Культура торговли и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ культуры торговли и поиск путей ее совершенствования для повышения эффективности работы торговой организации. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
изучить сущность и значение культуры торговли;
дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» ;
оценить культуру торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести анализ уровня культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести оценку эффективности культуры обслуживания в ОАО «Универмаг «Центральный»;
выявить пути улучшения культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный».

Вложенные файлы: 1 файл

1511-50.docx

— 247.98 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим перечень платных услуг, оказываемых субъектами хозяйствования, арендующими торговые площади в ОАО «Универмаг «Центральный»:

  • ремонт часов;
  • ремонт зонтов, чемоданов, кожаных и галантерейных изделий;
  • ремонт мобильных телефонов;
  • изготовление ключей;
  • изготовление широкоформатной рекламной продукции, бланочной продукции;
  • продажа цветов;
  • фотоуслуги.

ОАО «Универмаг «Центральный» оказывает достаточно обширный комплекс услуг, удовлетворяющий спросу населения.

Особенно развитой на территории комплекс ОАО «Универмаг «Центральный» в Могилеве является фирменная торговля. Среди покупателей высоким спросом пользуются такие магазины таких предприятий, как: «Элема», «Белвест», «Свитанок», «Брико», «Оршанский льнокомбинат» и др. ОАО «Универмаг «Центральный» в Могилеве предлагает услуги рассрочки и кредита на определенные группы товаров, в том числе на хрустальные люстры, мотовелотехнику и тренажеры, ювелирные изделия, мебель, женские пальто, холодильники и морозильники, телевизоры, стиральные машины, ноутбуки и нетбуки, электродуховки и газовые плиты, встраиваемую технику, электроинструменты, деревообрабатывающие машины, музыкальные инструменты, посуду, швейные машины, садовые качели и оптические приборы. 

Проведем анализ основных экономических показателей деятельности  ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011 – 2013 гг.,  данные представим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности 
ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011 – 2013 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, % или

Отклонение

2013 г. к (от) 2011 г.

2013 г. к (от) 2012 г.

1

2

3

4

5

6

1. Валовая доход от реализации товаров, работ, слуг (валовая выручка), млн р.

19551

28849

34442

176,16

119,38

2. Розничный товарооборот, млн р.:

2.1. В сложившихся ценах

2.2. В сопоставимых ценах

91474

57350

140643

87573

158851

139220

173,65

242,75

112,94

158,97

3. Товарооборот общепита, млн р.:

3.1. В сложившихся ценах

3.2. В сопоставимых ценах

3923

2442

5415

4745

 

138,03

194,31

4.Общий объем товарооборота, млн р.

95860,8

149246,4

167042,1

174,25

111,92

5. Себестоимость реализованной  продукции, товаров, работ, услуг, млн р.

64384

98456

109304

169,76

 

111,01

6. Затраты на 1 р. выпущенной  продукции,

 р. / р. (стр.5 : стр.4)

0,67

0,65

0,61

–0,06

 

–0,04

7. Расходы на реализацию, всего, млн р.

16937

23821

29244

172,66

 

122,76

8. Прибыль от инвестиционной  и финансовой  деятельности, млн р.

–28

–2906

–913

3260,7

31,41

9. Прибыль до налогообложения, млн р.

1777

886

2261

127,23

 

255,19

10. Чистая прибыль, млн р.

846

409

1512

178,72

369,68

11. Доля чистой прибыли  в прибыли до налогообложения

(стр. 10 : стр. 9 ´ 100), %

47,61

46,16

66,87

19,26

 

20,71


 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

12. Среднесписочная численность  работников, всего

В том числе:

12.1. Розничной торговли

440

 

406

415

 

382

379

 

347

86,13

 

85,46

91,32

 

90,83

13. Производительность труда

13.1. Итоговая (стр. 1 : стр. 12)

13.2. Розничной торговли 

– В сложившихся ценах

(стр. 2.1 : стр. 12.1)

– В сопоставимых ценах

(стр. 2.2 : стр. 12.1)

 

44,43

 

 

225,31

 

141,25

 

69,51

 

 

368,17

 

229,24

 

90,87

 

 

457,78

 

401,21

 

25,08

 

 

142,86

 

87,99

 

21,36

 

 

89,61

 

171,97

14. Среднемесячная заработная  плата, тыс. р.

1722879

2605301

3934916

228,39

151,03


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных приложений 
В – Ж.

 

Из таблицы 2.1, проанализировав основные экономические показатели деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» можно сделать вывод, что валовый доход от реализации товаров за анализируемый период 2011 – 2013 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так валовый доход от реализации товаров в 2013г. по отношению к 2012 г. возросла на 19,38%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 76,16%.

