Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:25, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры.
Введение
1. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ
1.1. Нормативно-правовая база
1.2. Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в РФ
1.2.1 Судебная власть в РФ
1.2.2 Прокуратура РФ
1.2.3 Министерство внутренних дел РФ
1.2.4 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
1.2.5 Федеральная служба безопасности РФ
1.2.6 Органы внешней разведки РФ
1.2.7 Таможенные органы РФ
1.2.8 Министерство юстиции РФ
1.2.9 Адвокатура РФ
1.2.10 Нотариат РФ
2. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в США
2.1 Судебная система США
2.2 Органы прокуратуры США
2.3 Система полицейских органов США
2.4 Система спецслужб США
Заключение
Список использованной литературы
Правоохранительная
деятельность - неоднородна, ее осуществляют
различные органы, перед которыми
стоят свои собственные, отличные от
других, специфические задачи. Эти
органы применяют различные средства
при осуществлении
Различные виды
правоохранительной деятельности объединяются
только общими признаками, которые
мы выделили ранее (общая цель, жесткая
регламентация организации и
функционирования и т.д.), а также
тем, что все органы составляют определенную
систему - систему правоохранительных
органов, которые постоянно
Существуют различные
классификации
К примеру, в
зависимости от конкретных задач, которые,
стоят перед
- деятельность по обеспечению безопасности;
- борьба с
преступностью (выявление и
- надзор за соблюдением законности;
- обеспечение исполнения решений судов и других органов, в случаях, предусмотренных законом;
- обеспечение
государственной политики в
- оказание помощи гражданам и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм).
Данное подразделение правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам так как, во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно. Во-вторых, понятие «обеспечение безопасности» весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как «борьба с преступностью», «государственная политика в области юстиции» также являются многосоставными. Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.[15, стр. 38-40]
Возможна и другая классификация:
В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие виды:
а) конституционный
контроль. Цель - устранение несоответствий
Конституции РФ, допущенных законодательстве,
а также разрешение других вопросов,
связанных с обеспечением верховенства
Конституции РФ и предусмотренных
в самой Конституции РФ и в
Федеральном конституционном
б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;
в) прокурорский
надзор. Цель - выявление и устранение
нарушений законов и
г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР);
д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;
е) обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.[24, стр. 22-24]
Рассмотрев возможные
классификации
Систему правоохранительных органов можно подразделить на:
* органы суда (суды),
* иные правоохранительные органы.
Суды в свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.
Система конституционных судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В этой системе Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он является вышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам, но в определенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного суда РФ применительно к подведомственным территориям, а также опираются в своей деятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейского корпуса.
Система судов общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.
В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган -- Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.
Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.[13, стр. 25-28]
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
* органов прокуратуры;
* органов внутренних дел;
* федеральной службы безопасности;
* органов государственной охраны;
* органов государственной налоговой службы;
* таможенных органов;
* органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
* органов предварительного расследования;
* органов юстиции.
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
* конституционный контроль;
* отправление правосудия;
* прокурорский надзор;
* расследование преступлений;
* оперативно-розыскная функция;
* исполнение судебных решений;
* оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
* предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.[1, стр. 29]
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при и взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.
Правоохранительные
органы осуществляют судебную и исполнительную
власть. Взаимодействие их с органами
законодательной власти происходит,
как правило, через действующее
и перспективное
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами -- обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.
Правоохранительные
органы РФ взаимодействуют с аналогичными
структурами иностранных
1.2.1 Судебная власть в РФ
Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Термин «судебная
власть» употребляется в разных
значениях. В зависимости от контекста
он может обозначать: суд (абстрактный
или конкретный); систему органов
государства, осуществляющих правосудие;
средство защиты интересов граждан
и способ разрешения споров; компетенцию
судов и судей. Есть и другие варианты
употребления данного термина. Многозначность
термина «судебная власть»
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.
Первый признак -- судебная власть принадлежит только им. О судах как специальных органах будет сказано ниже.
Второй признак судебной власти -- исключительность. Полномочия предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.
К исключительным полномочиям судебной власти относится: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц:
* в участие, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
* функционирование
следственных действий и
* ростов и
задержаний, произведенных органами
предварительного
Третий признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.[36, стр. 104]
Независимость
означает, что суд при принятии
решений, но делу не связан чьей-либо волей.
Решение суд принимает
Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.
Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.[20, стр. 53]
Информация о работе Система правоохранительных органов государственной власти в России и США