Культура торговли и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ культуры торговли и поиск путей ее совершенствования для повышения эффективности работы торговой организации. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
изучить сущность и значение культуры торговли;
дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» ;
оценить культуру торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести анализ уровня культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести оценку эффективности культуры обслуживания в ОАО «Универмаг «Центральный»;
выявить пути улучшения культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный».

Вложенные файлы: 1 файл

1511-50.docx

— 247.98 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации и ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как культура торгового обслуживания конечного потребителя.

Управление процессом обслуживания покупателей в торговой организации занимает одно из ведущих мест в комплексе менеджмента торговой организации. Реализации этой функции должно уделяться большое внимание в силу ее высокой значимости в обеспечении развития торгового предприятия и повышения эффективности его деятельности, т. к. прежде всего, обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в универмаге является одной из действенных форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества. Управление культурой торгового обслуживания должно рассматриваться как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджером с учетом конкурентной позиции торгового предприятия на потребительском рынке, стадии его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Кроме того, управление культурой обслуживания покупателей неразрывно связано с управлением важнейшими экономическими показателями деятельности торгового предприятия, существенно влияющими на его финансовое состояние. Высокий уровень культуры обслуживания прямо пропорционально влияет на повышение товарооборота, сумму доходив и прибыли торгового предприятия, а следовательно, и на возможности финансового обеспечения его предстоящего развития.

Важно обратить внимание и на то, что высокий уровень культуры торгового обслуживания покупателей помогает сформировать благоприятный имидж торгового предприятия на потребительском рынке, что повышает уровень «доверия» потребителей, делает его более привлекательным в их глазах. Все это в свою очередь повышает рыночную стоимость предприятия за счет нематериальных активов.

Наконец, следует учесть и то, что обеспечение высокой культуры торгового обслуживания покупателей в магазине является прямой обязанностью руководителя, вытекающей из требований законодательных и других нормативных актов, связанных с обеспечением прав покупателей в процессе их торгового обслуживания. Следовательно, игнорирование этого факта может привести к негативным последствиям для организации.

Поэтому особую важность приобретает деятельность руководителя по управлению культурой торгового обслуживания покупателей в целях ее повышения. В особенности внимание следует уделять факторам, формирующим культуру обслуживания, таким как формирование в магазинах широкого и устойчивого ассортимента товаров, оказание дополнительных услуг, высокая профессиональная квалификация, этика обслуживающего персонала и знание психологии покупателей.

Таким образом, все описанное выше говорит об актуальности курсовой работы и явной необходимости глубокого изучения вопросов, связанных с управлением культурой торгового обслуживания. К тому же выбора у современных организаций нет – или руководители уделят должное внимание повышению культуры обслуживания покупателей, или их фирмы будут проигрывать в конкурентной борьбе.

Целью данной работы является анализ культуры торговли и поиск путей ее совершенствования для повышения эффективности работы торговой организации. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:

  • изучить сущность и значение культуры торговли;
  • дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности  ОАО «Универмаг «Центральный» ;
  • оценить культуру торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
  • провести анализ уровня культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
  • провести оценку эффективности культуры обслуживания в ОАО «Универмаг «Центральный»;
  • выявить пути улучшения культуры торговли в  ОАО «Универмаг «Центральный».

Объект исследования – торговая деятельность пути улучшения культуры торговли в  ОАО «Универмаг «Центральный». Предмет исследования – культура торговли.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы и приёмы: анализ и синтез, абсолютных разниц, графический, табличный.

Теоретической и методологической основой для написания представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов. В данной работе использованы материалы трудов И. Л. Акулича, И. А. Бланка, В. Г. Бурмистрова, С.Н. Виноградовой, В. А. Чернова.

Объём курсовой работы составил 49 страницы печатного текста, содержит 3 рисунков  и  9 таблиц. Список литературы включает 16 наименований работ отечественных и зарубежных авторов. 
1 Сущность и значение культуры торговли

 

 

Культура торговли – это совокупность характеристик и условия процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

Культура торгового обслуживания является составляющей и понятия качество торгового обслуживания, и понятия культура торговли. 

Торговое обслуживание для покупателей, входящих в торговый зал начинается с улыбки продавца, с чистоты и порядка, с изобилия товаров в магазине. Покупателю приятно, когда для него создан красивый экстерьер и интерьер, организован сервис дополнительных услуг и т.д. Всё это возникает не вдруг, а в результате долгого и упорного труда [8, с.134].

Основным условием высокой культуры торгового обслуживания является постоянное наличие в продаже всех необходимых населению товаров. Рост материального благосостояния народа и его покупательской способности вызывает необходимость расширения ассортимента, повышение качества и питательной ценности продовольственных товаров, воспитание эстетического вкуса и разумных потребностей населения в пищевых продуктах с учетом физиологических норм. Важным средством повышения культуры торгового обслуживания является техническое оснащение различных торговых предприятий, механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ, использование совершенных технологий доставки и продажи товаров. Культура торгового обслуживания – это и хорошо организованная реклама, широкая информация для покупателей о свойствах, качестве товаров и т. д. [12, с.4-5].

Повышение культуры торгового обслуживания предлагает строгую дисциплину, чёткость и оперативность в работе, знание работниками организации товаров, их особенностей; умение дать совет (консультацию) покупателю; совершенное владение различными операциями, связанными с продажей товаров; красивое внешнее и внутреннее оформление магазина, опрятный внешний вид продавца, умение держать себя, быть вежливым, доброжелательным, тактичным.

Необходимым условием повышения культуры торгового обслуживания является также соблюдение правил торговли; установление постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, организаций труда, трудовой дисциплиной.

