Коммунистическое общество
обеспечивает социальное равенство
всех своих членов, а потому создает
равные возможности не только для
формирования, но и для наиболее
целесообразного, в интересах общества
и личности, применения и использования
их способностей. Коммунизм, писал Энгельс,
«позволяет всем членам общества как
можно более всесторонне развивать,
поддерживать и проявлять свои способности»
(т. 20, с. 206). При этом глубокие изменения
претерпят и сами способности, которые
станут чрезвычайно разнообразными
и совершенными. Прежде всего разовьются
способности человека как труженика.
Автоматизированный и механизированный
труд станет творческим, увлекательным,
не обременительным физически. Исчезнет
узкая специализация работника,
сделается возможной свободная
перемена деятельности. Более совершенными
станут способности личности как
гражданина, общественного деятеля.
Коммунистическое общественное самоуправление,
которое придет на смену государству,
создаст основу для формирования
разнообразных организаторских
способностей личности. Человек не
будет обременен соображениями
заработка, личной материальной выгоды,
грузом пережитков прошлого, что приведет
к невиданному расцвету его духовных
способностей и возможностей. Избавленный
от повседневных, нередко утомительных,
требующих много времени и
сил, материальных забот, он получит
свободное время для активного
участия в общественной жизни, для
занятий в области науки и
техники, литературы и искусства, для
интеллектуального, нравственного
и физического совершенствования,
значительно вырастет его достоинство
как человека — творца невиданных
ранее материальных и духовных ценностей,
строителя новых общественных отношений.
Обязывая каждого члена общества
трудиться по способностям, О. п. к. (и
в этом его качественное отличие
от основного принципа социализма)
предполагает полное удовлетворение разумных
материальных и духовных потребностей
людей, что достигается на основе
высокого уровня развития общественного
производства (см. Материально-техническая
база коммунизма).
Коммунистический принцип
распределения ничего общего не имеет
с аскетизмом, нивелированием потребностей
и жизненных интересов людей,
как это пытаются представить
противники научного коммунизма. Он утверждает
не равенство потребностей, а равенство
возможностей и условий для их
удовлетворения. Люди различаются по
возрасту и полу, роду занятий и
месту жительства, по своим физиологическим
и психическим особенностям, способностям,
склонностям и интересам. Эти
различия сохранятся и при коммунизме,
а потому и потребности людей
не могут быть одинаковыми.
Потребности человека в ходе
коммунистического строительства
совершенствуются, при этом развиваются
и средства их удовлетворения. Коммунистическое
общество, писал Энгельс, «будет вызывать
новые потребности и одновременно
создавать средства для их удовлетворения»
(т. 4, с. 334). Потребности члена коммунистического
общества станут гораздо более развитыми
и разносторонними, однако при всем
своем многообразии и широте они
будут свободны от излишеств, прихотей
и капризов, выражая здоровые, разумные
потребности всесторонне развитого,
гармоничного человека. Разумными являются
те потребности, которые соответствуют
возможностям общества и удовлетворение
которых способствует совершенствованию
физических и духовных качеств личности.
В работе «Государство и революция» Ленин
высмеивал представления о коммунизме
как об обществе, в котором каждый, не затрачивая
трудовых усилий, получит все, что ему
заблагорассудится. Он отмечал, что коммунизм
кроме высокой производительности труда
предполагает нового потребителя, далекого
от обывателя, «способного „зря“... портить
склады общественного богатства и требовать
невозможного» (т. 33, с. 97). Воспитание разумных
и здоровых потребностей — непременное
условие осуществления О. п. к. При этом
важно создавать такие предметы, вовлекать
людей в такие формы деятельности, которые
развивали бы в них потребности и интересы,
отвечающие высоким коммунистическим
идеалам. Важно научить каждого человека
умению не только рационально использовать
общественные ценности, но и создавать
эти ценности, т. е. участвовать в полную
меру своих сил и возможностей в общественно
полезном труде (см. также Всестороннее
развитие личности).
