Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Идеологическая  функция гос-ва.

Призвана идеологически  обосновать данный общ. и гос-ный строй, политику гос-ва и т.д. с этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции нац. социализма, гос-ва благоденствия и т.д. Офиц.  идеология вырабат-ся в рамках гос. структур, а в других – гос. воспринимает и поддерживает в качестве офиц. Под идеологией понимается система взглядов и принципов той или иной группы населения, общества, соц. слоя. Выражается в распростран.или поддержке официальных взглядов, в создании пропагандистских органов и проведении политики в соответствии с концепциями, выработанными в рамках офиц. идеологии, в надзоре за образованием, в моральной и материальной поддержке идеологов и учреждении, вырабатывающих офиц. идеологию.

18. Хар. внеш. функций гос.

Экфункция -призвана обеспеч. условия функц. данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприят. условий для развития экономики и т.д. Рыночная экономика - категория интернациональная.

Экономическая функция выражается в выработке  и координации гос. стратегии  и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Проявл. в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиции, определении льгот в отношении некоторых суб.хоз. жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), выработке программ эк. развития и т. п. Гос. должно создать правовые основы рынка, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулир. предприним. деят.охранять права потребит. и др. Гос. обеспеч. внешние условия функционир.эк., охр. эк. пространство внутри стр., обеспеч.  соц. стабильность в стране, явл.  суб. эк.отнош.

Функция обор. страны и обеспечение мир. порядка.

Функция обор. страны, обеспеч. суверенитет, неприкосновен. гос. границ, внешнюю безопасн. страны. Ф-ция осущ. на основе индивид. и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны др. гос. или объединений. Ф-я обеспечения мира. Миролюбивые демокр. гос. заинтерес. в сохранение мира во всем мировом пространстве, исключ. локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатич. путями. Для обеспеч. междунар. безоп. создаются миротворческие вооруж. силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. сегодня остроту приобрела проблема исключения использ. ядер. и др. оружия массового поражения, устранения опасности бесконтрол. использов. ядерных, хим. технологий.

Функция интеграции в мир. эк.

Интернационализация мировой эк., формирование мирового рынка, переплетение эк. интересов, появление  транснациональных компаний, другие эк. факторы обусловили появление этой функции. Она выражается в создании различных объединений гос-в для решения общих вопросов в совместной эк., полит. и иной деят.

Функция сотруд. в решении глобальных проблем.

Проблемы  человечества в целом требуют международ. реагирования. К числу таких глоб.проблем относится, предотвращ. крупных эк. или техногенных катастроф, всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштаб. вреда, который причиняется производственной деят. человека.

Основная форма  осущ. функций гос-ва - правовая. Она  сущ. во взаимосвязи трех основных направлений  правовой деят.гос. - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство  создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

 

 

19. Формы и  методы осущ. функций гос.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей  деятельности различные методы.

Различаются правовые и внеправовые формы реализации функций гос.. В правовых формах отражаются связь гос. и права, обязанность гос. действовать при выполнении своих функций на основе нрава и в рамках закона. Обычно выделяют три правовые формы осуще.функций гос.— правотворческую, право исполнит. и правоохранит.

Правотворческая деят. — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. От правоисполнительскои деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д.. включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юр. ответственности и др.

Методы:убеждение (власть агитирует); принуждение (заставляет); поощрение (создает условия, при которые определенная деят. становится выгодной для субьекта, ее исполняющего).

 

 

20. Понятия  формы гос-ва и факторы, влияющие на ее образования.

Различные государства  различаются организационным устройством  и методами осуществления государственной  власти, т. е. различаются формы государства. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима: Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

 

 

21. Монархия и ее виды.

М.- форма правления, при которой верховная власть осущ. единолично и переходит, как  правило, по наследству. Существуют разновидности  монархич. формы правления.

Абсолют.м. —  такая форма правления, при которой  верховная гос. вл. по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Осущ.  исполнит.  и законод. власти  принадлежит монарху. Монарх назначает главу правительства, которое несет перед ним ответственность. Чрезвычайно-указное законодательство монарха – неограниченное (указ монарха имеет силу закона). Совр.страны- Аб. Монархия - Саудовская монархия, Оман.

Парламент.м.-это  такая форма монархии, при которой  власть монарха ограничена в законодательной  сфере парламентом, а в исполнит.–  правительством(«монарх царствует, ноне управляет»). Законодат. власть принадлежит парламенту. Осуществление исполнит. вл. принадлежит формально- монарху, фактически – правительству. Правительство несет ответствен. перед парламентом. Право роспуска парламента находится у монарха (по рекомендации правительства). Право veto монарха на решение парламента предусмотрено, но не используется. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено но не используется. Совр. страны- Англия, Япония, Испания.

