Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 01:13, дипломная работа
В связи с этим целью выпускной квалификационной работы являлось исследование ассортимента и качества молока, реализуемых в ООО «Тамерлан» магазин «Пятёрочка» №64, расположенного по адресу г. Волгоград ул. Волгоградская д. 27, как продукта пользующегося повседневным спросом у населения.
Для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
изучен химический состав и пищевая ценность молока;
ассортимент молока;
факторы, влияющие на качество молока;
способы упаковки, маркировки, транспортировки и хранения молока;
изучены требования, предъявляемые к качеству и пороки молока;
Введение……………………………………………………………….………..3
1. Аналитический обзор литературы………………………………………….6
1.1. Химический состав и пищевая ценность молока…………………….....6
1.2. Классификация молока…………………………………………………....16
1.3. Факторы, формирующие качество…….………………………………...21
1.4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ……………....32
1.5. Требования к качеству молока ………………………………………....34
1.6. Пороки молока …………………………………………………………..39
2. Практическая часть………………………………………………………...44
2.1. Объекты и методы исследования молока ……………………………..44
2.1.1. Постановка опыта, отбор средней пробы……………………………..44
2.1.2. Товароведная характеристика объектов……………………………....49
2.1.3. Исследование органолептических показателей качества……………51
2.1.4. Исследование физико-химических показателей качества……….......55
2.2. Результаты исследований…………………………………………….....62
3. Организационно-управленческая часть……………………...……….......66
3.1. Организационная характеристика ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка» №64…………………………………………………………….…66
3.1.1. Правовой статус предприятия……………………………………........66
3.1.2. Структура аппарата управления…………………………………........69
3.1.3. Характеристика материально-технической базы…………………….74
3.2. Анализ ассортимента молока в магазине..……………………………...78
3.3. Организация работы ООО «Тамерлан» магазина «Пятёрочка» №64 с поставщиками………......…………………………………………………….82
3.4. Эффективность деятельности ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка»№64. 84
Выводы и предложения……………………………………………………....87
Список использованной литературы………………………………………...90
Таблица 7 - качество молока пастеризованного жирностью 2,5% с учетом коэффициента весомости
Наименование молока |
Внешний вид |
Вкус и запах |
Консистенция |
Цвет |
И того |
Комплексный показатель качества |
Молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5% «Веселый молочник» ОАО «Вимм-Билль-Данн» |
4,6 |
4,8 |
4,2 |
4,6 |
18,2 |
4,6 |
Молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5% «Кубанская бурёнка» ОАО «Вимм-Билль-Данн» |
4,4 |
5,0 |
4,0 |
4,6 |
18,0 |
4,6 |
Молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5% «Летний День» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» |
4,8 |
5,0 |
4,6 |
4,8 |
19,2 |
4,9 |
Молоко питьевое, пастеризованное. Массовая доля жира 2,5% «На лугу» ОАО «Кагальницкий молокозавод» |
4,2 |
4,0 |
3,8 |
4,6 |
16,6 |
4,1 |
Питьевое пастеризованное молоко. Массовая доля жира 2,5% «Краснодарское» ОАО «КАЛОРИЯ» |
4,4 |
4,4 |
4,0 |
4,6 |
17,4 |
4,4 |
По данным таблицы 6 видно, что наивысший бал с учетом коэффициента весомости (4,9) был у образца №3 Молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5% «Кубанская бурёнка» произведенный ОАО «Вимм-Билль-Данн» а наименьший комплексный показатель качества был у образца №4 Молоко питьевое, пастеризованное. Массовая доля жира 2,5% «На лугу» ОАО «Кагальницкий молокозавод»
С целью более тщательного исследования качества отобранных образцов молока пастеризованного жирностью 2,5% были определены кислотность, плотность, массовая доля жир, и содержание белка. Результаты исследования физико-химических показателей качества исследуемых образцов сыра представлены в табл. 8.
