Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Помимо социального  право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая ф-ия, или ф-я закрепления, стабилизации общ. отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общ. статуса различных субъектов: закреплении основ. прав и св. человека и гр-на, компетенции органов и должн. лиц, правосубъективн. физ. и юр. лиц.

2. С помощью регулятивно-динамической ф-ции право определяет, каким д/б будущее поведение людей. Эта ф-ция осущ. с помощью обязывающих норм.

3. Охранит.ф-ция выделяет право из других систем соц.регуляции, поскольку осущ. органами государства, принимающими индивид. властные решения, исполнение которых гарантир. гос. принуждением.

4. Оценочная ф-ия позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Это позитивная ответств.исключает негативную юр.ответств. Особую роль в реализации оценочной ф-ции играют охранит. и поощрительные нормы, в которых, в общем виде, содержится отрицательная или положит.оценка тех или иных возможных действий.

 

 

39. Сиситема  права. Основания деления системы  права на отрасли.

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифиц.нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юр. режима - метода регулирования.

Преобразование  права в систему путем деления  его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентир. в законодательстве. Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Важным качеством  права -четкая системанорм. Нормы права  группируются в институты, институты  — в отрасли. Нормы различаются по юр. силе и степени обязательности. Для правильного толков.нормы необходимо знать не только ее содержание, но и ее место в системе норм.

Система права — совокупность норм: институтов (избирательное право, институт собственности, институт обороны и т. п.) и отраслей права (констит, админ-ое, гр-ое, уг-ое и т. п.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, дозволений и т. п.).

 

 

 

 

40. Понятие нормы права.

НП - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом  и гос-м, закрепленное и опублик-е  в офиц-х актах, направленное на регул-е  общ-х отношений путем определения  прав и обязанностей и участников.

Признаки: нп- исходит от гос-ва и является офиц-м выражением гос-й воли; формальная определенность нп- проявляющаяся в том, что пн издается или санкционируется гос-м и выражается в установленной или признаваемой им форме; охраняется от нарушений принудительной силой гос-ва; выступает гос-м регулятором общ-х отношений, ее воздействие на общ-е отношения влечет для участников юр-е последствия, гарантом которых выступает гос-во.

  1. НП- общ-е правило поведения, что: она указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой тер-и необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный для конкретного индивида образ действия; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого.
  2. НП состоит из 2 разновидностей общеобяз-х правовых предписаний: правила поведения и исходные, учред-е нормы.

Правила поведения  –прямого регул-я, отличающиеся предоставительно-обязывающим  характером. Исходные нормы – это  нормы-принципы и др. - нормы опосредованного  регул-я, они носят правовой характер, устанавливают общие начала правового регул-я, участвуют в нем опосредовано.

  1. НП выступает как модель, мера, масштаб должного или возможного, разрешаемого или запрещ-о правила поведения и как мерило оценки поведения.
  2. НП представляет собой опред-й метод воздействия на регулир-е отношения.
  3. Содержание правовой нормы определяется содержанием регулир-о отношения.
  4. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

 

41. Структура ПН. Способы изложения нп в статьях н-п актов.

Структура ПН  - логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общ-ми отнош-ми, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейст-х  элементов, реально выраженное в  н-п актах.

НП представляет собой единство трех взаимосвязанных элементов:1. гипотеза – конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Она подразделяются: а)простая– предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юр-я норма; б)сложная– действие нормы связывается с наличием двух или более условий; в)альтернативная – также предусматривает два или несколько условий осущ-я правовой нормы, однако для вступления норм права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.По форме выражения гипотезы делятся:абстрактные – указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках; казустическая – связывает реализацию юр-й нормы с отдельными, строго определенными частными случаями.

2. диспозиция  – структурный элемент юр-й нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. 

От способа  выражения:а)управомочивающие – предоставляют  субъектам право на совершение предусмотренных  в них положительных действий, определяют вариант их возможного, дозволенного поведения; б) обязывающие -  возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают вариант должного поведения; в) запрещающие – содержат запрет совершения опред-х противоправных действий (или бездействия).

3. санкция –  структурный элемент, предусматривающий  последствия нарушения правовой  нормы, определяющий вид и меру  юр-й ответственности для нарушителя  ее предписаний. 

В зависимости  от отраслевой делятся:а)уголовно-правовые санкции (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься опред-й деят-тью, исправит-е работы, арест, лишение свободы на опред-й срок и др. ); б)административно-правовые санкции (предупреждение, штраф, конфискацию предмета); в)дисциплинарно-правовые санкции (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение); г)гражданско-правовые санкции (возмещение правонарушителем причиненного имущ-ого вреда).

