Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

8.Понятие гос.

1.Гос. как союз людей -«союз людей, властвующих самостоятельно и исключ. в пределах опред. тер.»; «множество людей, связанное единым правом, единой вл. и единой тер. в союз: гос.  есть множество в виде единства». понимается гос.-организованное общ.

2.Гос. как полит. организация- гос. рассматр. как особая полит. организация публичной власти, управляющая делами общества. Гос. -особая полит. организация, выделившаяся из общества; организация,  осуществляющая публичную вл.на тер. основе; организация, призванная реализ. конкретные полит. интересы (клас., общечел., духовные и пр.).

3.Гос.  как опред. тер.- гос. использ.  для географ. определения месторасположения территории, подпадающей под юрисдикцию опред. полит. публичной организации.

Признаки: 1. публичная власть-она распростран. на все общество, проживающее на определенной тер., руководит делами данного общ. и представляет его во взаимоотнош. с др.народами. 2. суверенитет- верховенство гос. вл. на определ. тер. по отношению ко всем др. видам власти.

3. территориальность-в состав тер. гос. входит земная поверхность в рамках гос. границы, внутренние и внешние воды, воздушное пространство над указанными тер., недра и др. участки земной поверхности. 4. особый аппарат управления и принуж. – гос. власть осущ. посредством органов, объед. в ед. систему – гос. аппарат, который наделён гос-властными полномочиями. 5. налогооблож.-налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке.

6. Неразрывная связь с правом. Право является скорее признаком присутствия гос. в обществе. В праве находит свое выражение воля гос., посредством права гос.реализует свою сущность.

 

 

 

 

9. Сущ. гос.  и его соц. назначение.

Соц. назнач. гос-ва показывает, что гос-во делает в обществе, определяет свою роль в обществе, степень государства в жизни общества.  Гос-во сущ., чтобы обеспечивать нормал. функц. общества. Концепции: консервативная- вмешательство гос-ва д/б мин.; глав. задача- сохр. устоев общества, общ. отношений; гос-во защ. общ. от посягательств и катаклизмов; власть должна устранять социальные потрясения); либеральная ( глав. зад. гос.-ва- обеспечение прав и св. граждан; минимум вмеш.в жизнь людей; гос-во  проявляет активность в соц. сфере - образование, здравоохр.); социал- демокр.(усиленное вмешательство гос-ва в жизнь общества; задача- обеспечить  определ. уровень  равенства в общ.; власть контролирует уровень доходов общ-ва); коммунистическая ( роль гос-ва в общ. макс.; гос-во главное орудие соц. преобразований- довести общество к светлому будущему, ведет к тоталитарному гос-ву).  Задачи гос-ва на совр. этапе - обеспечение самосохр. общества и гос-ва; обеспечение безопас. и укреп. гос-ва; гос-во содействует соц., эк.у и культ. развитию общества; гос-во преодолевает противореч., сущ. в обществе( соц. и нац.).

 

 

10. Полит. систт.  общ.: понятие и структура.

Полит. система- система взятых в единстве и взаимодействии гос., общ. организаций, иных полит. институтов, которые на основе определен. норм и  принципов участвуют в полит. жизни общества, осущ. определен. полит. функции.

Структура п. с.: 1. институционный эл-т- выражает внешние проявл. полит. с., в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют полит.систему (гос. органы, обш. объедин. всех организ. – правовых форм). Придает устойчивость политсистеме, формир. ее нормат.основу и др. средства воздействия на общество.2. нормативный э-т.- нормат. основы деят. Полит. системы: полит. нормы, нормы права, полит. обычаи и традиции. 3. Функциональный эл-т - показывает, как действуют, функц. на практике элементы политсистемы: полит.действия (митинги), полит. процессы ( формир. парламента), акты реализ. функций, присущих  структур. элементам политсистемы. 4. Идеологический эл-т- включает теории, представления, понятия об обществе и путях его развития и т.п. 5. Коммуникативный эл-т - те каналы, по которым до общества доводится инф. о деят.  различных компонентов политситемы, о решениях, приним. различ.и органами- сми.