Розничный товарооборот за анализируемый период 2011 – 2013 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так розничный товарооборот в 2013г. по отношению к 2012 г. возрос на 12,94%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возрос на 73,65%. В сопоставимых ценах розничный товарооборот в 2013г. по отношению к 2012г. возрос на 58,97%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 142,75%. Общий объем товарооборота увеличился в 2013г. по отношению к 2012г. на 11,92%, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличился на 74,25%. Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2013 году составили 0,61 р., что меньше по сравнению с 2012 годом на 0,04 р. За анализируемый период затраты на 1 рубль реализованной продукции тенденцию к снижения. Себестоимость реализованной продукции в 2013г. по отношению к 2012г. возросла на 11,01%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 69,76%.

Положительной тенденцией является увеличения показателя прибыли до налогообложения, так в 2013 г. по отношению к 2012г. он увеличился на 155,19%, в 2013 г. по отношению к 2011г. он увеличился на 27,23%. Также идет увеличения показателя чистой прибыли на 269,68%,  в 2013 г. по отношению к 2012г., на 78,68% в 2013 г. по отношению к 2011г. ; увеличение среднемесячной заработной платы, так в 2013г. по отношению к 2012 г.  увеличилась на 51,03 %, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 128,39%.

Производительность труда за анализируемый период также увеличивалась на 21,36% и на 25,08% соответственно. Объем производства продукции в сложившихся ценах увеличился в 2013г. по отношению к 2012г. на 8,99%, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличился на 110,38%. В сопоставимых ценах объем производства продукции в 2013г. по отношению к 2012г. возрос на 53,41%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возрос на 94,09%.

Для оценки экономической эффективности деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» используются показатели эффективности, которые проанализируем при помощи таблицы 2.2.

 

Таблица 2.2 – Экономическая эффективность деятельности 
ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011–2013 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, % или

Отклонение

2013 г. к (от) 2011 г.

2013 г. к (от) 2012 г.

1

2

3

4

5

6

1.Итоговая рентабельность

[(стр. 9 : стр. 17) ´ 100], %

9,08

3,07

4,38

 

–6,01

 

1,31

2.Рентабельность продаж 

[(стр. 10 : стр. 16) ´ 100], %

3,11

3,94

3,61

0,5

–0,33

3.Рентабельность трудовых ресурсов, %

– по прибыли до налогообложения

(стр. 9 : стр. 12) ´ 100

– по чистой прибыли

(стр. 11 : стр. 12) ´ 100

 

 

19,34

 

9,22

 

 

6,77

 

3,12

 

 

12,53

 

8,38

 

 

–6,81

 

0,84

 

 

5,76

 

5,26

4.Рентабельность капитала, %

– по прибыли до налогообложения

(стр. 9 : стр. 13) ´ 100

– по чистой прибыли

(стр. 11 : стр. 13) ´ 100

 

 

3,62

 

1,72

 

 

1,46

 

0,67

 

 

3,23

 

2,16

 

 

–0,39

 

0,44

 

 

1,77

 

1,49

5.Рентабельность основных средств, %

– по прибыли до налогообложения

(стр. 9 : стр. 13.1) ´ 100

– по чистой прибыли

(стр. 11 : стр. 13.1) ´ 100

 

 

8,22

 

3,92

 

 

3,05

 

1,41

 

 

6,48

 

4,33

 

 

–1,74

 

0,41

 

 

3,43

 

2,92

6.Рентабельность оборотных средств, %

– по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 13.2) ´ 100

– по чистой прибыли

(стр. 11 : стр. 13.2) ´ 100

 

 

6,46

 

3,08

 

 

2,81

 

1,29

 

 

6,45

 

4,31

 

 

–0,01

 

1,23

 

 

3,64

 

3,02


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7.Рентабельность текущих расходов, %

(стр. 10 : стр. 14) ´ 100

3,21

4,11

0,54

–2,67

–0,36

8.Рентабельность экономических  ресурсов, %

– по прибыли до налогообложения

(стр. 9 : стр. 15) ´ 100

– по чистой прибыли

(стр. 11 : стр. 15) ´ 100

 

 

3,04

 

14,55

 

 

1,21

 

0,55

 

 

1,21

 

0,81

 

 

–1,83

 

–14

 

 

0

 

0,26

9.Прибыль до налогообложения, млн р.

1777

886

2261

 

127,23

 

255,19

10.Прибыль от реализации

( по основному виду деятельности), млн р.