Соотношение нп и статьи нормативного акта. Норма  права не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта.  Варианты соотношения нормы права и статьи нормат-о акта:

1. нп и статья  закона или другого нормат-о  акта совпадают- в статье присутствуют  все три элемента, составляющие  структуру правовой нормы. 2. нп изложена в двух или более статьях одного и того же нормат-о акта или даже др. нормат-о акта. 3. в одной статье нормат-о акта содержится две или несколько юр-х норм. 4. в одной статье содержится только часть нормы права.

 

42. Виды НП

1.по отраслевой принадлежности (по предмету и методу правового регул-я): нормы уголовного, конституционного, гражданского права и др. отраслей права.

2. по юридической  силе (по актам, в которых нормы  права содержаться): нормы закона, конституц-х законов,текущих законов и нормы подзаконных актов.

3. по степени общности содержания: нормы принципы (не содержат явно выраженных элементов норм права, являются результ-м нормативных обобщений, выражают соц-е содержание всех норм права данной группы), общие нормы (общие правила, конкретизирующиеся в других нормах), конкретные нормы.

4.по характеру предписываемых правил поведения (по форме регул-я): обязывающие, управомочивающие (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в нд), запрещающие.

5.по степени активизации социально полезной деятельности субъектов права:обычные и поощрительные (правовая благоприятная реакция на правомерное деяние).

6.по способам установления правил поведения:а) категорические (формулируется определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение), б) диспозитивные (предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием), в) рекомендательные (устанавливают варианты желательного для государства поведения),г) поощрительные нормы.

7.по техническим приемам установления правила поведения:а) определенные (непосредственно содержат описание правила поведения),б) бланкетные (отсылка к нормативно-правовому акту в целом или к его части), в) отсылочные (содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормат-о акта).

8.по непосредственному предмету воздействия: социально-технические и социальные.

9.по назначению: а) регулятивные (направлены на регулирование фактических отношений),

б) охранительные (фиксируют меры гос-о принуждения).

10.по времени  действия: постоянные нормы и  временные нормы; по кругу лиц:  нормы общего действия и специальные  нормы; по субъектам правотворчества:  исходящие от государства и  непосредственно от гражданского  общества.

11.по характеру  регулир-х ими отношений: нормы материального права (регулируют эк-е, полит-е, соц-е, и иные м отношения) и нормы процессуального права (закрепляют порядок осущ-я и защиты предусмотренных материальными нп). 12 нормы публичного права и частного.

 

43. Источники права- формы, понятия и виды.

Источники (формы) права - способ выражения, оформления и  закрепления норм права, то, где содержатся нормы права.

Виды: нормативно-правовой ак, правовой обычай,судебный, административный прецедент, нормативный договор, научные доктрины.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом  в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила  поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия, строго определенная документально-письменная форма, обладает юр. силой, обеспечен мерами гос. воздействия, массовость, не персонифицирован).

Правовой обычай- правило поведения, сложившееся  вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Судебный прецедент - вынесенное судом по конкретному  делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для  всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Административный  прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование  которого становится правилом, которое  применяется при решении аналогичных  дел.

Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил.

Научные доктрины- используемые в некоторых странах  при наличии пробела в законодательстве положения из работ известных  ученых для юридического решения  возникшего спора, имеющего конституционное значение. В РФ правовая доктрина источником права не признается. В то же время компетентные научные труды, толкование конституционного законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) являются своего рода руководящими началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы конституционного права.

 

44. Закон:понятия  и виды.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом  в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Закон – это  н.п.а., изданный в особом процессуальном порядке высшим представительным органом  или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общ-е  отношения.

Признаки:н.п.а. (юр. документ, содержащий нормы права); результат правотворческой деят-ти высшего представительного органа власти или всего народа; регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общ-е отношения;обладает высшей юр. силой; ведущее место в системе н.п.а, фундаментальный юр. документ.

Принимается только законод-ми органами гос. власти или непосредственно народом (референдум); все остальные правовые акты должны исходить из закона  
и им не противоречить; не нуждаются в утверждении другими органами; их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего; особый процессуальный порядок принятия.

Классификация законов:

1. юр. силе: КРФ,  ФКЗ, ФЗ (обычные).

2. по субъектам  законотворчества: принятые в результате  референдум и принятые законод-м  органом. 3. по сфере действия: федеральные,субъектов  федерации, ОМСУ. 4. по отраслевой  принадлежности:конституционного права и уголовного права. 5. по кругу субъектов права: граждане, иностр-е граждане, лица без гражданства. 6. по значимости в системе законодательства: конституционные, текущие, обычные, органические – кодифицированные, чрезвычайные – действуют во время ч/с.

Подзаконный акт  – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с  законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных  предписаний.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"