Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей, согласно которому гос. вл. осущ. на основе разделения на законод., исполн. и суд.

Принцип федерализма в формировании и деятельности мех.гос. определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города фед.значения, авт.области, авт.округа.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Органы гос. вл..и должностные лица, равно как и органы местного самоупр., граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Механизм гос-ва - это целостная иерархическая  система гос-ых органов и учреждений, практически осуществляющих гос-ую власть, задачи и функции гос-ва.

 

 

29. Понятие  и признаки органа гос-ва.

Орган гос.- это структурно обособленная часть гос.аппарата, обладающая властными полномочиями и осуществляющая опред.задачи в функции гос. Это относительно самостоятельные обособленные части гос. аппарата, то есть каждый орган гос. представляет собой определенную гос. организацию и занимает определенное место в структуре гос. аппарата. Органы  гос. обладают опред.властными полномочиями - компетенцией (право того или иного органа государства решать определенные гос. и общественные вопросы). Виды органов государства.

Органы государства  классифицируются по различным основаниям: по способу возникновения; но объему властных полномочий; по широте компетенции.

Признаки  оргонов гос-ва:

1.Орган гос., обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма  гос., занимает в нем свое место  и прочно связан с другими  ее частями. Он осуществляет  от имени государства его задачи  и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

2. Они  имеют  опред. структуру, объединены  в подразделения, скреплены едиными  целями, ради достижения которых  образованы, и дисциплиной, которую  все служащие обязаны соблюдать; 

3. Орган гос. обладает опред. компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет гос. орган.;

4.Орган гос. обладает властными полномочиями, чем и отличается от гос.учреждений и предприятий. Гос.органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Для обеспечения требований актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осущ. надзор за их реализацией;

5. Орган гос.  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из госбюджета);

6.Орган активно  участвует в реализации функций  гос., используя для этого соответств.формы и методы;

7.Органы  тесно  взаимодействуют между собой.  Задачей является обеспечение  норм. Функц. общества, защита законных  прав и интересов личности, охрана  внешней безопасности и тер.  целостности государства; 

8.Орган имеет  тер. масштаб деят.

 

 

 

30. Виды оргонов  гос-ва.

Законод. органы-право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".

Парламенты  состоят из нижней и верхней палаты.

Глава государства. призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегос. целей. Исполнительные органы- принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства гос. управления (министерства, департаменты) и именуются министрами- секретарями, статс-секретарями. По всем вопросам своей компетенции правительство издаст правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Органы  правосудия -образуют Судебные органы реализуют правосудие посредством регулир. процессуальным правом судопроизводства. Прокуратура РФ составляет единую централиз. систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору России.

Системы органов  гос. власти республик, краев, областей, городов фед.значения, авт.области, авт.округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конст. строя России и общими принципами организации представительных и исполн. органов гос. власти, установленными федеральным законом. Органы местного самоупр. в механизм гос. не входят, ибо не являются гос.

 

 

 

32. Права и свободы гражданина и человека.

Права́ челове́ка  и граждани́на — права, закреплённые во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права  явл. независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или соц. происхождения, имущ., сословного или иного положения любого человека, и принадлежат ему по факту рождения. К таким правам в основном относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность; право на равную защиту закона, на защиту от дискриминации и от подстрекательства;

право на свободное  передвижение и выбор места жительства, а также на свободное покидание  любой страны и возвращ.в свою собственную; право на гражданство и на его защиту; право основывать семью, заключать брак и иметь защиту семьи со стороны общества и гос.; право владения имущ.;

право на свободу  мысли, свободу совести и религии;

право на свободу  убеждений и на свободное выражение  их, беспрепятств. поддержка своих убеждений и поиск, получение и распространение инф. и идей любыми средствами; право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприят. условия труда и на защиту от безработицы; право на образование.

 

 

33. Обязанности граждан.

Особенность закрепления  обязанностей в Конституции РФ заключается  в том. что обязанности не выделены в отдельный раздел или параграф.

Обязанность соблюдать  Конституцию РФ И законы РФ. Это  универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.

Обязанность платить  законно установленные налоги и  сборы (ст.57). Обязанность сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относится к природным богатствам (ст.58).

