Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 01:13, дипломная работа
В связи с этим целью выпускной квалификационной работы являлось исследование ассортимента и качества молока, реализуемых в ООО «Тамерлан» магазин «Пятёрочка» №64, расположенного по адресу г. Волгоград ул. Волгоградская д. 27, как продукта пользующегося повседневным спросом у населения.
Для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
изучен химический состав и пищевая ценность молока;
ассортимент молока;
факторы, влияющие на качество молока;
способы упаковки, маркировки, транспортировки и хранения молока;
изучены требования, предъявляемые к качеству и пороки молока;
Введение……………………………………………………………….………..3
1. Аналитический обзор литературы………………………………………….6
1.1. Химический состав и пищевая ценность молока…………………….....6
1.2. Классификация молока…………………………………………………....16
1.3. Факторы, формирующие качество…….………………………………...21
1.4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ……………....32
1.5. Требования к качеству молока ………………………………………....34
1.6. Пороки молока …………………………………………………………..39
2. Практическая часть………………………………………………………...44
2.1. Объекты и методы исследования молока ……………………………..44
2.1.1. Постановка опыта, отбор средней пробы……………………………..44
2.1.2. Товароведная характеристика объектов……………………………....49
2.1.3. Исследование органолептических показателей качества……………51
2.1.4. Исследование физико-химических показателей качества……….......55
2.2. Результаты исследований…………………………………………….....62
3. Организационно-управленческая часть……………………...……….......66
3.1. Организационная характеристика ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка» №64…………………………………………………………….…66
3.1.1. Правовой статус предприятия……………………………………........66
3.1.2. Структура аппарата управления…………………………………........69
3.1.3. Характеристика материально-технической базы…………………….74
3.2. Анализ ассортимента молока в магазине..……………………………...78
3.3. Организация работы ООО «Тамерлан» магазина «Пятёрочка» №64 с поставщиками………......…………………………………………………….82
3.4. Эффективность деятельности ООО «Тамерлан» магазина
«Пятёрочка»№64. 84
Выводы и предложения……………………………………………………....87
Список использованной литературы………………………………………...90
В 2011 г. в ассортимент магазина входило 5 наименований молока пастеризованного жирностью 2,5%, затем в реализацию поступило 2 наименований молока.
Коб = ( 2 / 7 ) × 100% = 29%
Коэффициент новизны составил 29% Обновление ассортимента питьевого молока жирностью 2,5% произошло за счет выбраковки молока пользующегося наименьшим спросом у потребителя.
Данные по ассортименту молока питьевого пастеризованного реализуемого магазином №64 представлены в таблице 9.
Таким образом, обновляемость ассортимента молока питьевого в данном магазине на достаточном уровне.
Таблица 9- ассортимент молока пастеризованного, реализуемого магазином № 64
Показатели |
% |
Полнота ассортимента |
60 |
Широта ассортимента |
100 |
Коэффициент устойчивости |
71 |
Обновление ассортимента (новизна) |
29 |
Анализ показателей ассортимента показал, что администрация магазина «Пятёрочка» №64 ведёт рациональную ассортиментную политику.
Анализ структуры ассортимента молока, реализуемого в магазине «Пятёрочка» №64 за 2008, 2009 и 2010 года представлен в табл. 10.
Таблица 10 – анализ структуры ассортимента молока, реализуемого магазином «Пятёрочка» №64
Поставщики |
Торговаая марка |
Моло ко % жира |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонения 2010 к 2008 | ||||
шт. |
Уд. вес, % |
шт. |
Уд. вес, % |
шт. |
Уд. вес, % |
шт. |
Уд. вес, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ОАО «Вимм-Билль-Данн» |
Веселый молочник |
1,0 |
1302 |
3,4 |
1423 |
3,6 |
1421 |
3,6 |
+119 |
+0,2 |
2,5 |
2389 |
6,2 |
2298 |
5,8 |
2294 |
5,8 |
-95 |
-0,4 | ||
4,0 |
3452 |
8,9 |
3556 |
9,0 |
3598 |
9,3 |
+146 |
+0,4 | ||
Кубанская бурёнка |
2,5 |
3189 |
8,2 |
3167 |
8,0 |
3234 |
8,3 |
+45 |
+0,1 | |
3,2 |
7056 |
18,2 |
7117 |
18,0 |
7153 |
18,1 |
+97 |
-0,1 | ||
6,0 |
1041 |
2,6 |
1067 |
2,7 |
1043 |
2,5 |
+2 |
-0,1 | ||
Домик в деревне |
1,0 |
1872 |
4,9 |
1987 |
5,0 |
- |
||||
2,5 |
1182 |
3,0 |
1254 |
3,2 |
- |
|||||
ОАО «Компания ЮНИМИЛК» |
Летний День |
