Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 01:13, дипломная работа
В связи с этим целью выпускной квалификационной работы являлось исследование ассортимента и качества молока, реализуемых в ООО «Тамерлан» магазин «Пятёрочка» №64, расположенного по адресу г. Волгоград ул. Волгоградская д. 27, как продукта пользующегося повседневным спросом у населения.
Для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
изучен химический состав и пищевая ценность молока;
ассортимент молока;
факторы, влияющие на качество молока;
способы упаковки, маркировки, транспортировки и хранения молока;
изучены требования, предъявляемые к качеству и пороки молока;
Введение……………………………………………………………….………..3
1. Аналитический обзор литературы………………………………………….6
1.1. Химический состав и пищевая ценность молока…………………….....6
1.2. Классификация молока…………………………………………………....16
1.3. Факторы, формирующие качество…….………………………………...21
1.4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ……………....32
1.5. Требования к качеству молока ………………………………………....34
1.6. Пороки молока …………………………………………………………..39
2. Практическая часть………………………………………………………...44
2.1. Объекты и методы исследования молока ……………………………..44
2.1.1. Постановка опыта, отбор средней пробы……………………………..44
2.1.2. Товароведная характеристика объектов……………………………....49
2.1.3. Исследование органолептических показателей качества……………51
2.1.4. Исследование физико-химических показателей качества……….......55
2.2. Результаты исследований…………………………………………….....62
3. Организационно-управленческая часть……………………...……….......66
3.1. Организационная характеристика ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка» №64…………………………………………………………….…66
3.1.1. Правовой статус предприятия……………………………………........66
3.1.2. Структура аппарата управления…………………………………........69
3.1.3. Характеристика материально-технической базы…………………….74
3.2. Анализ ассортимента молока в магазине..……………………………...78
3.3. Организация работы ООО «Тамерлан» магазина «Пятёрочка» №64 с поставщиками………......…………………………………………………….82
3.4. Эффективность деятельности ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка»№64. 84
Выводы и предложения……………………………………………………....87
Список использованной литературы………………………………………...90
Одна из главных задач для руководителя магазина - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности
деятельности людей является их мотивация. Мотивировать
людей на достижение целей организации
можно тремя группами методов управления:
организационно-
В магазине «Пятёрочка» №64 социальные методы представлены в следующих формах:
социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП);
социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах способных занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком, предоставление льготных и бесплатных путёвок в санатории сотрудникам ООО «Тамерлан» и их детям).
Товаровед подчиняется директору магазина. Он осуществляет проверку и оприходование принятого товара, проверяет верность штрих-кодов, заводит с помощью сканера штрих-код, оформляет ценники, анализирует товародвижение, организует эффективное движение товаров, контроль за соответствием цен товаров данным учета, сроки реализации, составляет заявки на товар.
Старший продавец подчиняется директору магазина. В его подчинении находятся продавцы и грузчики. Основной задачей деятельности является прием и размещение товара на складе, а также осуществление контроля за денежными потоками по кассовым аппаратам. В его непосредственном подчинении находятся продавцы - кассиры. Основными задачами являются контроль кассовых операций по приему, выдаче и хранению денежных средств, введение и предоставление кассовой отчетности, передача денежной наличности на инкассацию
Продавец-кассир - сотрудник магазина, осуществляющий контроль за денежными потоками по кассовым аппаратам магазина. При выполнении служебных обязанностей находится в непосредственном подчинении старшего кассира. Его основными задачами являются осуществление кассовых операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, составление заявления о возврате товара и аннуляции кассового чека.
Продавец отдела нарезки подчиняется старшему продавцу магазина. Основной задачей деятельности является развес и расфасовка товара с целью удовлетворения покупательского спроса, улучшения обслуживания покупателей.
Грузчик подчиняется старшему продавцу магазина и осуществляет погрузочно-разгрузочные работы.
Уборщик производственных и служебных помещений подчиняется администратору зала. Основной задачей деятельности является уборка помещений магазина.
Должностные инструкции каждому исполнителю разрабатывает руководитель предприятия. Эти инструкции отражают задачи, стоящие перед тем или иным отделом, четко определяют обязанности работников с учетом их взаимозаменяемости (на время отпуска, болезни и т.д.), обеспечивают правильное использование труда специалистов.
В магазине «Пятёрочка» №64 есть отдельное структурное подразделение, осуществляющее контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании – служба внутреннего аудита. Целью деятельности службы является выявление, предотвращение и ограничение финансовых и операционных рисков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц.
3.1.3. Характеристика материально-
Материально-техническая база – это совокупность материально-вещественных ценностей, т.е. торгово-технологическое оборудования.
Торгово-технологическое оборудование, размещенное в магазине «Пятёрочка» №64:
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательные, административно-бытовые, технические.