Таблица 8 - физико-химические показатели качества молока пастеризованного жирностью 2,5%
Показатель |
Значение по ГОСТ Р 52090-2003 |
Образцы | ||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | ||
Кислотность,° Т, не более |
19 |
18 |
17 |
18 |
18 |
19 |
Плотность, кг/м3 |
1028 |
1028 |
1028 |
1028 |
1028 |
1027 |
Массовая доля жира, % не ниже |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Массовая доля белка, % не ниже |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
На основании проведенных физико-химических исследований установлено, что все образцы молока питьевого пастеризованного жирностью 2,5%, реализуемые в магазине «Пятерочка», соответствовали требованиям ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое». Однако следует отметить, что у образца № 5 Питьевое пастеризованное молоко. Массовая доля жира 2,5% «Краснодарское» ОАО «КАЛОРИЯ», была несколько выше титруемая кислотность в сравнении с другими образцами и пониженная плотность.
В целом, оценивая все образцы нами было отмечен, что по органолептическим и физико-химические показатели молока отвечало требованиям ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое ТУ», обладали хорошими потребительскими свойствами и рекомендуются для реализации потребителю.
3. Организационно-управленческая часть
3.1. Организационная
3.1.1. Правовой статус
ООО «Тамерлан», является управляющая компания сети магазинов «Пятёрочка», Сеть «Пятерочка» основана Андреем Рогачевым и Александром Гирдой, в январе 1999 г. Первые 7 магазинов «Пятерочка» открыты в Санкт-Петербурге как универсамы экономического класса. К началу 2000 года компания насчитывала уже 17 магазинов с оборотом в 35 миллионов долларов. В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». В июле 2001 года «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве. В 2001 г. компания открыла больше магазинов, чем все вместе аналогичные российские компании. По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил 212 миллионов долларов, а количество покупателей превысило 100 миллионов. В 2001 году «Пятерочка» приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра площадью около 30 000 кв.метров, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей. По результатам 2002 г. «Пятерочка» осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002 г. количество универсамов экономкласса составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с 212 млн. долларов до 430 млн. долларов. В 2003 г. «Пятерочка» существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. Если в 2002 году было открыто 62 магазина, то в 2003 году прирост составил 118 магазинов. В 2003 г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот «Пятерочки» в 2003 г. превысил 933 миллиона долларов. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более 400 млн. долларов. В 2003 г. в универсамах «Пятерочка» было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем «Пятерочки» дважды. Оборот компании в 2004 г. достиг $1,59 млрд. Количество магазинов в 2004 г. достигло 440 объектов. На конец 2004 г. «Пятерочка» работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине. По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице — «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний. В мае 2005 г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005 г. составил $2,084 млрд. — это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн. человек. В 2005 г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» (18 магазинов ) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов). В 2006 г. «Пятерочка» вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006 г. совершена уникальная сделка по покупке «Пятерочкой» крупнейшей в России сети супермаркетов — компании «Перекресток», с оборотом более $1 млрд. Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group — абсолютного лидера отрасли по объему продаж. 18 мая 2006 года произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов «Карусель», тем самым значительно укрепив свои позиции в формате гипермаркет. На 30 сентября 2010 года под управлением Компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1 232 магазина «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 289 супермаркетов «Перекресток», 65 гипермаркетов «Карусель», а также 44 магазина «у дома». На 30 сентября 2010 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 632. Чистая выручка X5 Retail Group N.V. за 2009 год достигла 8 717 млн. долл. США, показатель EBITDA составил 736 млн. долл. США, чистая прибыль составила 165 млн. долл. США. Чистая выручка Компании за первые девять месяцев 2010 года составила 7 798 млн. долл. США, показатель EBITDA составил 593 млн. долл. США, чистая прибыль составила 183 млн. долл. США. Акционерами X5 являются Альфа-групп – 47.9%, основатели «Пятерочки» - 23.1%, менеджмент Компании – 1.9%, казначейские ГДР (Treasury Stock) – 0.1%; в свободном обращении находятся 27.0% акций в форме ГДР (тикер на Лондонской фондовой бирже: “FIVE”). В настоящее время розничная сеть «Пятерочка» является крупнейшей в России по объемам продаж в сфере торговли продуктами питания.