Функции политсистемы: контроль  за сферой  распред. ценностей  как ведущую функцию  политсистемы обеспечивает гос. как главный компонент политсистемы; функция интеграции общества- обеспечение взаимосвязи и единства действий различ. эл-в структуры общества; функция упорядочения полит. процессов- направлена на реализ. противоречивых, но взаимосвязанных целей; функция вовлечения населения в полит. жизнь.

 

 

11.Функции политсистемы.

Функции политсистемы: контроль  за сферой  распределения  ценностей как ведущую функцию  политсистемы обеспечивает государство  как главный компонент политсистемы; функция интеграции общества- обеспечение взаимосвязи и единства действий различных элементов структуры общества; функция упорядочения политических процессов- направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей; функция вовлечения населения в политическую жизнь.

Функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; организация  деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; распределение  материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

разработка  правил и законов поведения людей  и групп в обществе; обеспечение  внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

 

 

12.Гос. в  политсистеме общества.

Политсистема - это упорядоченная на основе права и иных соц. норм совокуп. институтов (гос. органов, полит.партий, движений, общ. организаций и т.п.), в рамках которой проходит полит. жизнь общества и осущ. полит.власть. Политсистема регул. производство и распределение благ между соц. общностями на основе использ. гос. власти, участия в ней, борьбы за нее. Гос. концентрирует в себе все многообразие полит. интересов, регулируя явления полит. жизни через призму "общеобязательности". Гос. выполняет основной объем деят. по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Гос.: I) выступает в качестве един. офиц. представителя всего народа, объединяемого в пределах его тер. границ по признаку гражданства; 2) явл. единств. носителем суверенитета; 3) обладает спец. аппаратом (публичной властью), предназнач. для упр.обществом; 4) обладает "силовыми" структурами (вооруж. силами, милицией, службой безоп.и т.п.);  5) обладает монополией на правотворчество;  6) обладает специф. набором матер. ценностей (гос.  собственность, бюджет, валюта и т.д.).

 

 

 

13. Роль политпартии в политсистеме.

Политпартии - это полит. обществ. объединения, объединяющих передовую часть опред. соц.групп, ставящей своей целью достижение полит. вл. в обществе. Гос-во  не оказывает матер. и финанс. помощь, кроме выборов. Признаки: партия- носитель идеологии; устойчивое объед. людей на разных уровнях политики- от местного до международного. Цель: завоевание и осущ. гос.власти, стремление обеспечить себе широкую поддержку населения. Функции: обеспечение связи между обществом и гос., стимулируют активное участие граждан  в полит. жизни, оказывает влияние на формир. гос. политики, способствует развитию полит. культуры и полит. сознания, осущ. выдвижение кандидатов на выборах  в органы гос. всех уровней. Виды партий- консервативные, либеральные, социал- демокр., коммунист., религиозные, национал- патриотические. По способу связи с гос-вом: правящие или правительственные, оппозиционные. По характеру членства: кадровые, массовые.

Партии участвуют  в формировании органов гос-ва, разрабатывают  цели и задачи общества.  (Первые партии в России в 1898- 1903гг. в результате полит. реформ).

 

 

 

14. Общ. объединения:  понятия, виды, роль.

Общ. организ.-  основанное на членстве общест. объед., созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединивш. граждан.  Это единственное общественное объед., основанное  на обязательном членстве.  Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия.  К  полит. организ. относятся  политпартии, профсоюзы, спортивные, молодежные, творческие  и иные объедения.

Общественные  объединения – это добров., массовое, некомерч. объединения, созданные с целью удовлетворения их законных интересов. Признаки общественных объединений:1. коллектив людей; 2. добровольность; 3. массовость; 4. некоммерческий характер (запрет на предпринимательскую деятельность); 5. самоуправляемость; 6. легальность; 7. общ. объед.должны участвовать в полит.жизни общества. Виды: 1. в зависимости от организационно- правовых форм объед.: общественная организ., общест. движение, общест. учреждения, общест. фонд,  орган общест. самодеятельности. 2. по территор. масштабу  деятельности: международные, общероссийские, междугородние, региональные объединения,  местные общественные объединения. 3. по возвратному критерию: детские( 8-14)- наличие совершеннолетнего лица, молодежные (14-17)- совершенно летнее лицо, взрослые (18 и старше). 4.  по степени участия в политической жизни.