Все помещения магазина «Пятёрочка»№64 расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечает следующим требованиям:
- торговые помещения
- торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
- торговый зал связан с
-помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположены у разгрузочной рампы;
-административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь.
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимального удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений соответствует требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Общая площадь магазина 320 м2., торговая площадь 240 м2., площадь складских и подсобных помещений 80 м2. Магазин «Пятёрочка» №64 по типу здания является встроенным, т.е. все помещения расположены на первом этаже жилого дома. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.
Форма торгового зала магазина «Пятёрочка» №64 имеет прямоугольную конфигурацию. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
Торговый зал является основным торговым помещением и занимает большую долю в общей площади магазина. В магазине он имеет смешанную линейную планировку. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.
Торговый зал магазина – основная часть торгового помещения, где расположено специальное оборудование для обслуживания покупателей.
В магазине «Пятёрочка» №64 используется следующее торгово-технологическое оборудование:
1. Торговая мебель: сборные евро стеллажи 1.5м высотой; прилавки – витрины марки «Malina»; камеры хранения; столы для покупателей.
2. Контрольно – кассовое
3. Торговое холодильное оборудова
Фирменные холодильные шкафы «Балтика» и «Pepsi», высокотемпературные (+1°+10°С) шкафы для хранения и демонстрации напитков.
Охлаждаемые витрины используют для продажи самых разнообразных продовольственных товаров: колбас, сыров, мясных и рыбных деликатесов, кондитерских изделий и т.д. Температура на экспозиционной поверхности составляет от -1° до +6°С.
4. Весоизмерительное
3.2. Анализ ассортимента молока в магазине
При формировании ассортиментной политики в магазине «Пятёрочка» №64 учитывают ряд показателей:
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разно народных групп.
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества однородных и разно родных групп к базовому.[14]
Кш = Шд / Шб ( 6)
где Шд – широта ассортимента действительная;
Шб – широта базовая.
В качестве базового был использован ассортимент продукции по ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое. Технические условия». Так, согласно стандарта продукт в зависимости от массовой доли жира подразделяются на: обезжиренный, нежирный, маложирный, классический, жирный, высокожирный. В действительном ассортименте молока питьевого, реализуемого магазином «Пятёрочка» №64, насчитывается все шесть групп молока.
Коэффициент широты ассортимента молока питьевого равен 1.
Показатель широты ассортимента молока питьевого рассчитывается по формуле:
Пш = ( 6/ 6) ×100% = 100%
Показатель широты ассортимента молока питьевого реализуемого магазином «Пятёрочка» №64 в 2009г. составил – 100%, в 2010 г. – 100%, в 2011 г. – 100%. Ассортимент молочной продукции магазина достаточный: в нем представлены такие группы молока, как: обезжиренное, нежирное, маложирное, классическое, жирное, высокожирное.
Полнота ассортимента - способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. [14]
Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.
Кп = ( Кд / Кб)× 100%
где Кд - действительный показатель полноты;
Кб – базовый показатель полноты.
Наибольшее значение показателя полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше конкурентная борьба между магазинами и том более высокой становится степень удовлетворения покупательского спроса. Согласно стандарта молоко в зависимости от режима термической обработки подразделяют на топленое, пастеризованное, стерилизованное, УВТ-обработанный, УВТ-обработанный стерилизованный. Магазин «Пятёрочка» реализует три наименования молока из возможных пяти по ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое. Технические условия».
Кп = ( 5 / 5)× 100% = 60
В 2009 году показатель полноты составил – 80 %; 2010 и 2011 гг. составил 60%. Это связано, с тем что из ассортимента реализуемой продукции было исключено УВТ-обработанное молоко.
Устойчивость ассортимента - способность наборов товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименование товаров, к пользующихся устойчивым спросом у потребителей.
Ку = (Кв / Кс ) × 100%
где Кв - количества видов, разновидностей и наименование товаров;
Кс - количества видов, пользующихся устойчивым спросом у потребителей.
Ку = ( 5/7) × 100% = 71%
Коэффициент устойчивости в 2011 г. магазина «Пятёрочка» №64 составил 71%.
Продукция магазина достаточно популярна среди потребителей. Она пользуется спросом в виду хороших потребительских свойств и низкой цены, что конечно, отражается на устойчивости ассортимента. [14]
Обновление (новизна) ассортимента - это замена товаров, находящихся в продажи, изделиями с более высокими потребительскими качествами. Степень (коэффициент) обновления вычисляется как отношение количества новых изделий к общему количеству изделий. [6]
Коб = ( Н / О ) × 100%
где Н – количество новых наименований молока питьевого;
О – общее количество молока питьевого, находящегося в реализации.