2,5 |
7056 |
18,2 |
7117 |
18,0 |
7153 |
18,1 |
+97 |
-0,1 |
3,2 |
3489 |
9,0 |
3467 |
8,7 |
3467 |
8,7 |
-22 |
-0,3 | ||
4,0 |
3693 |
9,4 |
3798 |
9,6 |
3723 |
9,5 |
+30 |
+0,1 | ||
Простоквашино |
3,2 |
1254 |
3,2 |
1309 |
3,3 |
- |
||||
2,5 |
1422 |
3,7 |
1413 |
3,5 |
- |
|||||
ОАО «Кагальницкий молокозавод» |
На лугу |
2,5 |
- |
- |
2076 |
5,4 |
||||
3,2 |
- |
- |
1198 |
3,1 |
||||||
ОАО «КАЛОРИЯ» |
Краснодарское |
2,5 |
- |
- |
1198 |
3,0 |
||||
4,0 |
- |
- |
1439 |
3,6 |
||||||
Итого |
38397 |
100 |
38973 |
100 |
38997 |
100 |
+419 |
- |
Данные таблицы 10 свидетельствуют о том, что ассортимент молока, реализуемого магазином «Пятёрочка» №64 включает различные виды молока по жирности и термической обработки. На протяжении всего периода исследования наблюдался небольшой рост продаж молока, при чём наибольшая доля в реализации принадлежала компании ОАО «Вимм-Билль-Данн» 55,4, 55,3 и 47,6% соответственно по годам, а лидерство продаж принадлежало молоку пастеризованному жирностью 3,2% под торговой маркой «Кубанская бурёнка» который составил в динамике по годам 18,2, 18,0 и 18,1% соответственно. Наименьшее количество продаж было у молока пастеризованному жирностью 6,0% так же под торговой маркой «Кубанская бурёнка» который составил в динамике по годам 2,6, 2,7 и 2,5% соответственно
3.3. Организация работы ООО «Тамерлан» магазина «Пятёрочка» №64 с поставщиками
Организация хозяйственных связей торгового магазина с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворение спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
Основной торгово-хозяйственной деятельностью магазина «Пятёрочка» №64 является организация закупки товаров.
Корпоративный товар закупается централизовано в масштабах всей компании. Заказы на местный товар магазины «Пятёрочка» №64 делают самостоятельно в исключительных ситуациях, в основном на хлебную и молочную продукцию местных заводов. Все остальные группы товара местных поставщиков заказывают через систему автозаказ местных поставщиков, координируемую в филиале менеджером по местным закупкам. Но договор на работу именно с этим поставщиком заключается один для всех магазинов данного региона. Поставщики, предлагая товар, должны предоставить “Форму предоставления информации о товаре”. Предложение на поставку товара производится в течение месяца, после чего ответ на поступившее предложение дается по электронной почте. Затем с поставщиком заключается договор на поставку товара с Приложением о согласовании цен на период не менее 1 года.
Все возникающие проблемы с местными поставщиками решаются через менеджера по местным закупкам.
Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество.
Поставки корпоративного ассортимента осуществляются с региональных распределительных центров ООО «Тамерлан», а местного товара непосредственно от производителя или его представителей.
Такая политика позволяет делать крупные заказы, и как следствие снижать закупочную цену на товар. Для обеспечения сохранения потребительских свойств поступающих товаров в магазин, особое внимание уделяется работе по приемке молока от поставщиков. Обычно приемка молока питьевого начинается с проверки товаросопроводительных документов. В договоре на поставку товаров в обязательном порядке предусмотрен перечень таких документов: комплексный документ – товаросопроводительная накладная, счет-фактура; качественные документы – сертификат соответствия и удостоверение качества и безопасности.
Хозяйственные связи магазина «Пятёрочка» №64 с поставщиками товаров представлены в табл. 11.
Таблица 11 – характеристика хозяйственных связей магазина «Пятёрочка» №64с поставщиками молочной продукции
Поставщики | |
Прямые и длительные связи |
Сложные краткосрочные |
ООО Юнимилк-Волгоград |
ОАО Мясомолторг |
ОАО Волгомясомолторг |
ОАО «Еланский маслосыркомбинат» |
ОАО Вимм-Билль-Данн |
ОАО Кагальницкий |
ЗАО Молвест (ВлгФ) |
ОАО КАЛОРИЯ |
Ежемесячно в магазине составляется рейтинг поставщиков молочной продукции (по продажам и прибыли) по результатам сбора, систематизации и обработке данных о приходе, возврате, расходе и остатках. (табл. 12).
Таблица 12 – рейтинг поставщиков молочной продукции магазина «Пятёрочка» №64 за 2009-2010 гг.
