 20 000 евро19.
К положительным тенденциям,
установившимся на розничном
рынке банковских услуг в
С момента вступления в силу Закона о страховании вкладов в начале 2004 года объем средств частных лиц в банках возрос на 64% - с 1,5 трлн до 2,46 трлн руб. (на 08.02.2006 - 2,7 трлн руб.). Кроме того, темпы роста вкладов в банках превышают темпы роста доходов населения. Это свидетельствует о том, что в банки понесли «матрасные» сбережения. Предполагается, что такая тенденция сохранится21.
В результате опроса,
проведенного по заказу
Под влиянием Закона о страховании вкладов хотели бы увеличить свои банковские депозиты 22,3% вкладчиков. Но сделали это лишь 3,3%, чуть меньше (2,7-2,8%) ради государственных гарантий разбили свой вклад на несколько частей в одном банке или разложили сбережения по разным банкам. Но на поведение 62% вкладчиков система страхования пока никак не повлияла. В опросе участвовали 1750 человек в возрасте старше 18 лет из разных регионов России с месячным доходом до 100 000 руб., погрешность исследования - 6%23.
В январе-сентябре 2007 г. вклады физических лиц увеличились на 22% до 4,615 трлн. руб., что выше, чем в соответствующем периоде прошлого года (21,2%). Во-первых, это связано с ростом благосостояния населения. По данным Росстата, среднемесячная заработная плата в реальном выражении в январе-сентябре 2007 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,2%. Во-вторых, свое влияние оказало повышение с 26 марта 2007 г. максимального размера страхового возмещения по вкладам со 190 тыс. до 400 тыс. руб.
Следует отметить, что в III квартале 2007 г. темп прироста вкладов оказался несколько ниже, чем в III квартале 2006 г. – 6,3% против 6,7%. Скорее всего, это связано с более активным ростом депозитов в начале года в результате роста гарантий, что «перераспределило» динамику вкладов в течение года. Кроме того, свое влияние могла оказать неспокойная ситуация на мировых финансовых рынках, в результате чего некоторые из потенциальных вкладчиков воздержалась от активных действий.
Однако заметный рост вкладов в III квартале по сути означает, что российская банковская система продемонстрировала хорошую устойчивость к внешним негативным информационным воздействиям, сохранив стабильные параметры своей работы.
По состоянию на 1 июля 2007 г. 99,8% вкладов и счетов имели размер до 400 тыс. руб. (при этом по оценкам АСВ, около 50% этих вкладов и счетов имеют остатки менее 100 руб.). На депозиты и счета до 400 тыс. руб. приходится 57,6% всей суммы страхуемых вкладов.
В январе-сентябре 2007 г. после повышения максимального размера страхового возмещения до 400 тыс. руб. вырос и размер страховой ответственности АСВ (обязательств по выплате страховых возмещений) (см. рис. 2).
Рис. 2. Банки-участники ССВ, по размеру страхового покрытия24
В текущем году Агентство по страхованию вкладов начало проводить регулярный мониторинг процентных ставок по вкладам в ста крупнейших розничных банках на сопоставимые депозитные продукты. Исследование показало, что в 2007 г. процентные ставки менялись как в большую, так и в меньшую сторону в равных пропорциях. В результате общий уровень процентных ставок по данной выборке банков практически не изменился, составив по рублевым годовым вкладам на сумму до 100 тыс. руб. – 8,2%, на сумму до 400 тыс. руб. – 8,6%.25
2.2. Проблемы законодательства о страховании вкладов
Вступление в действие Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», установившего правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации; компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов; порядок выплаты возмещения по вкладам, а также взаимоотношения между участниками по данному виду страхования, вызвал необходимость формирования Центральным банком Российской Федерации (Банком России) методологической базы реализации данного Закона. В этой связи Банком России был принят ряд нормативных документов, регулирующих порядок отбора банков в систему гарантирования вкладов, анализ которых и приведен в настоящей статье.
Законом о страховании вкладов установлено, что участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. Последствия отказа банка от участия в системе страхования установлены в ст. 46 Закона, главное из которых заключается в том, что, если банк в течение 21 месяца с момента вступления в силу Закона не принял участия в системе страхования вкладов, его деятельность по привлечению вкладов физических лиц будет прекращена.
Банк, имеющий лицензию на привлечение, открытие и ведение банковских счетов физических лиц и принявший решение об участии в системе страхования вкладов, в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу Закона, представляет в Банк России ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов26.
Практика применения указанных нормативных актов выявила достаточное количество вопросов и проблем, от решения которых будет зависеть в дальнейшем функционирование всей системы страхования вкладов.