 

 

 

15. Власть и  ее  виды. Особ.  гос. власти.

Гос. вл. -есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос., воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспеч. стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутр. и внеш. посягательств путем использ. различных методов, в том числе гос. принуж. и воен. силы.

Особенностью то, что субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В демокр. обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению-т.е. каждый гражданин явл. не только подвластным; как член демокр. общества, он вправе быть индивидуальным правоисполнителем и источ. вл.

Гос. вл. реализуется  через гос. упр. — целенаправленное воздействие гос., его органов  на общество в целом, те или иные его сферы , на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Особ. в том, что она проявляется в деят. гос. органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Гос. вл. может  реализовать сам властвующий  субъект. Полит. вл. изначально принадлежит не гос., его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Гос. вл. м/б слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество гос. вл., так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Гос.вл. не без оснований называют централизов. организацией силы.

 

 

 

16. Понятие,  класиф. ф-ций  гос-ва.

Функции- показывают гос-во делает в обществе, определяет свою роль в обществе, степень государства в жизни общества.  Обеспечивает нормал. функц. общества.

В основных функциях проявляется сущность и соц. назначение гос. Под основными функциями  принято понимать  главные направления  деят. гос-ва в процессе достижения  стоящих перед ним целей и  задач. Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития гос-ва, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико- социальных изменений, революций в различных сферах  жизни  гос.- организационного общества.

Деятельность  государства по осущ. своих функций облекается в правовые формы: правотворчество,исполнительно-распорядительная,

правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции  гос. подразделяются на законод. (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осущ. совокупностью гос. органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям вл.

 

 

 

17. Характ.  внутр. функций гос.

Политфункция - обеспечение выражений интересов различ. соц. групп. Сущ.  полит. институтов, учреждений гос.органов, через которые осущ. функции народовластия.   Это.   прежде   всего,   представительные   органы,    выбираемые   народом   и уполномоч. от имени народа осущ. гос. вл. в стране, органы мест.самоупр., а так же осущ. народом своей вл. непосред., через референдум. Представит. органы выполн. ф-цию публич. власти, защиты конст. строя. Содержание данной функции составляют: реализ. волеизъявления народа в форме законодательства, обеспечение гос. сув., офиц. предсгавителство общества. Полит.ф-ция гос. состоит в охране сущест. общ. и гос. строя. В завис. от конкретной ситуации, здесь могут использ. и методы прямого насилия, и деят. гос. в рамках закона.

Соцфункция- соц. назначение гос. показывает, что гос.делает в обществе, степень вмеш его в жизнь общ. Гос. сущ., чтобы обеспечивать нормальное функционир. общества. В совр. демокр. гос. определенная полит. гос. зависит от воли избирателей, соц. назначение такого гос. - обеспечить последоват. в проведении курса в эк., в соц. сфере, во внеш. полит. Роль гос. в обществе меняется от воли народа. Задачи гос. на сов. этапе: обеспеч. самосохр. общества и гос.; о. безопасности и укреп. гос.; гос. содействует соц., эк. и культ. развит. общества; гос. преодолевает противоречия, сущест. в обществе (соц., нац.).

Охранфункция  гос.- основ. ф-ция.- защита жизни и прав подданных, сбережение тер. и располож. на ней ресурсов. Поэтому гос. вл. опирается на аппарат насилия - армию и полицию. Но силовое принуждение – исключ. полномочие.  Правоохран. Деят. как один из элементов содержания данной функции явл. специф. формой реализ. всех др. функций гос. Охрфункцию можно определить как момент сущности  государства определяющий такое функции в воздействие гос., которое связано с необходим. обеспечения стабильности и сохранности общ. отношений, с предотвращ. и устранением опасности для сущ. правопорядка и права. Приоритет прав и св. человека и гр.  требует определения охр. качестве приоритетного вида гос. деят. Этой задаче должно быть подчинено и реформир. рос. законодательства, регламент. вопросы безопасности гос. прав и свобод человека и гр. охр. правопорядка.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"