Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций
Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.
Субъективное право - право, принадлежащее конкретному лицу.
Юридическая обязанность
- вид и мера должного поведения,
которое проявляется в
52. Субъекты правовых отношений.
Суб.КПО - все, на кого ПН данной отрасли возлагают опред-ые обяз-сти и кому предостав-ют права.
1. Многонац-ный
народ РФ, нации, этнич. общ-ти.
Народ явл-ся носителем сувер-
2. Государство - РФ; суб. в составе РФ (республ., края, области, города ф.з., авт. округа).
Гос-во выступет в качестве регул-ра общ-ых отнош-ий, как носитель правотворческой вл. Указанные суб. могут участвовать в КПО непосредственно или через гос-ные органы, выступ-щие от их имени. (#Фед-ый договор от 31 марта 1992 г."О разгранич.предметов ведения и полномоч.между фед-ыми органами гос-ой вл. РФ и органами гос-ой вл.и ее суб-тов").КПО также возможны между выше пересисл. суб-ми.
3. Админ-тер-ные ед-цы (районы, города, районы в гор-х, поселки). -это не только географ-ое, но и полит-ое образов-е, основу которого состав-ет население. Именно оно, формируя органы мест. самоупр-я, придает админ-тер. ед. черты полит-ого образования, выступающего в качестве суб. права. Своеобразным суб. права выступают избир-ые округа. Через них реализуются право избирателей представит-вать в органах гос-ой вл.
4. Орг. гос-ной
власти и местного
Избиратели
участвуют в данных правоотношениях
посредством выборов
7. Полит.партии, иные общест-е объед.- участвуют в избир-ых компаниях выдвигая канд-тов в депутаты, организуют предвыб-ые меропр-я. Важно их участие в проведении реф-ов, в мест. самоупр., в охр. и защ. конст. прав и св.граждан. 8. Гражд.РФ, иностр. гр., лица без граж-ва. Все физ.лица участвуют в КПО, осущ-яя свои конст. права, своб. и обязанности. Широк. правоспособ-ю облад. граждане РФ. При этом следует отметить, что граждане являются суб.данных отношений независимо от пола, расы, и др. приз.. Иностр. гр. и лица без граж-а могут быть суб. конкрет-х КПО в связи с приобрет-ем рос-го гражд-ва, получ-ем полит. убеж.
53. Объекты правовых отношений.
Объекты- это те явления, либо предметы, по поводу которых складывается КПО.
1.Гос-ная тер-рия
как объект КПО выступает в
правовых отнош-ях между РФ
и ее субъ-ми. # согласно ст. 67 К.
границы между суб-ми РФ м\б
изменены только с их
2.Материальные ценности- отношения собственности являются определяющими для др. общ-ых отношений. # кандидат для проведения избир-ой кампании формирует избир-ный фонд. За помощью он может обратиться к физ. и юр.лицу. Возникает КПО по поводу денежных средств, объектом становится матер-ая ценность.
3.Действия самих субъектов КПО- такие объекты являются объектами правомочий и обязанностей в большинстве КПО. # в правовых отношениях, возникающих между депутатом и его избират-ми, объектом может стать отчет депутата как действие перед своими избир-ми.
4. Личные неимущественные блага- они, как правило, не являются объектами КПО и могут быть таковыми только в отдельных случаях. # в правовых отношениях, возник-щих в связи с депут-кой неприкосновенностью, объектом может стать честь и достоинство депутата, как представителя народа в органах гос-ой власти.
54. Юр. факты. их классификация. Фактический состав.
Юридические факты
- это определенные жизненные обстоятельства
(условия, ситуации), с которыми нормы
права связывают возникновение,
прекращение или изменение
Не право порождает подобные факты, они возникают и суще.помимо него, но право придает им статус юр.в целях их регуляции и упорядочения общ. и гос.жизни.
Это - реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юр. факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функц. правоотношений.
По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.
События - это такие обстоят., которые объективно не зависят от воли и сознания людей- стихийные бедствия- в результ. которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу-возникают соответств. правоотношения связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознагр-м и т.д.
Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений).
Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращ. и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).
К числу правомерных
действий, вызывающих соответствующие
правоотношения, относятся многочисленные
акты-документы различных
Юр. составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Для правоотнош. типа "студент - вуз" требуются условия: а) аттестат об окончании сред. школы;
б) сдача вступит. экзаменов; в) проходной балл по конкурсу; г) приказ ректора о зачислении на первый курс.
55. Понятие и формы реализации права.
Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.
Реализация права -это осуществление юр. закрепленных и гарантир. гос. возможностей, проведение их в жизнь в деят.людей и их организаций.
Реализация права сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и гос. в лице различ. органов. Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юр. ответст-ти, она опесчивает охрану суб-х прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.
1) соблюдение
запретов. Здесь реализуются запрещающие
и охранительные нормы-
2) исполнение
обязанностей- реализация обязывающих
норм, предусматр-х позитивные обязан
56. Понятия и основания применения прва.
Граждане и
организации добровольно, без принуждения,
по взаимному согласию вступают в
правовые отношения, в рамках которых
используют субъективные права, исполняют
обязанности и соблюдают
1) в механизме реализ.отдельных норм заранее запрограммир. участие гос. Это нормы, в соответ. с которыми осущ. гос. распределение имущ. благ- пенсия, выделение жилья из муниц.о или гос. жилого фонда, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в соб.гос.
2) взаимосвязи
между гос.органами и должност.
3) право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный гос.орган (так, хоз.споры между организациями рассматр.арбитр.суды).
4) применение
права необходимо для
Т.о. применение права - это властная деят. компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивид. решения по юр. делу на основе юр.фактов и конкретных правовых норм.
57.Стадии применения права. Акты применения права.
Правоприменение - особая форма реализ. права. В форме применения права гос. властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юр. норма не м\б реализована без властного содействия органов гос.
Применение
права, как определенный процесс, распадается
на ряд стадий. Стадия - это отрезок
к-л процесса, имеющий свою, промежуточную
задачу, и в силу этого приобретающий
относит. самостоятельность и завершенно
1) установление
фактических обстоятельств
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной
стадии может выступить
Первые две стадии имеют подготовит. характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юр., постепенно формируя и ту и другую. В гражд-процес. и уголовно-процес. кодексах как раз такие "реальные" стадии и указаны. Стадия формирования фактич.основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юр. значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств.
Вторая стадия включает в себя следующие правоприменит. Действия: а) выбор юр. нормы, подлежащей применению;
6) проверка
подлинности нормы и ее
Третья стадия представляет собой не одномоментный акт, процесс, который м\б рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как гос-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивид. гос-властное веление по применению права: нормативные и индивид-ые. От других индив. актов правоприменит. акт отличает гос-властный характер.
Акты применения черты:представляют собой письменные акты-документы; исходят от гос.; обладают юр.силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
Содержанием правоприменит. актов являются индивид. (конкретиз.и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания. Правоприменение бывает двух видов -позитивное и юр-кое.
58. 59. Понятие и способы толкования права. Виды толкования.
Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юр. норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юр. науке и практике определяется понятием "толкование права".
Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Он включает в себя : Уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.