Так, по истечении двух лет после принятия, когда Закон о страховании непосредственно начал работать, возникла необходимость его усовершенствования. Так, Федеральным законом от 20.10.2005 N 132-ФЗ27 в ст. 47 были внесены изменения, касающиеся процедуры принятия банков в систему страхования вкладов. Кроме того, Закон о страховании стал объектом для большого количества дискуссий и споров, не утихающих по сей день, речь о которых пойдет ниже. Не обошлось и без критики отдельных положений указанного Закона, исходившей как от банковского сообщества, так и от правоведов. В этом контексте будет уместно остановиться на некоторых наиболее интересных и значимых вопросах.
Так, в ст. 44 Закона
о страховании указано, что участником
системы страхования вкладов
может стать банк, имеющий разрешение
Банка России на день
- если учет и отчетность
банка признаются Банком
- если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
- если финансовая устойчивость
банка признается Банком
- если меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»28, ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»29, ст. 3 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»30, к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона «Об организации страхового дела в РФ»31.
Во исполнение Закона о страховании Банком России было принято Указание «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»32.
Однако анализ норм, так или иначе регулирующих порядок проверки банков, дает понять, что решение о соответствии банка отдается непосредственно на откуп Банку России. Например, финансовая устойчивость банка признается достаточной, если Банк России признает ее таковой (как указано в ст. 44 Закона о страховании). Но никаких строго определенных параметров или показателей, которых должен придерживаться регулятор, ни в одном нормативном акте не содержится33.
Специалистами неоднократно отмечалось, что положения ст. 44 содержат нечеткие критерии, порождающие непрозрачность процедуры отбора банков в систему страхования. Особенно интересно то, что так называемая «фильтрация» банков по формальным признакам без достаточного опыта такого отбора позволила попасть в систему страхования вкладов банкам с разной степенью надежности. В результате те, кто годами безупречной работы зарабатывал доверие вкладчиков и деловых партнеров, оказались на равных с остальными34.
Существует также мнение, согласно которому регулятор по-разному оценивал соответствие того или иного банка вступлению в систему страхования, чему способствовали и неоднозначные критерии, установленные в Законе о страховании. В одних случаях Банк России «закрывал глаза» на недочеты в работе банка, как отмечает журнал «Финанс», чтобы избежать новой паники на рынке35, а в других - те же недочеты банков, мелкие несоответствия становились грубыми нарушениями.
Немаловажное обстоятельство отмечает доктор юридических наук А.Г. Братко. По его вполне справедливому мнению, показатели финансовой устойчивости, закрепленные в вышеупомянутом Указании Банка России N 1379-У, было бы уместно довести до сведения банков еще до принятия Закона о страховании нормативным актом, допустим Банка России, с тем, чтобы банки не внезапно, а заранее могли бы подготовиться к функционированию в соответствии с этими показателями. Ведь те требования устойчивости, которые к ним раньше предъявлялись, придумывали не они, а Банк России. И Банк России предписывал, чтобы они жили по таким правилам. И вдруг все меняется36.
Итак, закрепление в законодательстве недостаточно четко сформулированных требований порождает их различное толкование, которое вполне может привести ко всякого рода злоупотреблениям, в чем убедилось довольно большое число банков. Какова же должна быть реакция банков, особенно не вошедших в систему страхования вкладов, если в официальной прессе появляются высказывания типа: «...чтобы не допустить банк в ССВ, достаточно, чтобы он чисто формально не соответствовал ряду условий...»37. (Так заявил в интервью одной из ежедневных российских газет Директор Юридического департамента Банка России С. Голубев.) Как видим, поводов для размышления достаточно.
Возможность обжалования решений Банка России
Согласно ст. 45 Закона о страховании банк по итогам рассмотрения повторного ходатайства имеет право обжаловать это заключение в Комитет банковского надзора Банка России, а в случае подтверждения им отрицательного заключения - повторно обжаловать Председателю Банка России в течение месяца после такого подтверждения. Вообще, не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, устанавливая обжалование отрицательного заключения по итогам повторного ходатайства, вынесенного Комитетом банковского надзора Банка России, опять-таки в Комитет банковского надзора. Думается, что при таких обстоятельствах рассчитывать на кардинальное изменение позиции Комитета банковского надзора, а равно и Председателя ЦБ РФ в отношении проверяемого банка не имеет смысла. А если это и происходит в действительности, то для чего законодатель предусмотрел такую процедуру в ст. 45 Закона о страховании? Почему бы не остановиться на повторном ходатайстве? А если кредитную организацию не устраивает решение Банка России, то она может воспользоваться своим конституционным правом на подачу заявления в суд. Таким образом, можно было бы во многом сократить материальные и временные издержки обеих сторон.
Информация о работе Страхование вкладов физических лиц в банках РФ