2614

5028

5198

198,85

103,38

11.Чистая прибыль, млн р.

848

409

1512

178,31

369,68

12.Фонд заработной платы, млн р.

9187,9

13076,2

18040,4

196,34

137,96

13.Среднегодовая стоимость капитала, всего, млн р.

В том числе:

13.1Основные средства (среднегодовая стоимость)

13.2Оборотные средства (среднегодовая стоимость)

49083

 

 

21592

 

27491

60537

 

 

29032

 

31505

69910

 

 

34886

 

35024

 

142,43

 

 

161,56

 

120,41

 

115,48

 

 

120,16

 

111,11

14.Текущие расходы по основному виду деятельности, млн р.

81321

122277

138548

170,37

113,31

15.Среднегодовая стоимость экономических  ресурсов 

(стр. 12 + стр. 13), млн р.

 

58270,9

 

73613,2

 

187950,4

 

322,54

 

255,32

16.Товарооборот  или выручка  по основному виду деятельности, млн р.

83935

127305

143746

112,91

 

122,15

17. Валовая выручка, млн р.

19551

28849

34442

176,16

119,38

18.Общий объем товарооборота, млн р.

95860,8

149246,4

167042,1

174,25

 

111,92

19.Фондоотдача

4,43

5,14

4,78

0,35

–0,36

20.Фондоемкость

0,22

0,19

0,21

–0,01

0,02

21. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (стр.1 : стр.6)

3,48

4,73

4,76

1,25

 

0,03


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных приложений                 В – Ж, Л.

 

Проанализировав таблицу 2.2 видно, что итоговая рентабельность в 2013 г. по отношению к 2012 г. увеличилась на 1,31%, в 2013 г. по отношению к 2011г. снизилась на 6,01%, что говорит об ухудшении положения деятельности предприятия в 2013 г. Рентабельность продаж характеризует долю прибыли в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, в цене реализации. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. рентабельность продаж снизилась на 0,33%, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 0,5%.

Рентабельность трудовых ресурсов в 2013г. по отношению к  2012 г. и  в 2013г. по отношению к  2011г. по прибыли до налогообложения  увеличилась на 5,76 % и снизилась на 6,81% соответственно, по чистой прибыли  увеличилась на 5,26% и на 0,84, что говорит о том, что трудовые ресурсы  в 2011 г. использовались менее эффективно.

Рентабельность капитала в 2013г. по отношению к 2012 г. и  в 2013г. по отношению к  2011г.  по прибыли до налогообложения  увеличилась на 1,77 % и  снизилась на 0,39% соответственно, по чистой прибыли увеличилась на 1,49 % и на 0,44%.

Рентабельность текущих расходов в 2013г. по отношению к 2012 г. и  в 2013г. по отношению к  2011г. снизилась на  0,36 % и на 2,67% соответственно, из-за увеличения стоимости текущих расходов на 27,73% и на  113,97%.

Рентабельность экономических ресурсов в 2013г. по отношению к 20 12 г. и  в 2013г. по отношению к  2011г. по прибыли до налогообложения  снизилась на 5,71% и на 12,69% соответственно, по чистой прибыли  снизилась на 4,83% и на 11,02  из-за увеличения среднегодовой стоимости экономических ресурсов на 13,31 % и на 70,37%.Увеличения среднегодовой стоимости экономических ресурсов про-изошло из-за увеличения фонда заработной платы в 2013г. по отношению к 2012 г. на 37,96 % и в 2013г. по отношению к 2011 г. на 96,34 %.

За анализируемый 2013 год показатель фондоотдачи снизился на 0,36 % по сравнению с 2012 г., в 2012 году на 0,35 % по сравнению с 2011г. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств. За анализируемый  2013 год  показатель фондоемкости увеличился на 0,02% по сравнению с 2012 годом, в 2012 году  снизился на 0,01% по сравнению с 2011годом.

Значение фондоемкости показывает, какая сумма основных средств приходится на каждый рубль готовой продукции. Естественно, что чем меньше этот показатель, тем эффективнее используется оборудование предприятия. Уменьшение показателя во времени является положительной тенденцией в развитии предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств постепенно увеличивается, в 2013 году увеличился на 0,03 в сравнении с 2012 годом, а в 2013 году увеличился на 1,25 , что также является отрицательной тенденцией.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств отражает время, затрачиваемое предприятием за движение оборотных средств через все стадии кругооборота, и длительность их пребывания в каждой фазе, чем он меньше, тем лучше. 
3 Культура торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»

Информация о работе Культура торговли и пути ее повышения