Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

45. Правотворчество:  понятия, принципы, стадии, формы.

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном гос-х органов по разработке и принятию норм права, это процесс возведения в закон гос-й воли.

Правотворчество – особая форма гос. деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

В результате правотворческой деятельности рождается  правило поведения,она содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее  правило.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права.1. Демократизм проявляется в: реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;принятие законов путем референдума;обсуждение в правотворчестве через представительные органы власти;действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;опубликовании принимаемых актов;широкая гласность и открытость правотворческого процесса.2. Научная обоснованность: использ-е научных методов и приемов при изучении общ-х явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права; использ-е знаний юр-х наук при составлении правовых актов, использ-е наработанных приемов и способов юр-й техники;проведение научных экспертиз проектов нормативных актов. 3.Принцип  законности:принятие норм права конкретным органом; соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов; непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. 4.Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

Стадии  правотворческого процесса: первый этап – подготовка:принятие решения о подготовке акта, подготовка текста н.п.а. , обсуждение текста проекта н.п.а., согласование проекта, доработка проекта; второй этап – принятие, внесение проекта на рассмотрение, обсуждение проекта, голосование проекта, подписание проекта опубликование и доведение до адресата. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

Ст. 104 КРФ – законодательная инициатива:президент;совет федерации;законодательные органы субъектов;глава совета федерации;депутаты государственной думы;правительство;КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ  принимается Государственной Думой  большинством голосов-направляется в  Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации - направляется Президенту.

Общенародному гос-ву присущи следующие формы  правотворческой деятельности: а) правотворческая  деятельность гос-х органов по изданию  нормативно-правовых актов; б) госу-е  санкционирование нормативных актов, вы­работанных общ-ными организациями; в) особая правотворческая деятельность общ-х организаций, связанная с осущ-м переданных им функций гос-х органов; г) непосредственное правотворчество народа.

 

46. Понятие  подзаконных н- п.актов и их  виды.

ПН-ПА – это  акты компетентных гос-х органов, которые  принимаются на основе закона и не должны ему противоречить. Они обладают меньшей юр-й силой по сравнению  с законами и производны от юр-й  силы законов. Призваны конкретизировать и развивать основные принципиальные положения законов. Ими как правило являются акты различных органов исполнит-й власти. По субъектам издания  и сфере распространения они подразделяются на:

1. общего характера-  нпа общей компетенции, действие  которых распространяется на  всех лиц в пределах территории страны, и которое по своей юр-й силе и значению следует за законами. (нормативные указы президента, постановления правительства.

2.   местными - являются  акты органов представительной  и исполнительной власти на  местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено той территорией, на которой действует данный орган. Они обязательны для исполнения всеми лицами, проживающими на данной территории( акты муниципалитета, мэрии, префекта по вопросам местного значения).

3.   Ведомственные  акты (приказы, инструкции) – это  такие акты общего действия, которые  распространяются лишь на ограниченную  сферу общ0х отношений ( на таможенные ,банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.

4.   Внутриорганизационные  подзаконные акты издаются различными  гос-ми органами и организациями  для регламентации своих внутренних  вопросов и распространяют свое  действие только на членов  этих гос-х органов и организаций.

Решение судебных органов также могут приобретать нормативно-правовой характер, например, в результате обобщения судебной практики. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, неопределенности, противоречивости нормативных предписаний, суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм.  

 

47. Систематизация  НПА и ее виды.

Систематизация  — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней  и внутренней обработки с целью  поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Виды: Инкорпорация — при котором нпа подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в  определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Консолидация  —при котором несколько близких  по содержанию нормативных актов  сводятся в один, укрупненный нпа  с целью преодоления множественности  нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация —  это такой вид систематизации, который имеет правотворческий  характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового  акта (основ законодательства, кодекса  и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

 

48.Коллизия  в праве и способы их разрешения.

Коллизия-противоречие (столкновение) двух или более формально  дейст. нормат. актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Коллизия законов  разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.

Если имеется  расхождение между актами, изданными  одним и тем же нормотворч. органом, то применяется акт, изданный позднее.

При расхождении  между общим и спец. законом  преимущество отдается спец., если он не отменен изданным позднее общим  актом.

Если расходящиеся акты приняты разными органами, то применяется норма, принятая высшим органом. При коллизии фед. и регион. актов применяется принцип фед. приоритета.

 

49.Действие  НПА во времени.

Можно выделить несколько вариантов вступления н-п актов в действие.

Во-первых, наиболее распростран. моментом начала действия норм. акта являются истечение определенного срока после его офиц. опубликования. Так, ФЗ и нормат. акты фед. органов исполн. власти вступают в силу одновременно на тер. РФ по истечении 10 дней после дня их опубл-я, а акты Президента РФ, имеющие норматив. характер- по истечении 7 дней после их первого офиц. опубл-я. По истечении 7 дней после опубл-я вступают в силу и акты Правит-ва РФ, затрагив. права, свободы и обяз. человека и гражданина, устанавл. правовой статус фед. органов испол. власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов опред. моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие м\б указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответств. ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается  со следующими обстоятельствами: истечением срока действия, на который был  принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормат. акта уполномоченным на то органом; в связи с фактической заменой нормат. акта иным актом, регулир. ту же группу общ. отношений.

Действие  нормативных актов в пространстве осуществляется на основе тер. и экстерриториального принципов.Тер. принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах гос. или адм. тер. границ деят. правотворческого органа. Под гос. тер. принято понимать часть земной поверхности в пределах гос. границ, ее недра, внутренние и тер. воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

Действие  нормативных актов по кругу лиц тесно связано с тер. пределами функционирования актов.

 

50. Правовые  отношения: понятия, признаки виды.

Правовое  отношение — это возникающая на основе норм права общ. связь, участники которой имеют субъективные права и юр.обязанности, обеспеченные гос-м.

Признаки: стороны правоотнош. всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. В любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. 2. Правовое отношение суть такое общ. отношение, в котором осущ-е субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью гос. принуждения. 3. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. Все адресаты юр. нормы имеют общиеправа и свободы и несут равные обязанности независимо от к-л условий # -конст/права и свободы.

Правоотношение  обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Юр.содержание правоотнош.-это возможность определ. действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализ. права и обязанности. Содержание правоот.-это субъективные юр. права и обязанности. Сущ. 2 типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Юридическая обязанность- есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Субъектами  права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права  способность быть участником правоотношений.

Дееспособность-предусмотренная нормами права способность и юр. возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособ. :сделкоспособность, т.е. способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособ.- предусмотренная нормами права способность нести юр. ответств. за совершенное правонарушение.

Субъектами  права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности.

Объект  правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

 

51. Содержание  правовыхотношений. Субъективное  право  и юр. обязанность.

Правоотношение  обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права и участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Правоотношение  является результатом воздействия  нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами.

Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая норма.

Правоотношение  носит волевой характер, т.е. его  участники отдают себе отчет в  последствиях своих действий либо бездействия. Даже если одна из сторон вступила в  правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания, в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная  связь между его субъектами, которая  осуществляется через субъективные права и обязанности.

Субъективное  право - юридически обеспеченная мера возможного поведения конкретного  лица, гарантирующая ему самодеятельность, свободу выбора, пользование материальными  и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"