Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Субъективное  право - право, принадлежащее конкретному  лицу.

Юридическая обязанность - вид и мера должного поведения, которое проявляется в необходимости  совершить конкретные положительные  действия, а также в воздержании  от каких-либо поступков.

 

52. Субъекты  правовых отношений.

Суб.КПО - все, на кого ПН данной отрасли возлагают  опред-ые обяз-сти и кому предостав-ют права.

1. Многонац-ный  народ РФ, нации, этнич. общ-ти. Народ  явл-ся носителем сувер-та  и единст-ым источ. власти в Рос-и (ст.3 КРФ). Он имеет право: образовывать представ-ые орг. гос-ой власти, участв. в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем реф-ма. Нации, этнич. общности могут вступать м/д собой в КПО, так же и с органам гос-ой власти по поводу нац-ной гос-ти, и по иным вопросам.

2. Государство  - РФ; суб. в составе РФ (республ., края, области, города ф.з., авт.  округа).

Гос-во выступет в качестве регул-ра общ-ых отнош-ий, как носитель правотворческой вл. Указанные суб. могут участвовать  в КПО непосредственно или через гос-ные органы, выступ-щие от их имени. (#Фед-ый договор от 31 марта 1992 г."О разгранич.предметов ведения и полномоч.между фед-ыми органами гос-ой вл. РФ и органами гос-ой вл.и ее суб-тов").КПО также возможны между выше пересисл. суб-ми.

3. Админ-тер-ные ед-цы (районы, города, районы в гор-х, поселки). -это не только географ-ое, но и полит-ое образов-е, основу которого состав-ет население. Именно оно, формируя органы мест. самоупр-я, придает админ-тер. ед. черты полит-ого образования, выступающего в качестве суб. права. Своеобразным суб. права выступают избир-ые округа. Через них реализуются право избирателей представит-вать в органах гос-ой вл.

4. Орг. гос-ной  власти и местного самоуправления- Фед. Собр.; Правительство; Конст.  Суд; Высший Арбитр. Суд; ГосДума; Местная адм-ция и др.КН разгран-ют сф-ы полномочий и компет-ию м\д различ-и орг-ми вл. Облад. правом на осущ-е гос-ой вл-ти и мест. самоупр-я, они наделены опред-ой компет-ей в соответ-ии с возлож-ми на них задач-и (издан. законов, контроль за деят-ю др.орг., исполнения зак-ов и т.д.). Перечисл-ые суб. выступают в дан-х отнош-ях как носители властных полномочий либо как подчинен. суб., а иногда как равноправ-е участ-и договор-х отнош-й.5. Должностные лица-Президент РФ; Председ-и палат парламента - Фе.Собр.; Председ-ль Правительства РФ; Председ.Конст. Суда РФ; Генпрокур. и др.Обладая шир-ми представительс., правотворч-ими, управленч-ми полномоч-ми, президент .-ных правоотношений со спец-ой правоспособностью относятся: избиратели; депутаты (различ.представительных органов).

Избиратели  участвуют в данных правоотношениях  посредством выборов представителей народа в различ-е законод-ые орг.вл. (ГосДуму, Сов. Фед., Законод. Собр., ГосДуму  и т.д.). Депут-ы вправе приним-ть участие  в работе тех орг-в гос.вл., в состав которых они избраны, в реш-ии вопросов, рассматр-ых этими орг-ми, в утвержд-и актов, издав-мых ими и т.д.

7. Полит.партии, иные общест-е объед.- участвуют  в избир-ых компаниях выдвигая  канд-тов в депутаты, организуют  предвыб-ые меропр-я. Важно их участие в проведении реф-ов, в мест. самоупр., в охр. и защ. конст. прав и св.граждан. 8. Гражд.РФ, иностр. гр., лица без граж-ва. Все физ.лица участвуют в КПО, осущ-яя свои конст. права, своб. и обязанности. Широк. правоспособ-ю облад. граждане РФ. При этом следует отметить, что граждане являются суб.данных отношений независимо от пола, расы, и др. приз.. Иностр. гр. и лица без граж-а могут быть суб. конкрет-х КПО в связи с приобрет-ем рос-го гражд-ва, получ-ем полит. убеж.

 

53. Объекты  правовых отношений.

Объекты- это  те явления, либо предметы, по поводу которых  складывается КПО.

1.Гос-ная тер-рия  как объект КПО выступает в  правовых отнош-ях между РФ  и ее субъ-ми. # согласно ст. 67 К.  границы между суб-ми РФ м\б  изменены только с их взаимного  согласия. Т. о., в случае возник-я   необходимости   изменить   границы   суб-та   РФ,   возникает   КПО, где субъект РФ, а объектом будет гос-ная терр-я.

2.Материальные  ценности-    отношения собственности  являются определяющими для др. общ-ых отношений. # кандидат для проведения избир-ой кампании формирует избир-ный фонд. За помощью он может обратиться к физ. и юр.лицу. Возникает КПО по поводу денежных средств, объектом становится матер-ая ценность.

3.Действия  самих субъектов КПО- такие  объекты являются объектами правомочий и обязанностей в большинстве КПО. # в правовых отношениях, возникающих между депутатом и его избират-ми, объектом может стать отчет депутата как действие перед своими избир-ми.

