Коммунизм: основные принципы и идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: состоит непосредственно в более углубленном изучении данного вопроса, так как меня, в частности, очень интересует, что же послужило конкретным толчком к развертыванию политики коммунизма, а также, почему и ради чего народ терпел подобные лишения. Идеи коммунизма были популярны в начале и середине 20 века. В 1917 году коммунизм победил в России. В 1922 году был образован СССР, в который вошли в том числе и республики Средней Азии.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик к.р. по политологии.docx

— 161.27 Кб (Скачать файл)

      Социал-демократическая   концепция политической демократии  основывается на принципах равенства   и свободы. В ней признается  существование  различных форм  демократии при соблюдении таких  основополагающих критериев   политической демократии, как свободные   выборы, политический плюрализм,  возможность  смены правительства  мирными  парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства,  существование  независимой судебной  системы, основанной на верховенстве  закона. В социальной сфере эти  принципы предполагали доступность  образования и духовных ценностей  и др.

      Неудачи  советского эксперимента по строительству   коммунизма в одной отдельно  взятой стране существенно подрывали  устои  марксизма-ленинизма (основоположники   коммунизма и социализма К.Маркс,  Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и  международного коммунистического  движения. В этих условиях возникла  новая версия марксизма  –  неомарксизм – как стремление  усовершенствовать марксизм на  основе учета новых социальных  и политических реалий. Главным  в большинстве  вариантов неомарксизма  было стремление отмежеваться  от дискредитировавших себя установок  на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых  направлений изменения и усовершенствования  общества и государства) и сформировать  теорию марксизма «с человеческим  лицом».

      К концу  ХХ века многие страны социализма-коммунизма  не выдержали конкуренции с  развитыми  капиталистическими  державами по уровню эффективности  экономики, развитию современных  технологий и др. таким  образом,  слабыми в идеях коммунизма  оказались: недооценка социокультурных   факторов развития общественного  развития; абсолютизация сознательности  и  активности рабочего класса  и недооценка исторической роли  других категорий  трудящихся; недооценка потенциала эволюционной  динамики капитализма; нетерпимость  к  инакомыслию; трактовка буржуазной  демократии только как диктатуры   буржуазии и др.

 

Характерные особенности  коммунизма

Коммунизм как  единая общественно-экономическая  формация характеризуется рядом  общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

достаточно высокий уровень  развития производительных сил и  обобществления труда;

общественная собственность  на средства производства;

всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;

коммунистическое общественное самоуправление;

отношения сотрудничества и  взаимопомощи;

планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более  полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;

единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей  собственностью становятся средства производства, постольку  слово «коммунизм»  и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм.

 

Социал-демократизм и коммунизм

      Социалистическое  направление политической мысли  возникло как утопия, обоснование  идеала общества, организованного  на принципах коллективной собственности.  Именно на этот идеал ориентировались  ранние идеологи социализма –  Роберт Оуэн и Шарль Фурье.  Далее эти идеи были развиты  Карлом Марксом и Фридрихом  Энгельсом. 

 

  Основные  направления  социалистической идеологии: 

 

  Ортодоксальный  марксизм (государственный  социализм)  – К. Маркс, Ф. Энгельс, А.  Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г.  Плеханов.

  Социал-демократизм (ревизионизм)  – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г.  Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр,  Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.

  Радикальный марксизм (революционный  марксизм, большевизм)  – В. Ленин, К. Либкнехт, Р.  Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

  Анархизм. Сложился в  40-70-е годы XIX в. Теоретическое  обоснование анархизма связано  с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона,  М.А.Бакунина. В XIX в. распространился  в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США. 

  Другие  направления:  ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская  модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных  социализмов. 

 

  Основные  принципы  социалистических идеологий 

   Оптимистический взгляд  на природу  человека. Все человеческие  пороки коренятся в общественной  несправедливости.

Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.

Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов  над частными.

Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также  экономическим и социальным.

Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности  на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.

Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах  посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого  совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом  общественного устройства выступает  не просто демократия, а научно организованное управление обществом.

Прогрессизм. Проблемы капитализма  могут быть разрешены не путем  воссоздания прошлого опыта, а путем  разработки и реализации определенных проектов будущего.

  Марксизм как одно  из ведущих течений социалистической  направленности сформировался на  основе теоретического осмысления  стихийного рабочего движения 1-й  половины XIX в. Отсутствие собственности  у рабочих позволяло им придерживаться  радикальных суждений, а сосредоточение  их в крупных коллективах открывало  огромные возможности для массовой  агитации и организации. В характеристиках  политической культуры рабочего  класса К. Маркс и Ф. Энгельс  увидели мощный революционный  потенциал, который решили мобилизовать  путем применения теории, которую  они разработали с использованием  идей социализма-утопизма и гегелевской  диалектики.

