Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций
Общая теория права – это система обобщ. знаний об основных и общих закономер-х сущ. и развития права. Как наука исследует соц. природу права, дает объяснение сущности права, показывает соц. назнач. в жизни общества. ТГП изучают закономерности функционир. и развития права и гос. Предмет излагает обобщенные систематизир. знания о функц.и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о соц. природе, сущности и назначении права. Центральная идея - приоритет и обеспечение прав и свобод чел. как высшей соц. ценности. ТГП служит методологической основой для всех юр. дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методолог. подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исслед. для всех юр. наук.
66. Виды юр-й ответствен-ти.
Юридическая ответственность - возникшее из правонарушений правовое отношение между гос-м в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
Юр-я ответств-ть классифицируется:
уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.
Уголовно-правовая- наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юр-ой ответств-ти. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответств-ти. Возлагается она специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания.
Гражданско-правовая - предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.
Административная -следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др., поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Кодекс об административных правонарушениях.
Дисциплинарная - наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, Осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Материальная -наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
67. Правосознание: понятие, структура, виды.
Правосознание - это одна из форм общ-ого сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей, совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни.
Структура: Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.
Существуют определённые виды деформаций правосознания: правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения; правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества; правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.
Виды правосознания: обыденное правосознание, которое основано на здравом смысле и жизненном опыте людей; профессионально-юр-е правосознание, которое основано на специальном образовании и юр-й практике; научное правосознание ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном научном знании.
68. Правовая
культура и правовое
Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура - это совокупность духовных и матер-х достижений общества. Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с сущ-м права в обществе. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юр-ой теории и практики.
Т.о., правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние ( позитивное право, т.е. действующее законодательство и др.)
Уровни ПК: индивидуальный - на уровне отдельной личности; корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива; общий - на уровне общества в целом; цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.
Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юр-й опыт и многое другое. Виды правовой культуры: обыденная; профессионально-юридическая;
доктринальная - научная.
Правовое воспитание- совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и образования.
69. Законность: понятие, содержание, принципы.
Законность— это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ-ой жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Принципы законности.
Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Последовательная борьба с правонарушениями. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Всеобщность законности- характеризует действие законности по кругу лиц. Целесообразность законности- способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Содержание законности. Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.
Законность неотторжима от общеобязательности права- законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм.
70. Правопорядок в обществе.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общ-х отношений на определенном этапе развития общества. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.Он обеспечивается государством.
Признаки:Определенность- базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общ-ых отношений. Организованность- возникает не стихийно, а при организующей деят-ти гос-ва, его органов. Государственная гарантированность- обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Устойчивость- попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. Единство- основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством гос-й воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.
Правопорядок можно
Общественный порядок есть состояние урегулированное общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
71. Механизм правового регул-я: понятия , элементы, стадии.
Механизм правового регулирования – это система юр-х средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общ-х отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Основные структурные элементы: нормы права и акты реализации юр-х прав и обязанностей: нормы права устанавливают общие и юр-ие обязательные правила поведения тех участников обще-х отношений, которые находятся в сфере правового регул-я. Норма права – это изначальный элемент механизма правового регул-я, определяющий основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. Акты реализации юр-х прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов правоотношений по осущ-ю их прав и обязанностей, посредством этих актов достигаются цели правового регул-я, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц, честность и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов. Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
72. Правовое гос-во и его признаки.
Правовое гос-во – форма организации и деятельности гос-ой власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права.
Принципы: 1.верховенство
и господство права и закона. В
законах устанавливаются
73. Типология гос-ва.
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный- выражал марксистское отношение к вопросу о типе гос-тва. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-эк-х формаций, каждой из которых в условиях суще-я классов соответствует определенный тип гос-ва. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Типы: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический гос-ва.
В процессе смены общественно-
Цивилизационный подход- «технологическое» направление, согласно которому тип госу-ва связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное госу-во. «Теория стадий экономического роста- Ростоу- все общества по эк-му развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития.
74. Правовая система.
Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юр-х средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общ-е отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).
Романо-Германская- отличительным признаком Р.-г. п. с. является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы и мн. др.В правовых системах многих стран романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока — с мусульманским, в Японии — с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки — с обычным правом. Для Р.-г. п. с. характерна оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника права или не признается вовсе в качестве такового. Ограниченная роль среди источников романо-германского права принадлежит также обычаю.