Ограниченная  м.- монархия, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

 

 

 

22. Республика  и ее виды.

Республика- это  форма правления, при которой  верховная власть осущ. выборными  органами, избираемыми населением  на опред. срок.

Президентская р. - одна из разновидностей современной формы гос. правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы гос. и главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики: внепарламентский метод избрания президента и формир. правительства; ответств. правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной респуб., полномочия главы гос. ( Соединенные Штаты Америки).

Парламентская р. - разновидность совр. формы гос. правления, при которой верховная роль в организации гос. жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответств. перед парламентом о своей деят. Парламент обладает финанс. полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает Гос.бюджет, определяет перспективы развития социально-эк. развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республ. правления представляет собой такую структуру высших органов гос. власти, которая реально обеспечивает демократизм общ. жизни, свободу личности, создает справедливые условия чел. общежития, основанные на началах правовой законности ( ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию. Исландию, Ирландию. Индию и др).

 

 

 

23. Унитарное гос.

Унитарное гос.— это единое целое гос. образование, состоящее из административно-террит. единиц, которые подчиняются центр. органам власти. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представит., испол. и суд. органы, которые осущ. верховное руководство местными органами. На всей тер.  действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают гос. суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное гос. может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором — избираются населением.

 

 

 

24. Федерация:  понятие и признаки...

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самост. госу-нных образований в одно союзное гос. Федеративное устройство неоднородно  определяется истор., нац., культурными  и бытовыми особен. Территория состоит  из тер. суб. федерации. Верховная законод., исполн. и суд. власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие закон., исполн. и суд. органы. В большинстве фед. гос. существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по нац. и тер. признаку. Террит. федерация характеризуется значительным ограничением гос. суверенитета субъектов: субъекты федерации не явл. гос. образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов. Нац. федерации характеризуются более сложным гос.устройством и особенностями. Субъекты являются национально-гос. образования, которые отличаются нац. составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной. Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие гос. органы национальной федерации формируются из представителей суб. федерации.

 

 

 

25. Конфедерация  и иные формы гос. объед.

Конфедерация  — это временный юр. союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законод., испол. и суд. органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого гос. бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т. д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию.

 

 

 

26. Демократический  гос-правовой режим.

ДР- складывается в правовых государствах и гарантирует  защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности — плюрализм, государственный режим базируется на законах.

 

 

 

27. Авторитарный  гос-правовой режим.

АР – полит. режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над полит. жизнью гос., но не претендующий на тотальный  контроль над обществом. Это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тоталит. контроля гос., не всегда готово воспользоваться властью.

Концентрация  главных функций гос. власти в  руках группы лиц или одного человека. При А.р. сущ. и представит. органы, могут проводиться референдумы, народные обсуждения и т. д. Суть А. р. связана с используемыми методами: навязывание обществу опред. идеологии, ограничение демократич. свобод, отмена либо формальное сущ. ряда конституционных институтов, контроль властвующих организаций над общественными, отсутствие оппозиции либо, если она допускается, весьма ограниченные возможности ее действий, жесткая цензура в отношении СМИ, тщательный контроль за гражданами и т. д.

Тоталитарный  режим- соотношение государства и личности. Режим характериз. полнымконтролем гос. над всеми сф. общ. жизни.  Различ.режимы: олигархический-власть немногих, финансово-олигарх.-власть немногих наиболее богатых, авторитарный-власть в руках одного человека.

 

 

28.Механизм  гос-ва и принципы его организации и деят.

Механизм  гос-ва - есть та реальная организационная материал. сила, располагая которой гос-во осуществляет власть.

Единый и  целостный мех.гос. расчленяется на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: находятся в слож. отнош. субординации и координации. Структура мех.гос. изменчива , в него входят органы управления и органы принуждения.

Мех.гос.  составляют 3 вида гос. организаций: органы гос;  гос. учреждения; гос. предприятия.

Единую гос. власть осущ. гос. аппарат, который представляет собой систему гос.органов. Общие принципы, относящиеся к мех.гос. в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья гос.мех., отдельные органы или гр. органов.

Общие принципы-2 груп.: 1) принципы, закрепленные в КРФ, 2) принципы, сформулир. в ФЗ «Об основах гос. службы РФ» и иных ФЗ.

Принцип народовластия (гуманизма)- социальное гос., политика которого направлена на удовлетворение дух.  и матер. потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общ.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"