Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что в последние десятилетия исследование проблем, касающихся судебного прецедента как одного из источников судейского права, стало традиционным не только для зарубежной юридической науки, но и для отечественного правоведения. В последние годы в украинских правовых исследованиях стало уделяться больше внимания анализу правового прецедента, его роли в правовой системе. Возросший интерес к данной проблеме, очевидно, обусловлен стремлением отечественных юристов определить пути и средства укрепления судебной власти. Однако, несмотря на повышенное внимание к данной теме, многие вопросы, касающиеся судебного прецедента, в том числе и те, которые являются далеко не второстепенными для глубокого и разностороннего понимания этого правового феномена, остаются вне поля зрения исследователей.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ПРАВОВОГО ПРЕЦЕДЕНТА
1.1.История развития прецедентного права, его понятие и свойства …………...6
1.2. Виды правовых прецедентов …………………………………………………19
1.3. Положение прецедента в различных правовых системах ………………….26
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА
2.1. Судебный прецедент: понятие, сущность ……………………………...……37
2.2. Особенности применения судебного прецедента в зарубежных странах ………………………………………………………..49
2.3. Прецедент как новый инструмент саморегулирования правовой системы Украины …………………………………………….……56
2.4. Европейский прецедент для Украины ……………………………………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…….72
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………76
В Швеции судебный прецедент (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в законодательстве отсутствуют нормы об обязательности судебных решений.
В Исландии судебный прецедент служит важным источником права; первостепенное значение среди них имеют решения Верховного суда, публикуемые в ежегодных сборниках.
В Португалии судебный прецедент являются решения пленума Верховного суда, опубликованные в официальном органе, тогда как в Турции - унификационные решения Кассационного суда и Государственного совета (особенно много их было в 1960 г.). Нормотворческая роль судебной практики признана в Испании. В официальном сборнике публикуются лишь решения, относящиеся к компетенции Верховного суда или рассмотренные им в порядке обжалования65.
Страны - члены Европейского союза признают источником права прецедентную практику Суда Европейского союза и Европейского суда по правам человека.
В большинстве стран Латинской Америки судебная практика не считается источником права, хотя они заимствовали у США принципы построения и функционирования судебной системы.
В Аргентине и Колумбии судебн
Ряд великолепных идей высказан Координатором научного клуба теории государства и права при юридическом факультете Волгоградского государственного университета Ю. Ю. Ветютневым. Рассматривая вопрос о самоорганизации права он, в частности, пишет следующее: «Традиционно выделяют четыре основных формы (источника) права: нормативно-правовой акт, правовой договор, судебный прецедент и правовой обычай. Каждому из них соответствует свой уровень самоорганизации. Так, для нормативно-правового акта самоорганизация характерна, очевидно, лишь в самой незначительной мере, так как он представляет собой плод целенаправленной деятельности специально уполномоченного на то государственного органа. Принятие нормативно-правового акта всегда преследует более или менее определенные задачи и осуществляется по достаточно строгим процедурным правилам (они различны для закона и подзаконных актов). Разработчики нормативно-правового акта могут руководствоваться самыми разными соображениями, однако их действия всегда осознанны и ориентированы на достижение конкретного результата. Крайне трудно вообразить себе нормативно-правовой акт, который возникает спонтанно - его от начала до конца формирует человеческая (точнее, государственная) воля»67.
Еще меньше подвержен самоорганизации такой источник права, как международный договор. Волевое воздействие здесь осуществляется не с одной, а с двух сторон (их может быть и больше, в зависимости от характера договора). Если при издании нормативно-правового акта иногда возможны случайности (законодательной практике известны и опечатки в текстах, и оплошности составителей), то при подготовке договоров это практически исключено. Сказанное касается и иных видов публично-правовых договоров (например, конституционных, административно-правовых и др.).
Несколько сложнее обстоит дело с судебным прецедентом. Степень самоорганизации здесь гораздо выше, хотя это не бросается в глаза и даже может показаться несколько нелогичным. Действительно, разве суд не государственный орган? Разве его решения менее осмысленны и продуманны, чем нормотворческая деятельность? И все же ряд особенностей судебного прецедента как источника права подтверждают данный тезис.
1) Если цели нормативно-
2) Любое судебное дело заранее
предполагает несколько
3) Прецедент формулируется в виде единичного казуса, а не общего правила. Поэтому будет ли прецедент применяться, а значит - станет ли он нормой, во многом зависит от усмотрения судей. Некоторые положения того или иного нормативно-правового акта могут остаться нереализованными, однако от этого данный акт не перестает быть правовой нормой: если же судебное решение не служит образцом для рассмотрения аналогичных дел, то нет оснований признавать за ним силу прецедента. Практическая реализация в этом случае, по сути дела, является единственным критерием нормативности»68.
Столь пространная цитата является необходимой, поскольку автор на аналогичные по глубине рассуждения не способен. В чем же ценность указанного отрывка для настоящей работы? Во-первых, судебная система самоорганизуется, во-вторых, абстрактность норм позитивного права, которая является их основным достоинством, в то же время является их недостатком, поскольку допускает неоднозначное толкование, в третьих, прецедент не является нормой права stricto sensu, поскольку его применение зависит от усмотрения самого субъекта применения.
Примечательно, что шаги в сторону признания прецедента в качестве источника права сделаны законодателем в ранее упомянутом Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей». Согласно п. 1 ч. 2 ст. 38 указанного Закона, Верховный Суд Украины пересматривает дела на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях, в порядке, предусмотренном процессуальным законом69. Этим же Законом внесены изменения и дополнения в процессуальные законы, а именно - норма о том, что решения Верховного Суда Украины, принятые по результатам рассмотрения подобных заявлений, являются обязательными для всех субъектов властных полномочий, которые применяют соответствующий нормативно-правовой акт, в том числе для судов. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решениями Верховного Суда Украины.