-й вопрос: Что такое
коммунизм?
Ответ: Коммунизм есть учение
об условиях освобождения пролетариата,
всех работников наемного (физического
и умственного) труда, эксплуатируемых
капиталом.
Коммунизм предполагает соединение
в руках тех. кто производит материальные
и духовные ценности, всех решающих
средств производства и обмена, обращение
всего достояния общества на службу
трудящимся, превращение их в сплоченную
товарищескую ассоциацию.
Коммунизм до появления в
1848 году “Манифеста Коммунистической
партии”, как правило, носил утопический
(то есть мечтательный и несбыточный)
характер. В “Манифесте” он получил
свое первое весомое научное обоснование.
Слово “утопический” происходит
от названия сочинения английского
гуманиста Томаса Мора “Золотая книга,
столь же полезная, как и забавная,
о наилучшем устройстве государства
и о новом острове Утопия”
(1516). Оно употребляется для противопоставления
социальной фантастики доказательно-достоверным
научным трудам.
Овладение коммунизмом как
учением (1) предполагает затем его
превращение в общественно-политическое
движение (2), а далее и в общественный
строй (3), который кратко определяется
как политическая и экономическая
власть трудящихся.
Неверны и реакционны представления
о коммунизме как якобы бездельном
потребительском рае, - без образцово
поставленной, организованной общественно
обусловленной деятельности, вовлекающей
в свою орбиту всех здоровых граждан,
любое человеческое объединение
неминуемо приходит к своему социально-нравственному
вырождению и полуживотному самосознанию.
Коммунизм - это постепенно набирающее
силу общеисторическое движение и то
качественное состояние людского сообщества,
когда каждый индивид наглядно убеждается
в том, что он как социальное существо
получает от своей активной личной
включенности в живую самодеятельность
товарищеского коллектива и духовно
и материально неизмеримо больше,
чем от присвоения кусков чужого мертвого
труда. Иными словами, коммунизм - это
такой способ человеческого общения,
при котором творец безусловно преобладает
над расточителем и утверждается
отношение каждого и к “ближнему”
и к “дальнему”, как к самому
себе. Маркс и Энгельс называли
коммунизм началом подлинной
истории человечества в отличие
от его предыстории, изобилующей
взаимными утеснениями и конфликтами.
План:
Введение
Коммунизм как идеология
Социал-демократизм и коммунизм
История развития коммунистических
идей
Первые коммунистические
секты
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие
идеологии Республики Беларусь
обусловлено глубинными экономическими,
социально-политическими и психологическими
потребностями человека и общества.
Идеология белорусского государства,
представлена синтезом идей о
функционировании и развитии
гражданского общества и государства
в целом. Важнейшей целью рассмотрения
и изучения идеологии белорусского
государства является формирование
глубокого уважения и благодарности
к своему Отечеству, его истории
и будущности, а также осмыслению
основных приоритетных направлений
развития и функционирования
гражданского общества.
Идеологическая
панорама XXI века складывается из
сосуществования, взаимодействия
и противоборства идеологий либерализма,
консерватизма, коммунизма, тенденций
деидеологизации, глобализма и
антиглобализма и др. Т.е. в
объединении подходов трактования
основных направлений существования
и развития общества и государства.
Формирующаяся
идеология белорусского государства
не может не соприкасаться
с содержанием указанных выше
или каких-либо других современных
типов идеологии. Иначе говоря,
она может включать в свое
содержание те или иные элементы
современных типов идеологии
или, наоборот, ориентировать
на их неприятие, критическую
оценку, а также переосмысление,
упрощение и т.д.
Идеология
белорусского государства является
формой самопознания уникального
и неповторимого опыта формирования
и развития белорусской государственности
и в этом смысле она вполне
оригинальна.
Изучение
современных типов идеологии
связано к тому же с необходимостью
лучше уяснить составные части
и принципы идеологии в их
различиях и универсальности.
Остановимся, чтобы подробнее
раскрыть суть коммунизма.
