Система правоохранительных органов государственной власти в России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры.

Содержание

Введение
1. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ
1.1. Нормативно-правовая база
1.2. Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в РФ
1.2.1 Судебная власть в РФ
1.2.2 Прокуратура РФ
1.2.3 Министерство внутренних дел РФ
1.2.4 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
1.2.5 Федеральная служба безопасности РФ
1.2.6 Органы внешней разведки РФ
1.2.7 Таможенные органы РФ
1.2.8 Министерство юстиции РФ
1.2.9 Адвокатура РФ
1.2.10 Нотариат РФ
2. Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в США
2.1 Судебная система США
2.2 Органы прокуратуры США
2.3 Система полицейских органов США
2.4 Система спецслужб США
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МВД 3.docx

— 139.67 Кб (Скачать файл)

Четвертый признак -- особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство -- специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства -- конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Пятый признак -- подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.[36, стр. 105-106]

На основании  приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть -- это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам -- судам -- для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов  также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия  «судебная власть».[см. Приложение 3]

Характеристика  судебной власти была бы неполной без  рассмотрения судебной системы.

Судебная система  устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система  включает в себя Конституционный  Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.[13, стр. 45]

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также  относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по мере дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная служба. К ним относится  военные суды округов (флотов) и военные  суды гарнизонов. Военные суды в  пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные гражданские суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято  группировать по звеньям и инстанциям. Членом судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей  юрисдикции состоят из четырех звеньев:

мировые судьи;

районные суды (основное звено);

3) краевые (областные)  и приравненные к ним суды (среднее  звено);

4) Верховный  Суд РФ (высшее звено).

Суды второго  звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется  основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть нижестоящим.

Военные суды имеют  трехзвенную систему:

военные суды гарнизонов;

военные суды округов (флотов);

3) Верховный  Суд РФ (в его составе действует  Военная коллегия).

Система арбитражных  судов тоже состоит из трех звеньев:

1) арбитражные  суды республик, краев, областей  и других субъектов РФ;

федеральные арбитражные  окружные суды;

Высший Арбитражный  Суд РФ.[39, стр. 111-112]

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка  по инстанциям.

Суд первой инстанции  -- это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дм например, для уголовного дела -- вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского -- о доказанности и недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать  любой суд, но суды первого звена  могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной  и кассационной) инстанции  проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу, это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Правовой  статус судьи. Судьи -- носители судебной власти. На них возложена Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. 1 ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях -- трех, в надзорной -- не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.[26, стр. 76]

Закон о судебной системе исходит из важности каждого  звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в  установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных  и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения  Закона о судебной системе свидетельствуют, о том, что установление единого  правого статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых  различий в правовом положении судей  разных судов (например, судей военных  и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения  некоторых категорий судей, включая  судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.[19, стр. 47]

В отношении  особенностей правового положения  судей Конституционного Суда РФ ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать  вывод, что наличие единого статуса  судей различных видов и звеньев  судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в  правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение  конкретного судьи конкретного  суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения  отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, -- также и законами субъектов РФ. Но правовое положение судьи -- это не только совокупность его общих (установленных судо-устройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.[38, стр. 131-132]

1.2.2 Прокуратура Российской  Федерации

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени  РФ надзор за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории РФ. Также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуроре).[19, стр. 63]

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности защиты, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и  соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом надзора органов Прокуратуры также являются соответствие законам, издаваемых этими органами правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы Прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокуроры в  соответствии с процессуальным законодательством  РФ участвуют в рассмотрении дел  судами, арбитражными судами, опротестовывают  противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления  судов.

Органы Прокуратуры  осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.[8, стр. 156]

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры  координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации  деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует  статистическую и другую необходимую  информацию осуществляет иные полномочия в соответствии, с Положением о  координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом  РФ.

Организация и  порядок деятельности Прокуратуры  РФ и уполномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом  от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре РФ»  и другими федеральными законами, международными договорами РФ.[32, стр. 327]

Систему Прокуратуры  РФ составляют Генеральная прокуратура  РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры.

В республиках - субъектов РФ - органы прокуратуры  созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве - коожуны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских)).

В основной части  субъектов РФ созданы только прокуратуры  городов и районов. В некоторых  из них действуют межрайонные  прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным  делением созданы муниципальные  районы и административные округа. С учетом специфики такого деления  действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры  административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры  города с районным делением.[34, стр. 278]

Генеральную прокуратуру  РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора  РФ пять лет. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре  РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная  прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ -- Главным военным прокурором.

В соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 129) органы прокуратуры  действуют на основе подчинения нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ руководит системой Прокуратуры  РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и  учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации  деятельности Прокуратуры РФ и порядок  реализации мер материального и  социального обеспечения указанных  работников.[5, стр. 237]

Информация о работе Система правоохранительных органов государственной власти в России и США