Культура торговли и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ культуры торговли и поиск путей ее совершенствования для повышения эффективности работы торговой организации. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
изучить сущность и значение культуры торговли;
дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» ;
оценить культуру торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести анализ уровня культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести оценку эффективности культуры обслуживания в ОАО «Универмаг «Центральный»;
выявить пути улучшения культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный».

Вложенные файлы: 1 файл

1511-50.docx

— 247.98 Кб (Скачать файл)

Уn1, Уn2,…, Уnn – объемы отдельных видов услуг, предоставленных в соответствующем периоде прошлого года;

n2 – количество предоставленных покупателям услуг по видам (устная консультация специалиста по уходу за изделием, подарочная упаковка)

 

Для расчета коэффициента затрат времени покупателей на ожидание обслуживания определяются средние затраты времени по каждому элементу затрат времени на ожидание обслуживания по формуле 1.5:

 

                      (1.5)

 

где  Зк, Зпр, Зр, Зп – средние затраты времени на ожидание консультации, примерки, расчета, получения товара, с;

З1, З2,…, Зn – затраты времени по каждому замеру, с; n – количество произведенных замеров, ед.

 

Определяются фактические затраты времени на ожидание обслуживания, с (Зф).

Рассчитывается коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания по следующей формуле 1.6:

 

                                                               (1.6)

 

где  30 – оптимальные (нормативные) затраты времени на ожидание обслуживания, с.

 

Затем рассчитывается коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей Км в магазине по формуле 1.7:

 

                                                               (1.7)

 

где  Мn – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку состояния культуры обслуживания в магазине, чел.;

Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине, чел. [3, с. 563]

Таким образом, культура торгового обслуживания находится в полной зависимости от совокупности качественных характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей, а также соответствующих показателей, расчет которых позволяет оценить уровень обслуживания на торговом предприятии. Основной задачей культуры торговли является высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания. 
2 Характеристика торгово-хозяйственной деятельности  
ОАО «Универмаг «Центральный»

 

 

Предприятие образовано в 1947 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №7842Р и приказом Министерства торговли СССР №236 от 23 мая 1947 года. Начал торговую деятельность 8 июня 1947 года.

Первоначально располагался универмаг на первом этаже здания Первый Универмаг-гостиницы на углу улицы Первомайской и Кооперативного переулка, где сегодня находится гостиница «Днепр». На площади 125 кв. м размещалось всего три секции. В апреле 1960 года универмаг был переведен в новое здание по улице Первомайской, 61.

В октябре 1972 года он расширился за счет ввода в эксплуатацию нового здания. В реконструированном здании универмаг находится с 1974 года. Открытым акционерным обществом универмаг стал в 1996 г.

Открытое акционерное общество «Универмаг «Центральный» города Могилева учреждено Учредительной конференцией 31 марта 1995 г. и зарегистрировано 27.04.95 г. Могилевским городским исполнительным комитетом 27.04.95 г. с уставным фондом 13613850 р.

Учредительные документы – Устав открытого акционерного общества «Универмаг «Центральный» г. Могилев (утвержден учредительной конференцией 31 марта 1995 г.).

Сокращенное наименование акционерного общества – ОАО «Универмаг «Центральный». Почтовый адрес: РБ, 212030 г. Могилев, ул. Первомайская, 61.Форма собственности – частная. Основной вид деятельности – розничная торговля и общественное питание. Удельный вес ОАО «Универмаг «Центральный» в товарообороте  г. Могилева 2%

 

Рисунок 2.1 – ОАО «Универмаг «Центральный»

Примечание – Источник: фото автора.