Большое значение имеет внедрение различных форм стимулирования отдельных работников и коллектива всего торгового предприятия за повышение качества торгового обслуживания. В этом отношении важную роль сыграла система управления качеством труда в магазинах, которая способствует укреплению трудовой дисциплины, сокращению количества жалоб, повышению ответственности каждого работника за выполнение своих обязанностей.

Действенными средствами повышения культуры торгового обслуживания покупателей являются совершенствование воспитательной работы в коллективе, повышение квалификации и творческой инициативы работников, применение новых форм и методов организации труда [5, с.39-46].

Без знаний основ психологии людей, их ощущений, восприятий, эмоций, желаний ни один работник магазина не сможет сейчас по-настоящему выполнять свои функции обслуживания покупателей.

Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных и качества услуг. Услуга в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось, что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги. Всё остальное забота самого покупателя. Сегодня характер и количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры торгового обслуживания. Торговое предприятия оказывают потребительские услуги. Их сущность заключается в удовлетворении потребностей покупателей, в разнообразных видах услуг, связанных с жизнедеятельностью человека. Торговые услуги – это не только удобства, но и экономия времени покупателей (рисунок 1.1).

 

 

Рисунок 1.1 – Торговые услуги

Примечание – Источник: [4, с.177].

 

В крупном универмаге покупателю предоставляется до пятидесяти различных услуг. Специалисты могут дать консультацию о правилах и порядке пользования технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.

Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников [1, с.139].

Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению двуединой задачи: с одной стороны: повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой – укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке.

Прогрессивные явления в торговле «вызванные к жизни активизацией рыночных процессов, ростом требований покупателей к культуре и качеству обслуживания, становятся все более заметными. Необходимо возрождать как известные в торговле услуги, так и шире распространять ранее не известные в отечественной практике [6, с.88-91].

Значение высокой культуры торгового обслуживания показано на рисунок 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Значение культуры торгового обслуживания

Примечание – Источник: [7, с.241].

 

В последнее время изменилось и отношение предпринимателей к проблеме повышения качества торгового обслуживания населения, которые все больше и больше рассматривают этот показатель как важный инструмент повышения конкурентоспособности розничных торговых организаций на потребительском рынке Беларуси.

В начальной стадии рыночных преобразований в белорусской торговле интерес к проблемам повышения качества торгового обслуживания населения во многом угас. Причины этого лежали в переоценке роли рыночного механизма, расчете на то, что конкуренция сама расставит все на свои места. Государство практически не вмешивалось в этот процесс и не регулировало данный аспект функционирования и развития торгового предпринимательства.

Торговое обслуживание характеризовалось отсутствием компетентных консультаций со стороны продавца по товару, отсутствием удобных форм продажи товаров (основной формой были продажа с прилавка, что выстраивала большие очереди) и т.п. [5, с.39-46].

Культура торговли – самое широкое понятие, означающее достижения развития отрасли и включающее в себя и качество, и культуру обслуживания покупателей [13, с.139].

Основными составляющими культуры торговли являются:

  • наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющих спрос обслуживаемых групп населения;
  • наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазина, удобное их размещение, техническая оснащенность;
  • применение на торговом объекте наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
  • оказание покупателям дополнительных услуг;
  • организация внутри и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информативности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
  • культура труда работников торгового объекта, означающую должную профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;
  • строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров [11, с.8-10].

Недостатки культурной торговли:

  • количество превалирует над качеством (сильное желание продать приводит к тому, что недостаточное внимание уделяется проблемам после продажи);
  • доминирует мышление краткосрочного успеха (размышления о том, что сиюминутный успех может означать потерю рынка или постепенный упадок предприятия, продолжаются недолгое время);
  • работники чувствуют свою связь прежде всего с коллективом и меньше - с предприятием. Если наступают кризисы или тяжелые времена, то у них не хватает выдержки, терпения и нервов, чтобы выстоять;
  • работники сферы торговли не стареют. Высокая текучесть кадров приводит к тому, что их средний возраст относительно невысок, однако предприятие тем самым теряет людей, которые могли бы двигать культуру вперед.

Характеристики культуры торгового обслуживания – вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п. [15, с.459].

Высокий уровень торгового обслуживания, может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех звеньев торговли, снижения издержек потребления и предоставления разнообразных услуг населению.

Достижению целей управления процессом торгового обслуживания способствует так же решение следующих задач:

  • определение критериев оценки качества исполнительной деятельности всех категорий работников оптового и розничного звена;
  • разработка системы показателей количественной оценки качества торгового обслуживания покупателей;
  • выполнение каждым работником и каждым структурным звеном требований по повышению качества организации труда и культуры обслуживания;
  • оценка и анализ показателей качества торговых процессов в соответствии с достигаемыми результатами деятельности;
  • контроль за выполнением комплекса мероприятий по достижению запланированного уровня качества торговли;
  • взаимоувязка критериев оценки эффективности и качества; функционирования с качеством торгового обслуживания;
  • получение наиболее полной и достоверной информации о факторном уровне качества торговых процессов, оценка и сравнение его с запланированным [2, с. 98].

Мерчендайзинг – это продвижение торговых марок в розничной сети. Другими словами, мерчендайзинг – это комплекс мероприятий по увеличению объемов продаж в розничной торговле. Он заключается в размещении и выкладке товаров на торговом оборудовании, в оформлении места продаж, в создании эффективного запаса, в проведении промоушн акций (конкурсы, лотереи, розыгрыши), т.е. все то, что поощряет желание потребителя приобрести товар и способствует покупке товара.

Информация о работе Культура торговли и пути ее повышения