Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:29, контрольная работа
Цель работы: состоит непосредственно в более углубленном изучении данного вопроса, так как меня, в частности, очень интересует, что же послужило конкретным толчком к развертыванию политики коммунизма, а также, почему и ради чего народ терпел подобные лишения. Идеи коммунизма были популярны в начале и середине 20 века. В 1917 году коммунизм победил в России. В 1922 году был образован СССР, в который вошли в том числе и республики Средней Азии.
Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в начале ХХ века объяснял своим читателям, что коммунизм - это прежде всего «те религиозные, нравственные и экономические учения, которые, отвергая пользу и справедливость частной собственности, требуют, чтобы субъектом всех имущественных прав была община, союз, народ или все человечество и чтобы основанием распределения продуктов служили потребности людей».
Безгосударственный коммунизм
-- это строй, в котором сами люди,
те, из кого состоит общество, определяют,
как устроить жизнь во всех ее многообразных
проявлениях. Это «внеисторическое
движение, коренящееся в полуразрушенных
древних традициях "братской общины"
(М.Магид «Прерывание истории»)
Рассмотрим историю развития коммунистических идей и их разновидностей.
На ранних ступенях развития
первобытный (примитивный) коммунизм
на основе общности имущества был
единственной формой человеческого
общества. Первобытное общество состояло
из небольших неиерархически устроенных
общин охотников и собирателей
без сложной структуры и
В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.
Ранний коммунизм был
неразрывно связан с религиозными представлениями.
Царство античных богов было временем
безраздельного господства коммунизма.
Так, в Греции коммунизм как идеальный
общественный строй воспевался в
работах многих философов, мировоззренческие
представления которых легли
позднее в фундамент «
Например, коммунизм проповедовал
Пифагор, ученики которого практиковали
систему полного обобществления
имущества. Пифагор (540 - 500 гг. до н.э.) поселился
на юге Италии, в греческой колонии
Кротоне, где основал религиозно-
Пифагорейское братство ставило
и политические цели. При Пифагоре
оно распространило свое влияние
на греческие полисы Южной Италии,
которые называло «Великой Грецией».
В Кротоне пифагорейцы
Эпикурейцы, если верить Диогену Лаэрцию, также вели коммунистический образ жизни.
Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII--XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.
В XVI в. коммунистические идеи стали лозунгами революционной борьбы для участников Крестьянской войны в Германии: призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей (в том числе и с общим имуществом) на основании всеобщего равенства перед богом стали основой Теократичского коммунизма Томаса Мюнцера.
Начавшуюся Реформацию и
крестьянское движение Мюнцер толковал
наиболее радикальным образом; он призывал
к полному социальному
Раскрепощенная Возрождением
и Реформацией, политико-правовая мысль
XVI--XVII вв. пыталась сконструировать
проекты идеального будущего. Теоретическая
разработка первых систематизированных
представлений о
В своих произведениях они раскрыли основные идеи утопического коммунизма:
1) общественная собственность,
2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» - 4 часа),
3) все должны приносить пользу обществу,
4) общественная трапеза,
5) законов мало, т.к. нет
частной собственности;
6) против наказаний: если человек нанес вред обществу - общественные работы.
Во времена французского
Просвещения XVIII в. возникли и развивались
теории государственного коммунизма (Этьенн-Габриэль
Морелли, Габриэмль Бонном де Маблим)
и общинного
Одной из центральных идей
“Завещания” Жана Мелье Мелье
является идея прав трудящегося народа.
В “Завещании” резко осуждаются
высшие сословия феодального общества,
монархия и церковь. В концепции
Мелье нет идеи общественного
договора, положившего начало обществу
и государству. Коль скоро для
общего труда необходимо объединение
усилий народа и управление им, невозможно
предположить реальное существование
обособленных, отдельных индивидов,
а тем самым “естественного состояния”,
предшествовавшего
Будущее общество Мелье представлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города, местечка должны составить общину. Они будут “сообща пользоваться одной и той же или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища, одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т.е. трудом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием”. Об организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: “Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния”.
Организацию управления будущим
обществом, описанную Мелье, трудно
назвать государственной. При строе
общности отпадут причины войн, смут
и мятежей, не станет судебных процессов
по поводу собственности, а также
воровства и других корыстных
преступлений. “Все города и другие
общины, граничащие друг с другом, должны
стараться заключить между
Концепцию безгосударственного общинного коммунизма поддерживал и бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан в сочинении “Истина, или Истинная система”. Постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к “состоянию нравов, равенства, или истинного естественного закона”, в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. В “состоянии нравов” не будет религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусства, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные камни и т.п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении. В отличие от Морелли Дешанн против какой-либо власти человека над человеком в будущем обществе и даже управления им.
После Великой французской революции коммунистические идеи поддерживали участники “Заговора во имя равенства” Пьер Сильвен Марешаль и Гракх Бабёмф. В марте 1796 г. они и другие революционеры создали “Тайную директорию общественного спасения” для продолжения революции и установления подлинного равенства.
Сильвен Марешаль (1750-1803 гг.) был против управления и власти в будущем обществе. Еще в 1793 г. он писал, что в начале истории был период патриархального правления, когда люди жили семьями. Затем в результате ошибки возникло гражданское общество; в нем царят всеобщий эгоизм, скрытая война людей, обездоленное большинство которых поддерживает существование горстки сибаритов-деспотов. Пороки гражданского общества не зависят от формы правления. Все правительства мира являются дефектными. Политические преобразования ничуть не улучшают положение вещей. Человек исчерпал все возможные формы правления. Наступило время, чтобы он вернулся к исходному пункту. Возвращение человечества к первоначальной свободе Марешаль мыслил как отделение от современного общества маленьких ассоциаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих землях. В конечном счете распад гражданского общества на общины-поселения приведет к исчезновению политической власти, законов, кодексов, конституций. “Человек не должен подчиняться человеку; только его отец имеет право им командовать”. При новом патриархальном правлении не должно быть других различий между людьми, кроме различий по полу, возрасту и семье. Не будет больших городов, исчезнут многие искусства. “Ну и что же? Будет меньше статуй и больше людей”.
Черты безгосударственного
коммунизма можно найти и в
идеологии народничества в
Основными идейными принципами народничества являлись:
-отрицание исторического
значения капитализма и
-стремление создать
-лишь в солидарном и
справедливом обществе
-идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
-представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";
- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
На смену народничеству
в России пришел Анархический коммунизм
или Анархо-коммунизм (также называемый
либертарный коммунизм), основные принципы
которого были сформулированы на Флорентийской
Конференции итальянской
Основные принципы анархо-комунизма:
- Децентрализация -- то
есть замена централизованного
государства и управления
- Свобода -- имеется в
виду в первую очередь свобода
для полного и всестороннего
развития личности без