 

Основными целями деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» города Могилева являются:

  • розничная и оптовая торговля широким ассортиментом товаров в целях максимального удовлетворения покупательского спроса населения и выполнения задания по приросту товарооборота;
  • достижение высокой эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и получение прибыли, являющейся основным источником финансирования программ по техническому перевооружению и дальнейшему производственному развитию предприятия, а также источником для выплаты работникам предприятия социальных льгот, предусмотренных коллективным договором;
  • дальнейшее повышение уровня культуры обслуживания покупателей за счет постоянного наличия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем; совершенствования торгово-технологического процесса; внедрения современного оборудования; недопущения фактов нарушения правил торговли; повышения материальной заинтересованности в достижении высоких результатов труда;
  • оптимизация деятельности отдельных подразделений и всего предприятия в целом, налаживание эффективного учета, контроля и перспективного прогнозирования с помощью компьютеризированной аналитики.

Для достижения своих целей торговое предприятие осуществляет различные виды деятельности. Виды деятельности ОАО «Универмаг «Центральный»: розничная и оптовая торговля, общественное питания, розничная торговля подержанными товарами, хранение и складирование, деятельность ломбарда, производство верхней одежды, переделка швейных изделий, грузовой транспорт. В установленном законодательством порядке торговое предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Список поставщиков представлен в приложении Н. Сертификаты соответствия товаров представлен в приложение Л.

Прочие виды деятельности, осуществляемые предприятием:

  • деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • деятельность по обеспечению пожарной безопасности;
  • деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
  • деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Универмаг в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом (Приложение А) и действует на принципах полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов.

Универмаг – единственное место в городе, где можно купить все товары отечественного производства, в том числе выпускаемые предприятиями города  Могилева и Могилевской области. Товары белорусских производителей занимают 70% в товарообороте.

Универмаг «Центральный» в городе  Могилеве является одним из старейших универмагов в республике. Ежедневно универмаг посещают свыше 50 тысяч покупателей. Общая площадь универмага составляет 9571,5 м2, в том числе торгового зала – 4294,1 м2, складских помещений – 3302 м2, с численностью около 500 работников.

Универмаг представлен 22 секциями и комплексами по продаже непродовольственных товаров, а также имеется большой продовольственный комплекс, включая бакалею, мясо, овощи, фрукты, молочные, вино-водочные и кондитерские изделия.

Кроме того, в состав универмага входит филиал ресторан I категории «Санта-Мария»  на 80 посадочных мест в районе Святого озера.

В универмаге большое внимание уделено развитию общественного питания. Большой популярностью пользуется столовая универмага, на базе которой производятся полуфабрикаты и свежая выпечка, которые реализуются в продовольственном комплексе.

К услугам посетителей работает бар II категории на 42 посадочных места, где вкусно и быстро можно перекусить, отдохнуть под приятную музыку.

Для более полного удовлетворения покупательского спроса в универмаге организован собственный швейный цех, который помогает быстрее реагировать на пробелы легкой промышленности.

В универмаге широко развита фирменная торговля, позволяющая широко представить особо-модные товары и прогнозировать спрос покупателей. Особой популярностью пользуются у покупателей тюле-гардинные изделия ОАО «Лента» г. Могилева, женская одежда ОАО «Элема» г. Минска, обувь СП «Марко», СП »Белвест» г. Витебска, трикотажные изделия ОАО «Полесье» г. Пинска и ОАО «Свитанок» г. Жодино, мужские костюмы ОАО «Брико» г. Минска, детская одежда ОАО «Свитанок» г. Орша, льняные ткани и штучные изделия из льна «Оршанского льнокомбината», а также продовольственные товары, выпускаемые производителями г. Могилева и Могилевской области: ОАО «Могилевский молочный комбинат», РУПП «Могилевхлебпром», ОАО «Могилевский мясокомбинат», ОАО «Бобруйский мясокомбинат» и другие.

Удельный вес ОАО «Универмаг «Центральный» в товарообороте г. Могилева 2%

Наличие лицензий, патентов, сертификатов ISO:

  • лицензия на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и  общественного питания;
  • лицензия на право осуществления деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • лицензия на право осуществления деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд);
  • лицензия на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
  • лицензия на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
  • лицензия на право осуществления охранной деятельности.