Поставщик |
Объемы поставок, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме поставок, % |
Объемы поставок, тыс. руб. |
Удельный вес в общем объеме поставок, % | ||||
2009 |
Рейтинг |
2009 |
Рейтинг |
2010 |
Рейтинг |
2010 |
Рейтинг | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ООО Вимм-Билль-Данн |
609,5 |
1 |
63,4 |
1 |
602,8 |
1 |
59,9 |
1 |
ЗАО Молвест (ВлгФ) |
74,4 |
3 |
7,4 |
2 |
76,0 |
3 |
7,6 |
3 |
ОАО Юнимилк |
57,4 |
4 |
6,0 |
3 |
68,2 |
4 |
6,8 |
4 |
ОАО Волгомясомолторг |
113,0 |
2 |
1,2 |
7 |
156,7 |
2 |
15,6 |
2 |
ООО ВМК |
41,1 |
5 |
4,3 |
4 |
41,2 |
5 |
4,1 |
5 |
ОАО «Еланский маслосыркомбинат» |
38,8 |
6 |
4,0 |
5 |
- |
- |
- |
- |
ОАО Мясомолторг |
27,2 |
7 |
2,8 |
6 |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Кагальницкий молокозавод» |
- |
- |
- |
- |
35,5 |
6 |
3,5 |
6 |
ОАО «КАЛОРИЯ» |
- |
- |
- |
- |
26,6 |
7 |
2,6 |
7 |
Итого |
961,4 |
100 |
1007 |
100 |
Анализируя данные таблицы 12, можно сделать следующие выводы, наибольший удельный вес в общем объеме закупок в 2009-2010 г.г. занимал ООО Вимм-Билль-Данн 63,4 % и 59,9 %,
Ежемесячно в магазине проводится мониторинг цен отдельных поставщиков молочной продукции, результаты которого представлены в табл. 13.
Таблица 13 – сравнительный анализ цен различных поставщиков, реализуемого в магазине «Пятёрочка» №64
Наименование поставщика |
Цены исследуемых образцов молока пастеризованного жирностью 2,5%, руб. | ||||
«Веселый молочник» |
Кубанская бурёнка» |
«Летний День» |
«На лугу» |
«Краснодарское» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Вимм-Билль-Данн» |
31,99 |
33,99 |
|||
«Компания ЮНИМИЛК» |
29,89 |
||||
ОАО «Кагальницкий молокозавод» |
З2,49 |
||||
ОАО «КАЛОРИЯ» |
33,69 |
По данным наших исследований, видно, что наиболее предпочтительная цена молока пастеризованного жирностью 2,5% принадлежит марке «Летний День» производитель «Компания ЮНИМИЛК» - 29 руб. 89 коп. так же приемлемые цены имеет 31руб. 99коп. и З2руб. 49коп. соответственно у молока торговых марок «Веселый молочник» и «На лугу.
3.4. Эффективность деятельности ООО «Тамерлан» магазина «Пятёрочка» №64
Для того чтобы узнать эффективность деятельности предприятия, необходимо рассмотреть основные экономические показатели деятельности магазина «Пятёрочка» №64 за последние 3 года (табл.13).
Таблица 13 – основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Пятёрочка» №64
Показатели |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем продаж, тыс. руб. |
961400 |
1022000 |
1042100 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
913330 |
936650 |
961370 |
Прибыль, тыс. руб. |
48070 |
65350 |
80730 |
Уровень рентабельности, % |
5,3 |
7,0 |
8,4 |
По данным таблицы 13 видно, что объем продаж в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 80700 тыс. руб. Также произошло увеличение по статье издержки обращения в размере 48040 тыс. руб. Наряду с этим возросла прибыль предприятия на 32660 тыс. руб. Уровень рентабельности увеличился на +3,1%.
Таблица 14 – рентабельность реализации молока в магазине «Пятёрочка» №64
Показатели |
«Веселый молочник» |
Кубанская бурёнка» |
«Летний День» |
«На лугу» |
«Краснодарское» |
Цена за литр, руб. |
31,99 |
33,99 |
29,89 |
32,49 |
33,69 |
Закупочная цена 1 литра, руб. |
25,59 |
27,19 |
23,91 |
25,99 |
26,95 |
Полная себистоимость, руб. |
30,2 |
31,8 |
27,5 |
30,9 |
31,9 |
Прибыль на 1 литр, руб |
1,79 |
2,19 |
2,39 |
1,59 |
1,79 |
Уровень рентабельности, % |
5,9 |
6,9 |
8,7 |
5,1 |
5,6 |
Анализируя данные таблицы 14 отмечали, что наибольшая рентабельность при реализации была у образца под номером 3 торговая марка «Летний день» и составила 8,7%, а наименьшая под торговой маркой «На лугу».
Выводы и предложения
Образцы молока питьевого пастеризованного были отобраны в сети магазинов «Пятёрочка» ООО Тамерлан магазин № 64, расположенного в Советском районе города Волгограда в микрорайоне посёлка Максима Горького.
Результаты исследования внешнего вида продукта (молоко питьевое пастеризованное) показал, что он полностью отвечает требованиям нормативных документов, изготовитель полностью информирует покупателя о наименовании и места нахождения предприятия изготовителя, стандарте, о составе, сроках годности и хранения, пищевой и энергетической ценности, а также условиях хранения и дате выработки.