4. Личные неимущественные  блага- они, как правило, не  являются объектами КПО и могут быть таковыми только в отдельных случаях. # в правовых отношениях, возник-щих в связи с депут-кой неприкосновенностью, объектом может стать честь и достоинство депутата, как представителя народа в органах гос-ой власти.

 

54. Юр. факты. их классификация. Фактический состав.

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы  права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

Не право  порождает подобные факты, они возникают и суще.помимо него, но право придает им статус юр.в целях их регуляции и упорядочения общ. и гос.жизни.

Это - реакция  правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юр. факты служат непосредственными  поводами, основаниями для появления и функц. правоотношений.

По волевому признаку юридические факты делятся  на события и действия.

События - это  такие обстоят., которые объективно не зависят от воли и сознания людей- стихийные бедствия- в результ. которых  гибнут люди, причиняется вред их имуществу-возникают соответств. правоотношения связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознагр-м и т.д.

Действия - это  такие факты, которые зависят  от воли людей, поскольку совершаются  ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических  фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращ. и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных  действий, вызывающих соответствующие  правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных государственных  органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры, завещания, соглашения и т.д.). Юр. факты-поступки длящегося характера- создание худож. произведения, котороеприводит к возник.авторского правоотношения.

Юр. составы  или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).  Для правоотнош.  типа "студент - вуз" требуются условия: а) аттестат об окончании сред. школы;

б) сдача вступит. экзаменов; в) проходной балл по конкурсу; г) приказ ректора о зачислении на первый курс.

 

55. Понятие  и формы реализации права.

Право имеет  смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация  права -это осуществление юр. закрепленных и гарантир. гос. возможностей, проведение их в жизнь в деят.людей и их организаций.

Реализация  права сложный процесс, протекающий  во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и гос. в  лице различ. органов. Частью механизма  реализации права выступают механизмы  защиты субъективного права, т.е. механизмы юр.  ответст-ти, она опесчивает охрану суб-х прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

Непосредственная  реализация, т.е. осуществление права  в фактическом поведении, происходит в трех формах.

1) соблюдение  запретов. Здесь реализуются запрещающие  и охранительные нормы- необходимо  воздержание от запрещ. действий, т.е. пассивное поведение. 

2) исполнение  обязанностей- реализация обязывающих  норм, предусматр-х позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по труд.договору и т.п. 3) использ. субъективного права. В такой форме реализ. управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использо. своего права. Суб. право м\б осуществлено путем собственных фактич. действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный гос.орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принуд. порядке).

 

56. Понятия и основания применения прва.

Граждане и  организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в  правовые отношения, в рамках которых  используют субъективные права, исполняют  обязанности и соблюдают установленные  законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость гос.вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

1) в механизме  реализ.отдельных норм заранее  запрограммир. участие гос. Это  нормы, в соответ. с которыми  осущ. гос. распределение имущ. благ- пенсия, выделение жилья из муниц.о или гос. жилого фонда, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в соб.гос.

2) взаимосвязи  между гос.органами и должност.лицами  внутри гос. аппарата имеют  в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

3) право применяется  в случаях возникновения спора  о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный гос.орган (так, хоз.споры между организациями рассматр.арбитр.суды).

4) применение  права необходимо для определения  меры юр. ответств. за совершенное правонарушение, а также для применения принуд. мер воспит., медиц. характера и др.

Т.о. применение права - это властная деят. компетентных органов и лиц по подготовке и  принятию индивид. решения по юр. делу на основе юр.фактов и конкретных правовых норм.

 

57.Стадии применения  права. Акты применения права.

Правоприменение - особая форма реализ. права. В форме  применения права гос. властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в  тех случаях, когда юр. норма не м\б реализована без властного содействия органов гос.

Применение  права, как определенный процесс, распадается  на ряд стадий. Стадия - это отрезок  к-л процесса, имеющий свою, промежуточную  задачу, и в силу этого приобретающий  относит. самостоятельность и завершенность:

1) установление  фактических обстоятельств дела;

2) формирование  юридической основы дела;

3) решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две  стадии имеют подготовит. характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юр., постепенно формируя и ту и другую. В гражд-процес. и уголовно-процес. кодексах как раз такие "реальные" стадии и указаны. Стадия формирования фактич.основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юр. значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств.

Вторая стадия включает в себя следующие правоприменит. Действия: а) выбор юр. нормы, подлежащей применению;

6) проверка  подлинности нормы и ее действия  во времени, в пространстве  и по кругу лиц; в) проверка  правильности текста н-п акта; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия представляет собой не одномоментный  акт, процесс, который м\б рассмотрен и как формально-логический, и  как творческий, и как гос-властный.

По результатам  правоприменения выносится акт  применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивид. гос-властное веление по применению права: нормативные и индивид-ые. От других индив. актов  правоприменит. акт отличает гос-властный характер.

Акты применения черты:представляют собой письменные акты-документы; исходят от гос.; обладают юр.силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Содержанием правоприменит. актов являются индивид. (конкретиз.и  по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания. Правоприменение  бывает двух видов -позитивное и юр-кое.

 

58.  59. Понятие   и способы толкования права.  Виды толкования.

Реализация  права, т.е. претворение правовых предписаний  в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юр. норм, выяснения  воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юр. науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование  права - это интеллектуально-волевая  деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях  их реализации и совершенствования.

Он включает в себя : Уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм "для  себя". Разъяснение же - объяснение, доведение усвоенного содержания для  других.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"