Коммунизм: основные принципы и идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: состоит непосредственно в более углубленном изучении данного вопроса, так как меня, в частности, очень интересует, что же послужило конкретным толчком к развертыванию политики коммунизма, а также, почему и ради чего народ терпел подобные лишения. Идеи коммунизма были популярны в начале и середине 20 века. В 1917 году коммунизм победил в России. В 1922 году был образован СССР, в который вошли в том числе и республики Средней Азии.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик к.р. по политологии.docx

— 161.27 Кб (Скачать файл)

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде  как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении  по труду. Однако вразрез с коммунистическими  идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной  собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической  системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых  различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм

Научный коммунизм  как  теоретическое выражение  пролетарского  движения, направленного  на уничтожение  капитализма и создание коммунистического  общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда  классовая борьба между пролетариатом  и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах  Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х  гг., восстание ткачей в Силезии  в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории  и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую  тайну капиталистической  эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно  к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими  коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического  общества.

 

 

Первые  коммунистические секты

   До сих пор еще  пользуется кредитом тот взгляд, что своеобразный коммунизм, «коммунизм  равенства», как называл его Энгельс,  характеризующий анти-церковные  движения и учения конца средних  веков, является чистым и прямым  выводом из евангелия. На самом  деле евангелие и другие литературные  памятники первоначального христианства  служили лишь для подтверждения,  но не для основания общественной  оппозиции против католико-феодализма. Это доказывает тот факт, что  первые ереси этого рода возникают  в южной Франции и в северной  Италии, где развитие торговли  и городской промышленности создало  сплоченное и деятельное городское  население — купечество и ремесленный  пролетариат. Это население было  жизненно заинтересовано в освобождении  от тяжелой опеки римского  престола и в возврате к  древнему христианству искало  свой путь к спасению.

   Первой заслуживающей  внимания с нашей точки зрения  ересью было учение Петра де-Брюи, относящееся к первой половине XII века. Как он, так и его последователи,  среди которых называют имя  пьемонтца Генриха, проповедывавшего  в Лозанне, Бургони и других  местах, восставали против таинства  крещения, высмеивали учение о  пресуществлении, отвергали всякий  культ божества в храмах, священство  и т. д. В своем иконоборстве  они доходили до требования  уничтожения распятий. У петробрусианцев  или просто брусианцев, как их  называли, имелись уже начатки  библейской критики. Они были  сторонниками рациональной религии,  т.-е. религии, покоящейся не  на слепой вере, но на знании. Эта поразительно далеко идущая  для своего времени секта не  могла не подвергнуться жестоким  преследованиям: она, как характеризовали  ее современники, выедала самые  внутренности Рима, разрушала всю  его торгашескую деятельность. Петр  был сожжен живым в 1125 г., а  Генрих был в 1148 году заключен  в тюрьму, где и умер.

Их последователи  нашли  себе прибежаще в долинах  Пьемонта, где еще с IX века существовали группы свободных христиан, отрицавших языческие  стороны католицизма, вроде поклонения иконам, и усилились  там. Они, надо думать, и положили основание  движению вальденсов, т.-е. «долинных  людей».

Около 1175 г. богатый лионский купец Петр Вальдо (Вальдус), заимствовавший, вероятно, у вальденсов свои идеи и  свое имя {Название вальденсов ошибочно выводили из его имени. Известно, что  за 40 лет  до его проповеди существовало полемическое сочинение против учения «долинных  людей» (contra valdenses).}, роздал свое имущество  бедным и стал проповедывать  добровольную бедность и жизнь по заветам христа. Он перевел на провансальское наречие  некоторые части евангелия  и  уже одним этим должен был  вызвать  гнев римской церкви, которая  имела  все основания видеть покушение  на свою власть в распространении  евангелия среди простых людей  и оттого запрещала чтение его  мирянам. «Тайны религии, писал один из пап, не должны быть доступны всякому, но тем только, которые могут их понимать так, чтобы вера их не потерпела  от этого. Умам простым нужно, как  детям, одно лишь, молоко, а более  твердую пищу следует оставить только людям, которые могут ею пользоваться». А Вальдо именно твердую пищу и  предподносил народу и достиг такого успеха, что посещаемость католических церквей скоро заметно упала  и доходы их понизились. «Униженные»  или «лионские бедняки», как называли себя его последователи, вербовались, преимущественно, среди ремесленников  — ткачей и сапожников, составлявших значительную часть лионского населения. Отлученные от церкви и проклятые  на Латеранском соборе (1179), изгнанные  из Лиона (1184), они переселяются во Фландрию и Пикардию, где имеют огромный успех; затем под именем пикардов мы встречаем их в Германии и в  Чехии. Это движение обладало большой  устойчивостью, оно обросло даже церковной организацией и было в  своем роде реформой церкви до Реформации. В течение ряда последующих столетий вальденсы подвергаются самым свирепым преследованиям. Инквизиция сотнями  сжигала их на кострах, против них  мобилизовались разбойничьи рыцарские  банды, огнем и мечем истреблявшие целые селения, не щадя ни пола, ни возраста. В конце XV века их целыми отрядами загоняли в горные пещеры, где удушали дымом. И даже в XVII веке при Людовике XIV и  по его повелению ирландские наемники поголовно истребляли население  целых долин.

