Лекции по "теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-заново.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

 

66. Виды юр-й  ответствен-ти.

Юридическая ответственность - возникшее из правонарушений правовое отношение между гос-м в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Юр-я ответств-ть классифицируется:

уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовно-правовая- наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юр-ой ответств-ти. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответств-ти. Возлагается она специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания.

Гражданско-правовая - предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Административная -следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др., поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Кодекс об административных правонарушениях.

Дисциплинарная - наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, Осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Материальная -наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

 

 

67. Правосознание:  понятие, структура, виды.

Правосознание - это одна из форм общ-ого сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей, совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни.

Структура: Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Существуют определённые виды деформаций правосознания: правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения; правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества; правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.

Виды правосознания: обыденное правосознание, которое основано на здравом смысле и жизненном опыте людей; профессионально-юр-е правосознание, которое основано на специальном образовании и юр-й практике; научное правосознание ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном научном знании.

 

 

68. Правовая  культура и правовое воспитание.

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура - это совокупность духовных и матер-х достижений общества. Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с сущ-м права в обществе. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юр-ой теории и практики.

Т.о., правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние (  позитивное право, т.е. действующее  законодательство и др.)

Уровни ПК: индивидуальный - на уровне отдельной личности;  корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива; общий - на уровне общества в целом; цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юр-й опыт и многое другое. Виды правовой культуры: обыденная; профессионально-юридическая;

 доктринальная - научная.

Правовое воспитание- совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и образования.

 

69. Законность: понятие, содержание, принципы.

Законность— это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ-ой жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности.

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Последовательная борьба с правонарушениями. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Всеобщность законности- характеризует действие законности по кругу лиц. Целесообразность законности- способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Содержание  законности. Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.

Законность  неотторжима от общеобязательности права- законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм.

 

70. Правопорядок  в обществе.

Правопорядок - это основанная на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общ-х отношений на определенном этапе развития общества. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.Он обеспечивается государством.

Признаки:Определенность- базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общ-ых отношений. Организованность- возникает не стихийно, а при организующей деят-ти гос-ва, его органов. Государственная гарантированность- обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Устойчивость- попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. Единство- основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством гос-й воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Правопорядок можно рассматривать  как единство права и власти. Наиболее адекватной формой реальности подобного  правопорядка выступает правовое государство.

Общественный порядок есть состояние урегулированное общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

 

 

71. Механизм  правового регул-я: понятия , элементы, стадии.

Механизм  правового регулирования – это система юр-х средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общ-х отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Основные структурные элементы: нормы права и акты реализации юр-х прав и обязанностей: нормы права устанавливают общие и юр-ие обязательные правила поведения тех участников обще-х отношений, которые находятся в сфере правового регул-я. Норма права – это изначальный элемент механизма правового регул-я, определяющий основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. Акты реализации юр-х прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов правоотношений по осущ-ю их прав и обязанностей, посредством этих актов достигаются цели правового регул-я, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц, честность и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов. Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

 

72. Правовое  гос-во и его признаки.

Правовое гос-во – форма организации и деятельности гос-ой власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права.

Принципы: 1.верховенство и господство права и закона. В  законах устанавливаются общеобяз-е  правила поведения, объективно учитывающие потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. 2. Принцип разделения властей – определяет с одной стороны верховенство законод-й власти, с другой – подзаконность исполнит-й и судебной властей. Предотвращает возможность злоупотребления властью и возникновению тоталитарного режима управления. 3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития – приоритет прав и свобод личности, социальная защищенность, социальная справедливость. 4. Четкое разграничение функций государства т общества – государство проявляет заботу об обществе, обществостановится более совершенным. 5.Взаимная ответственность личности и государства – проявляется  в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.  6.Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права – в соответствие с КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Под общепризнанными принципами и нормами следунт понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Каждая такая норма или принцип д.б. признаны обязательными РФ, без такого признания они не смогут стать частью ее правовой системы. 

 

73. Типология гос-ва.

В настоящее  время выделяют два основных подхода  к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный-  выражал марксистское отношение  к вопросу о типе гос-тва. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-эк-х формаций, каждой из которых в условиях суще-я классов соответствует определенный тип гос-ва. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Типы: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический гос-ва.

В процессе смены общественно-экономических  формаций в результате соц-х революций с объективной необходимостью происходит переход от одного истор-го типа гос-ва к другому, более высокому.

Цивилизационный подход- «технологическое» направление, согласно которому тип госу-ва связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное госу-во. «Теория стадий экономического роста- Ростоу- все общества по эк-му развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

В соответствии с рассматриваемой  концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития.

 

74. Правовая система.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юр-х средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общ-е отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Романо-Германская- отличительным признаком Р.-г. п. с. является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы и мн. др.В правовых системах многих стран романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока — с мусульманским, в Японии — с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки — с обычным правом. Для Р.-г. п. с. характерна оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника права или не признается вовсе в качестве такового. Ограниченная роль среди источников романо-германского права принадлежит также обычаю.

Информация о работе Лекции по "теории государства и права"