Ст. 59 "О защите Отечества...". п.! - защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина РФ. Обязанность предполагается из взаимоотношений государства и гражданина. А вот слово "долг" - гражданина нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

 

 

34. Юридические  гарантии прав и свобод граждан. 

Права гражданина- совокупность естест. правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых гос. актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и гос. Права Гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законод. актах и также обязательно гос. декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности - правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-эк. положения, общественно-полит. статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью"   подразумевают   человека,   гражданина,   ин.  гражданина,   лица   без гражданства, беженца. Нрава личности характеризуют индивид.особенности человека, степень его соц. зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее  время в между народно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории "права  человека", "нрава гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права  и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных гос. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), эк., полит., соц., культ., эколог. и инфор. права.

 

 

 

 

35. Понятие  права и его признаки.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают го. волю общества, ее общечел. и классовый характер; издаются или санкционируются гос. и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общест. отнош.

Право –система регулирования общ. отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в офиц. источниках и обеспеченность возможностью гос. принуждения

Право на выходе или правовая материя состоит  из 3-х элементов: нормы; правоотношения; идеи.

Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление.

1.Системность – означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм- ест. право(состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. - позитивное право (законодательство и другие источники юр. норм, в которых получают офиц. гос. признание притязания граждан ,организаций, соц. групп).- субъективное право (индивид.возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетвор. интересы и потребн. их обладателя). 2.Право -мера, масштаб свободы и поведения человека. 3.Нормативность права- право как гос. воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система оф. признаваемых и действующих в данном гос. юр.норм в их материалистич. понимании. 4.Связь права с государством – составляющие право нормы в отличие от иных соц.норм, издаются или санкционируются гос: государственная обеспеченность права(право охраняется и обеспечивается государством); общеобязательность права; формальная определенность – принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат  определенное указание относительно границ правомерности; институционность права – заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются гос. в строго определенных формах. 5.Право имеет государственно-волевой характер– право выражает гос. волю общества, обусловленную эк, дух, нац, религ. и др. условиями его жизни. 6.Властно-регулятивный характер права- право регулирует отношения между людьми. Специфика связана с предоставительно-обязывающим характером его норм.  7.Право есть реально действующая система нормат. регуляции. Право т.е. отображается в сознании, психике людей, осущ-ся в их практических действиях.

 

 

36. Сущность  и соц.  назначения права.

Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено  на нравственностьи  государстве, экономике. Право имеет общесоц. сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие соц. связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и гос., и они могут действовать свободно, не опасаясь неблаг. последствий в соц. плане.

Общесоц. сущность права конкретизируется в его  понимании как мера свободы. В  пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в  лице гос. стоит на страже этой свободы. Т.о., право -свобода, гарантир. от посягательств, защ. Назначение права формулируются в юр. науке в двух аспектах:1) назначение права - выражать интересы господ. класса (слоя, групп), воплощать волю эк. господ. класса, служить средством подавления, насилия по отношению к д. классам; 2)назначение права –втом, чб служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом полит. господства, а с другой стороны - инструментом общесоц. регулирования, средством установления порядка в обществе. Вывод- главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 

 

37. Принципы  права.

Принципы  права — это руководящие идеи, характериз. содержание права, его сущность и назначение в обществе.

1) они  выражают закономерности права, 2) представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулир.и распростран. на всех субъектов. Нормы прямо сформулир.в законе, либо выводятся из общего смысла законов.                              

Принцип справедливости - выражает общесоц.сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гр-ном и гос.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естест., прирожд., неотчужд. права человека составляют ядро правовой системы гос. В соответствии со ст. 2 КРФ человек, его права и свободы явл. высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные констит. права и единую для всех правосубъектность ч. 2 ст. 19 К.

Принципа  законности - как гласит ст. 15 КРФ, "КРФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей тер. РФ.  Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ. Органы гос. власти, местного самоупр., должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 КРФ записано: "Каждому гарант. суд. защита его прав и свобод".

 

 

38. Функции  права и их классификация.

Сущность и  социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общ. отношения и поведение людей, позволяют дать обобщ. характеристику "работы" юр. норм.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"