Учение  вальденсов не было результатом творческой мысли отдельного человека. Хотя оно  и составилось  из элементов учений Петра де-Брюи, Генриха, Петра Вальдо и других ересиархов, основное в  нем носит характер продукта массового  религиозно-общественного  творчества. Первоначально их коммунизм  имеет  монашеский, аскетический характер. Но наряду с этим, как положительный  момент, следует отметить их отрицание  богослужения, постов, обрядности, равенство  полов, хотя оно сопровождалось проповедью безбрачия (может быть, в большинстве  случаев, отрицанием церковного брака), заботы о народном образовании, антимилитаризм, выражавшийся в осуждении военной  службы, отрицательное отношение  к присяге и т. д. Демократизм  вальденсов, выступавший с большей  или меньшей силой в зависимости  от того, среди каких слоев народа черпали они свои кадры в той  или другой местности, составляет их главную заслугу в истории.

С точки  зрения развития антирелигиозных идей это религиозное  движение одним  из первых открыло  пути для критического отношения  к католическим догмам среди самых  широких народных масс и, подрывая «ложную» религию католицизма, тем самым  расшатывало фундамент  всякого  религиозного здания.

Тот же реформаторски-религиозный  характер носит и движение апостольских братьев  или патаренов. Основателем  его  был Джеральдо Сегарелли, раздавший  свое имущество бедным и основавший секту в 60-х годах XIII столетия. В  основе учения Сегарелли, весьма родственного учению вальденсов, лежит христианский коммунизм с уклоном в сторону  монашеского аскетизма. Его критика  католицизма также исходила из толкования евангелия. Зародившись в северной Италии, секта распространилась вскоре в Испании, Франции и Германии, вызвав против себя в 80-х годах ряд гонений. Сега

 и т.д.................

 

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

История коммунистических идей[править | править исходный текст]

Основная  статья: История коммунистических учений

 

На ранних ступенях развития человечества первобытный  коммунизм на основе общности имущества  был единственной формой человеческого  общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного  строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

 

Коммунистические  воззрения при своём зарождении опирались на требование социального  равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки  модернизации христианской теологии и  политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках  её разработали и пытались применить  на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково  противостояли мистической или  монашеской аскезе и абсолютизации  частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

 

Лозунгами революционной  борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV в. (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о  свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том  числе и с общим имуществом. Хотя основа этих идей была сугубо религиозной  — перед Христом все равны  и обладание или не обладание  собственностью не должно нарушать этого. Выдвигалось требование соблюдения равенства в религиозных обрядах. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается  идея создания общины, в которой  реализуется свобода и равенство  людей друг перед другом через  общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарным образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

 

Теоретическая разработка первых систематизированных  представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию  гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего  аскетизма и уравнительности, что  делало её нацеленной на противодействие  прогрессу в области материального  производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

 

Следующая концепция  коммунизма появилась в контексте  рабочего социализма — от Ш. Фурье  до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий как механизма развития общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

 

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде  как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению  всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально  труду. Роберт Оуэн не только занимался  разработкой теоретической модели социалистического общества, но и  на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких  идей в жизнь. В начале 1800-х годов  в фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся  директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации  производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну  «Новая гармония», деятельность которой  закончилась неудачей.

 

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в  коммунистическое общество развитого  аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том  или ином смысле проявляет желание  подняться над общим уровнем  или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и  потому коммунистическое государство  по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том  числе автократии (Т.Кампанелла[18])[19].

 

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление  о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении  пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось  сохранение частной собственности[источник не указан 1408 дней], имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

 

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом  и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах  Европы (Лионские восстания в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов  в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

 

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и  Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к  тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному  немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили  знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили  неотвратимость гибели капитализма  от рук пролетариата и привели  краткую программу перехода от капиталистической  общественной формации к коммунистической:

 

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии  шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках  государства, то есть пролетариата, организованного  как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму  производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в  право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при  помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают  самих себя и неизбежны как  средство для переворота во всем способе  производства.

 

Сама программа  содержит 10 пунктов:

 

Эти мероприятия  будут, конечно, различны в различных  странах.

 

Однако в  наиболее передовых странах могут  быть почти повсеместно применены  следующие меры:

Информация о работе Коммунизм: основные принципы и идеи