Коммунизм как идеология
Коммунизм, как
идеология, представляет собой
систему идей, ценностей и идеалов,
которая выражает мировоззрение
рабочего класса и его авангарда
– коммунистической партии. Коммунистическая
идеология вооружает коммунистические
партии, международное коммунистическое
движение ясной программой революционного
переустройства мира.
Научность
коммунистической идеологии тесно
связана с её революционной
партийностью. В противоположность
идеологии буржуазной, скрывающей
свой эксплуататорский характер
под маской объективизма, коммунизм
открыто провозглашает свою
партийность. Эта его особенность
не противоречит научности, а,
напротив, предполагает последовательное
и глубокое познание объективных
закономерностей общественного
процесса. Научная идеология
пролетариата противостоит буржуазной
идеологии. Она активна, наступательна.
Последовательно выражая устремления
и чаяния широких народных
масс, коммунистическая идеология
является мощным оружием революционного
преобразования мира, утверждения идеалов
справедливости, свободы и равенства,
братства людей и наций.
Определение коммунизма
может быть сведено к тезису
«Коммунистического Манифеста»
Маркса и Энгельса, в котором
подчеркнут социально-экономический
принцип: «Коммунисты могут выразить
свою теорию одним положением:
уничтожение частной собственности».
Следовательно, существует сходство
капитализма и коммунизма как
своеобразной «монополистической
формы капитализма», по выражению
Шафаревича. Но известно, что эта
«схожесть» ложная, принимая во
внимание другие, не экономические
аспекты коммунизма.
В основе социалистического
государства (то есть придерживающееся
коммунистического строя, дословно—
«строящее коммунизм» находится
партия, которая не укладывается
в собственно политологическое
определение «выразителя интересов
отдельного класса». Статья Малого
философского словаря приводит
такое положение: социализм—
«этап на пути к коммунизму».
Или коммунизм—итог социалистического
развития; в данном случае подобные
отличия не принципиальны. Для
социалистического государства
характерно стремление распространить
социализм на другие страны, что
не имеет экономической основы
и, скорее всего, вредно политически.
Ненависть социалистических государств
к религии никак не может
быть объяснена политическими
или экономическими причинами.
Приведенные особенности социалистического
государства указывают не на
экономическую, а на идеологическую
природу коммунизма. Коммунизм и
есть идеология, что предопределено
всей философией Маркса. Словами
Н. А. Бердяева, это учение об
экономическом материализме, с одной
стороны, и о «грядущем совершенном
обществе, в котором человек не
будет уже зависеть от экономики»
— с другой. Если в капиталистическом
обществе человек целиком детерминирован
экономикой, то «в будущем может
быть иначе, человек может быть
освобожден от рабства». Коммунизм
как общественно-политическая идеология
и социально-политическое движение
основано на убеждении в том,
что власть и собственность
должны находиться в руках
общества, и все блага являются
общим достоянием, а жизнь людей
должна строиться на базе принципов
коллективизма, социального равенства
и социальной справедливости.
Представители коммунизма предлагали
рассмотрение коммунизма как закономерный
результат развития общества, действия
объективных исторических законов
и практической революционной деятельности
людей, как высшую общественную формацию,
неизбежно и естественно-исторически
с необходимостью наступающую вслед
за капитализмом. Важной сущностной характеристикой
коммунизма является исчезновение государства
и государственной власти. Идеалом
коммунистической идеологии является
общество, все члены которого социально
равны и в котором, следовательно,
не существует классов рабочих и
буржуазии, бедных и богатых.
Особенностью
идеологии социал-демократов является
реформизм, обоснование возможности
эволюционного перехода от капитализма
к социализму мирными путями,
без революционных взрывов общества,
посредством постепенного врастания
социалистических отношений в
капиталистические. Основу экономической
демократии они видят в общественной
собственности, но в рамках смешанной
экономики, выступая за политику регулирования
и перераспределения доходов через эффективные
механизмы рыночной экономики.