  Марксизм  – основанная  К.Марксом и Ф.Энгельсом  система  философских, экономических  и  социально-политических взглядов, включающая:

- диалектический  материализм; 

- теорию общественных  формаций;

- обоснование  экономических  законов движения  капиталистического  общества (теорию  прибавочной стоимости  и др.);

- теорию классов  и  классовой борьбы;

- теорию пролетарской  революции и перехода к коммунистическому   обществу.

  Социал-демократизм   возник в конце 70-х годов  XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма.  В нач. ХХ в. распространился  в Австро-Венгрии, Франции, России  и др. странах. Основателями социал-демократической  идеологии считаются лидеры западноевропейского  социал-демократического движения  Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие  марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям  борьбы пролетариата за свои  права. Они также учли печальный  опыт большевиков, которые для  того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и  от социализма.

  Отличительные черты  социал-демократизма:

  Плюрализм. Сосуществование  радиальных и умеренных взглядов.

  Гибкость идеологических  компонентов, дробление задач. 

  Пестрота  социальной  базы, представленной не только  рабочим, но также средним классом,  интеллигенцией, представителями мелкого  и среднего бизнеса. 

  Ориентация  на «третий  путь» между капитализмом и  государственным социализмом.

  Принципы  социал-демократизма:

  В политике: свобода  и равенство; надклассовый характер  демократии; «двойная стратегия»  между правительственными реформами  и решительными действиями «снизу».  В экономике: общественная собственность  в рамках смешанной экономики;  участие трудящихся в управлении  фирмами; самоуправление – передача  средств производства в групповую  собственность персонала предприятий. 

  В социальной сфере:  повышение качества жизни; гуманизация  технологий и условий труда;  развитие социального обеспечения  и услуг; восстановление экологического  равновесия и охрана окружающей  среды.

  В XX в. социализм  как идеология существенно   преобразовался, позаимствовав ряд   положений у либерализма и   консерватизма. Сегодня социалистические  ценности продолжают развиваться  в ходе реализации политики  социал-демократических партий, а  также в практике новых социальных  движений, придерживающихся идей  экосоциализма, коммунитаризма и  др.

       Две эти  идеологии тесно связаны  исторически,  теоретически и практически, поэтому  мы рассматриваем их вместе. В  работах Маркса и Энгельса  термины  коммунизм и социализм  являются синонимами. Они используются  по очереди  и между ними  не делается различия. Так это  и сохранялось в  практике  всех марксистских групп и   сект вплоть до 1917 года. Марксистские  политические партии, которые относились  к Коммунистическому манифесту,  как к непременному евангелию  своей веры, называли себя партиями  социалистическими. Наиболее влиятельная  и многочисленная из этих партий -- Германская -- приняла имя Социал-демократической  партии. В Италии, во Франции и  во всех других странах, где  марксистские партии уже играли  некую политическую роль до 1917 года, термин социалистический был  взаимозаменим с термином коммунистический.

       Коммунизм  происходит от common, что значит  общий. Никакой частной собственности.  Все общее. Каждому - по потребностям, от каждого - по способностям. Все люди добрые, умные (сознательные). Государство отмерло. Но, чтобы  добиться этого - надо пройти  через социализм. 

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм  на основе общности имущества был  единственной формой человеческого  общества. Первобытнообщинный строй  охватывал время от появления  самых первых людей до возникновения  классового общества, что по археологической  периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного  строя характерно, что все члены  общества находились в одинаковом отношении  к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения  доли общественного продукта, с чем  и было связано употребление для  его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним  этапов общественного развития первобытный  коммунизм отличается отсутствием  частной собственности, классов  и государства.

Коммунистические  идеи средневековья

Коммунистические  воззрения  при своём зарождении опирались  на требование социального  равенства  на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в  средневековой Европе были попытки  модернизации христианской теологии и  политики в форме философии бедности. В XIII—XIV веках её разработали и  пытались применить на практике представители  радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли  мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия  праведности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем  отказе от имущества. При этом идеология  коммунизма была христианско-религиозной. Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении  власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства  людей, в том числе и с общим  имуществом. Эти идеи вполне можно  считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной —  все равны перед богом и  обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось  соблюдение равенства в религиозных  обрядах.

Светские  концепции коммунизма

Несколько веков  позже  появляется эгалитарный коммунизм  — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности  в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции  конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается  идея создания общины, в которой  реализуется свобода и равенство  людей друг перед другом через  общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом  конфликт между индивидуальной и  коллективной собственностью). Собственность  уже не отрицается, а делается попытка  её подчинения на благо всей общины.Теоретическая  разработка первых систематизированных  представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию  гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной  революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего  аскетизма и уравнительности  составляет реакционный элемент  в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а  в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция  коммунизма появилась в контексте  рабочего социализма. Происходит осознание  экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

Информация о работе Коммунизм: основные принципы и идеи