Магазин «Пятёрочка» № 64, в котором мы проводили наши исследования, был открыт 2004 г., на 1 этаже пятиэтажного жилого дома по адресу г. Волгоград, п. М. Горького, ул. Волгоградская, д. 27. Часы работы магазина с 10.00 до 21.30.
ООО «Тамерлан» магазин «Пятёрочка» №64, является юридическим лицом и действует на основании и устава и законодательства Российской Федерации.
Магазин «Пятёрочка» №64 арендует торговую площадь и у предприятия имеется договор аренды нежилого помещения, в котором оговорены все пункты на предмет договора обязательства сторон. Имеется уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в магазине «Пятёрочка» №64 имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, магазин соответствует требованиям санитарных правил.
Основной целью магазина «Пятёрочка» №64 является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Основными видами деятельности являются: приобретение и реализация товаров народного потребления, продукции производственно-хозяйственного назначения, организация торговли и другие виды деятельности, определенные в Уставе.
3.1.2. Структура аппарата управления
Организационная структура ООО «Тамерлан» магазин «Пятёрочка» следующая (рисунок 1): головная компания находится в г. Санкт-Петербурге Генеральный директор Рогачев А.Н., директором компании является Гирда А.В. Существуют регионы, которыми управляют генеральные директора, имеющие связь с головной компанией. В каждом регионе находятся филиалы. В каждом филиале имеются отдел продаж, закупок, отдел персонала, отдел информационных технологий, отдел ценообразования, служба безопасности и т.д.
Самым главным и большим является отдел продаж. У начальника отдела продаж в подчинении находятся супервайзеры, у которых в свою очередь в подчинении 5-7 магазинов
Важное значение при осуществлении торговой деятельности имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое распределение функциональных обязанностей каждого работника.
Структура управления на предприятии ООО «Тамерлан» №64 механическая (дивизиональная). Связи в структуре имеются как вертикальные, так и горизонтальные.
Механические структуры характеризуются следующими принципами:
- централизованное принятие
- четкое разделение труда - что
приводит к повышению
- иерархичность уровней
- принцип единогласия;
-осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Преимущества: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.
Недостатки: представление сравнительно широких полномочий «дивизионам» и их руководителям обострило проблему – сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.
Система управления людьми включает не только подбор кадров, но и выбор модели управления предприятием. Управление должно быть простым и гибким, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность. По мнению специалистов, лучше всего, если система управления имеет:
- не очень крупные подразделения (службы, отделы, смены), укомплектованные квалифицированными специалистами;
- небольшое число уровней
- структуру, основанную на группах специалистов;
- графики и процедуры работы,
ориентированные на
Идеальной единой модели управления предприятием торговли не существует, поскольку каждый руководитель разрабатывает свою собственную модель, руководствуясь знаниями, опытом работы и вкусами клиентуры. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, принято выделять: размер предприятия, характер среды потребителей услуг, перечень и уровень основных и дополнительных платных и бесплатных услуг, конкурентную ситуацию на рынке.
Рисунок 1 – Схема аппарата управления сетью магазинов ООО «Пятёрочка»
К аппарату управления магазина «Пятёрочка» №64 относится директор магазина и товаровед. (Рис.2) К персоналу торгового зала относится старший продавец, кассиры и грузчики.
Рисунок 2- Схема аппарата управления магазином «Пятёрочка»№ 64
Директор магазина осуществляет текущее руководство. К текущему управлению относятся: организация завоза и реализация товаров, повседневный контроль за работой, оперативное устранение причин, мешающих нормальному ходу торгово-технологического процесса. Текущее управление торговым процессом обеспечивает организационную устойчивость работы всех подведомственных торговых и хозяйственных единиц экономичного и своевременного выполнения поставленных планов и задач.