Таким образом, можно сказать, что перечень источников права в Украине теперь расширен и учитывает также решения Верховного Суда Украины, которые по своей сути являются прецедентами. В таких условиях повышается роль сборников судебных решений, которые и без того являются для юристов важным ориентиром в выборе правовой позиции. К сожалению, Единый государственный реестр судебных решений, пока не стал полным собранием судебных прецедентов. Зачастую там отсутствуют искомые документы. Так что хорошо систематизированные сборники судебных решений, в будущем будут пользоваться все большей популярностью среди юристов.
Можно констатировать, что, не являясь формально источником права в Украине, судебный прецедент, тем не менее, активно используется наряду с развитием процесса законодательного закрепления использования в Украине прецедентного права. Таким образом, можно смело говорить о том, что судебный прецедент является важным элементом правовой системы Украины, а изучение и анализ прецедентной базы - неотъемлемой частью повседневной работы судебных юристов70.
При создании данного инструмента ставка сделана на аналитическую работу с решениями судебной ветви власти. Речь идет о тщательно отобранных и систематизированных подборках материалов судебной практики с учетом истории их рассмотрения и обжалования в судебных инстанциях всех уровней, которые формируются путем отсечения большого количества аналогичных и незначительных дел из многомиллионной массы разрозненных материалов судебной практики всех органов судебной системы, в т. ч. решений, представленных в Едином реестре судебных решений. Кроме того, база данных ресурса «Судебные прецеденты» постоянно пополняется новыми судебными решениями.
В нашей стране не существует прецедентного права, могут возразить некоторые. Да, официально не существует. Но всем практикующим юристам известно, что аналогия исхода дел, рассматриваемых в одном суде или одним судьей, или аналогичных дел в других судах при их рассмотрении или обжаловании имеет место в большинстве случаев и, не зная этих жизненных реалий, надеяться на успех в суде достаточно проблематично. Но, безусловно, работа с такими подборками существенно облегчает возможности анализа и выработки прогнозируемых позиций судебных органов и представителей судейского корпуса при рассмотрении дел в судах Украины71.
Согласно Закону Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», при рассмотрении дел украинские суды применяют как источник права практику Европейского суда по правам человека. Судебный прецедент зачастую используется в судебной практике «неформально». Особенно его значение проявляется после внесения значительных изменений в законодательство. В качестве примера можно привести изменение норм процессуального права, регулирующих порядок признания и исполнения решений иностранных судов и иностранных арбитражей в Украине (изменилась территориальная подсудность таких дел, а именно: судами, компетентными рассматривать ходатайства о признании и исполнении иностранных решений, вместо апелляционных стали местные суды общей юрисдикции). В данной ситуации судьи, как правило, придерживались выводов о наличии у них компетенции, изложенных в определениях по схожим делам, вынесенных другими судами72.
Если говорить о значении прецедентов
в Украине, необходимо затронуть еще один важный вопрос, который,
на мой взгляд, имеет самое непосредственное
отношение к прецедентам. Новые редакции Гражданского процессуального, Хозяйственног
Внутренние процедуры подготовки дел адвокатами судебного департамента нашей юридической фирмы предусматривают подбор и использование судебных актов, содержащих нормообразующие правовые позиции. Формирование досье судебной практики по судебному делу и подача его в суд с соответствующими письменными пояснениями стали повседневной нормой и важной составляющей работы адвокатов фирмы по каждому делу. Конечно, не являются единичными случаи, когда судья отмахивается от таких материалов, считая, что формально не связан правовыми позициями высших судов. Однако наличие в материалах дела такого досье может стать полезным при пересмотре дела в апелляционной и кассационной инстанции, а также при принятии решения о допуске дела к проверке судебного акта кассационного суда Верховным Судом.
Знание судебной практики не помешает и юристам, которые занимаются подготовкой проектов договоров и иных правовых документов, юридическим анализом, поскольку дает возможность предусмотреть развитие правоотношения, если оно перейдет в стадию конфликта, дать более достоверную оценку рисков и т. п.
Таким образом, недавними изменениями, внесенными в ряд нормативно-правовых актов, законодатели создали все условия, позволяющие де-факто считать судебный прецедент одним из источников права. Хоть украинские суды и не наделены нормотворческими функциями, но Верховный Суд Украины, согласно п. 2 ч. 2 ст. 47 Закона Украины «О судоустройстве Украины», обладал правом давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики. В Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей», предусмотрено, что теперь полномочия давать такие разъяснения в отношении применения судами законодательства имеют высшие специализированные суды. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 36 Закона Украины «О судоустройстве Украины» разъяснения Пленума Высшего специализированного суда носят рекомендательный характер. Предыдущий Закон не уточнял, что разъяснения являются рекомендательными актами, что порождало разные взгляды на их правовую природу и обязательность для судов74.
Можно констатировать, что, не являясь формально источником права в Украине, судебный прецедент, тем не менее, активно используется наряду с развитием процесса законодательного закрепления использования в Украине прецедентного права. Таким образом, можно смело говорить о том, что судебный прецедент является важным элементом правовой системы Украины, а изучение и анализ прецедентной базы - неотъемлемой частью повседневной работы судебных юристов.
2.4. Европейский прецедент для Украины
Информация о работе Юридический прецедент как источник права: общетеоретическое исследование