Специалисты коммерческого отдела универмага ищут совместно с представителями промышленности возможности поставки высококачественных товаров народного потребления.

Характер разделения труда внутри организации и координация взаимодействия в направлении общих целей отражается в организационной структуре предприятия. Организационная структура характеризует внутреннее строение организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функциями.

Наибольшее распространение в торговле получила линейно-функциональная структура управления. В линейно-функциональной структуре управления линейные связи обеспечивают единство целей, а функциональные – специализацию управленческой деятельности, что позволяет решать сложные многоцелевые задачи.

Для принятия и реализации управленческих решений ОАО «Универмаг «Центральный»  создана линейно-функциональная структура управления, состав которой следующий:

  • административно-управленческий персонал;
  • специалисты и служащие;
  • торгово-оперативный персонал;
  • вспомогательный персонал.

Организационная структура предприятия разработана с учетом численного и квалифицированного состава работников, а также характера выполняемых работ. Организационная структура управления ОАО «Универмаг «Центральный» представлена в Приложении Б.

При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации. Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.

Система управления персоналом направлена на решение следующих задач:

  • оперативное удовлетворение потребностей универмага в трудовых ресурсах необходимой специальности и уровня квалификации;
  • формирование и обеспечение комплекса организационных, экономических, социально-психологических усилий для надлежащего исполнения сотрудниками возложенных функций и повышения эффективности труда;
  • обеспечение связи между управлением персоналом и другими направлениями менеджмента.

ОАО «Универмаг «Центральный» включает в себя 22 секции, специализирующиеся на реализации непродовольственных товаров, кроме того в состав торгового центра входит продовольственный комплекс, предлагающий широкий ассортимент продуктов питания: мясо, бакалею, фрукты, овощи, кондитерские, вино-водочное, молочные изделия и пр.

Особое внимание в универмаге «Центральный» уделяется развитию общепита. Большим спросом у покупателей и арендаторов универмага пользуется разместившаяся здесь столовая, на базе которой изготавливается свежая выпечка и полуфабрикаты, реализуемые в комплексе. Желающие также могут посетить бар на 42 места, в котором можно вкусно и быстро перекусить и расслабиться под приятную музыку. Помимо всего прочего, на территории торгового центра располагается ресторан «Санта Мария», способный одновременно принять 80 гостей. ОАО «Универмаг «Центральный» обладает собственным швейным цехом, помогающим быстро реагировать на пробелы в плане производства предметов потребления. 

Рассмотрим перечень бесплатных услуг, оказываемых населению  
ОАО «Универмаг «Центральный»:

  • завязывание галстуков;
  • обслуживание граждан категории малообеспеченных;
  • информирование покупателей о наличии в продаже товаров, расположении секций и отделов;
  • организация встреч покупателей, потерявших друг друга в универмаге;
  • справка о наличии товара по телефону;
  • пункты обмена валют;
  • безналичный расчет с использованием пластиковых карточек;
  • банкоматы, инфокиоски;
  • предоставление скидок по дисконтным картам;
  • прикрепление ремешков и браслетов к часам, купленным в универмаге, установка точного времени в электронных часах;
  • надувание шаров, мячей, купленных в универмаге.

Рассмотрим перечень платных услуг, оказываемых населению  
ОАО «Универмаг «Центральный»:

  • подгонка одежды по фигуре покупателя, мелкая переделка одежды;
  • комплектование и красочная упаковка подарочного набора. Оформление подарков;
  • погрузка, разгрузка, а также доставка крупногабаритных товаров покупателям;
  • доставка новогодних подарков Дедом Морозом и Снегурочкой по указанному покупателем адресу;
  • услуги по ксерокопированию, ламинированию, компьютерные услуги;
  • рекламное объявление по радиоузлу универмага;
  • выдача справок о стоимости товаров (экономист по ценам);
  • платный туалет.

Информация о работе Культура торговли и пути ее повышения