Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ культуры торговли и поиск путей ее совершенствования для повышения эффективности работы торговой организации. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
изучить сущность и значение культуры торговли;
дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» ;
оценить культуру торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести анализ уровня культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный»;
провести оценку эффективности культуры обслуживания в ОАО «Универмаг «Центральный»;
выявить пути улучшения культуры торговли в ОАО «Универмаг «Центральный».
Рассмотрим перечень платных услуг, оказываемых субъектами хозяйствования, арендующими торговые площади в ОАО «Универмаг «Центральный»:
ОАО «Универмаг «Центральный» оказывает достаточно обширный комплекс услуг, удовлетворяющий спросу населения.
Особенно развитой на территории комплекс ОАО «Универмаг «Центральный» в Могилеве является фирменная торговля. Среди покупателей высоким спросом пользуются такие магазины таких предприятий, как: «Элема», «Белвест», «Свитанок», «Брико», «Оршанский льнокомбинат» и др. ОАО «Универмаг «Центральный» в Могилеве предлагает услуги рассрочки и кредита на определенные группы товаров, в том числе на хрустальные люстры, мотовелотехнику и тренажеры, ювелирные изделия, мебель, женские пальто, холодильники и морозильники, телевизоры, стиральные машины, ноутбуки и нетбуки, электродуховки и газовые плиты, встраиваемую технику, электроинструменты, деревообрабатывающие машины, музыкальные инструменты, посуду, швейные машины, садовые качели и оптические приборы.
Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011 – 2013 гг., данные представим в таблице 2.1.
Таблица
2.1 – Основные экономические показатели
деятельности
ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011 –
2013 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, % или Отклонение | |
2013 г. к (от) 2011 г. |
2013 г. к (от) 2012 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Валовая доход от реализации товаров, работ, слуг (валовая выручка), млн р. |
19551 |
28849 |
34442 |
176,16 |
119,38 |
2. Розничный товарооборот, млн р.: 2.1. В сложившихся ценах 2.2. В сопоставимых ценах |
91474 57350 |
140643 87573 |
158851 139220 |
173,65 242,75 |
112,94 158,97 |
3. Товарооборот общепита, млн р.: 3.1. В сложившихся ценах 3.2. В сопоставимых ценах |
– – |
3923 2442 |
5415 4745 |
– – |
138,03 194,31 |
4.Общий объем товарооборота, млн р. |
95860,8 |
149246,4 |
167042,1 |
174,25 |
111,92 |
5. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн р. |
64384 |
98456 |
109304 |
169,76 |
111,01 |
6. Затраты на 1 р. выпущенной продукции, р. / р. (стр.5 : стр.4) |
0,67 |
0,65 |
0,61 |
–0,06 |
–0,04 |
7. Расходы на реализацию, всего, млн р. |
16937 |
23821 |
29244 |
172,66 |
122,76 |
8. Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности, млн р. |
–28 |
–2906 |
–913 |
3260,7 |
31,41 |
9. Прибыль до налогообложения, млн р. |
1777 |
886 |
2261 |
127,23 |
255,19 |
10. Чистая прибыль, млн р. |
846 |
409 |
1512 |
178,72 |
369,68 |
11. Доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения (стр. 10 : стр. 9 ´ 100), % |
47,61 |
46,16 |
66,87 |
19,26 |
20,71 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12. Среднесписочная численность работников, всего В том числе: 12.1. Розничной торговли |
440
406 |
415
382 |
379
347 |
86,13
85,46 |
91,32
90,83 |
13. Производительность труда 13.1. Итоговая (стр. 1 : стр. 12) 13.2. Розничной торговли – В сложившихся ценах (стр. 2.1 : стр. 12.1) – В сопоставимых ценах (стр. 2.2 : стр. 12.1) |
44,43
225,31
141,25 |
69,51
368,17
229,24 |
90,87
457,78
401,21 |
25,08
142,86
87,99 |
21,36
89,61
171,97 |
14. Среднемесячная заработная плата, тыс. р. |
1722879 |
2605301 |
3934916 |
228,39 |
151,03 |
Примечание – Источник: собственная
разработка на основе данных приложений
В – Ж.
Из таблицы 2.1, проанализировав основные экономические показатели деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» можно сделать вывод, что валовый доход от реализации товаров за анализируемый период 2011 – 2013 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так валовый доход от реализации товаров в 2013г. по отношению к 2012 г. возросла на 19,38%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 76,16%.
Розничный товарооборот за анализируемый период 2011 – 2013 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так розничный товарооборот в 2013г. по отношению к 2012 г. возрос на 12,94%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возрос на 73,65%. В сопоставимых ценах розничный товарооборот в 2013г. по отношению к 2012г. возрос на 58,97%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 142,75%. Общий объем товарооборота увеличился в 2013г. по отношению к 2012г. на 11,92%, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличился на 74,25%. Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2013 году составили 0,61 р., что меньше по сравнению с 2012 годом на 0,04 р. За анализируемый период затраты на 1 рубль реализованной продукции тенденцию к снижения. Себестоимость реализованной продукции в 2013г. по отношению к 2012г. возросла на 11,01%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возросла на 69,76%.
Положительной тенденцией является увеличения показателя прибыли до налогообложения, так в 2013 г. по отношению к 2012г. он увеличился на 155,19%, в 2013 г. по отношению к 2011г. он увеличился на 27,23%. Также идет увеличения показателя чистой прибыли на 269,68%, в 2013 г. по отношению к 2012г., на 78,68% в 2013 г. по отношению к 2011г. ; увеличение среднемесячной заработной платы, так в 2013г. по отношению к 2012 г. увеличилась на 51,03 %, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 128,39%.
Производительность труда за анализируемый период также увеличивалась на 21,36% и на 25,08% соответственно. Объем производства продукции в сложившихся ценах увеличился в 2013г. по отношению к 2012г. на 8,99%, в 2013г. по отношению к 2011 г. увеличился на 110,38%. В сопоставимых ценах объем производства продукции в 2013г. по отношению к 2012г. возрос на 53,41%, в 2013г. по отношению к 2011 г. возрос на 94,09%.
Для оценки экономической эффективности деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» используются показатели эффективности, которые проанализируем при помощи таблицы 2.2.
Таблица
2.2 – Экономическая эффективность деятельности
ОАО «Универмаг «Центральный» за 2011–2013
гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, % или Отклонение | |
2013 г. к (от) 2011 г. |
2013 г. к (от) 2012 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Итоговая рентабельность [(стр. 9 : стр. 17) ´ 100], % |
9,08 |
3,07 |
4,38 |
–6,01 |
1,31 |
2.Рентабельность продаж [(стр. 10 : стр. 16) ´ 100], % |
3,11 |
3,94 |
3,61 |
0,5 |
–0,33 |
3.Рентабельность трудовых – по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 12) ´ 100 – по чистой прибыли (стр. 11 : стр. 12) ´ 100 |
19,34
9,22 |
6,77
3,12 |
12,53
8,38 |
–6,81
0,84 |
5,76
5,26 |
4.Рентабельность капитала, % – по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 13) ´ 100 – по чистой прибыли (стр. 11 : стр. 13) ´ 100 |
3,62
1,72 |
1,46
0,67 |
3,23
2,16 |
–0,39
0,44 |
1,77
1,49 |
5.Рентабельность основных – по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 13.1) ´ 100 – по чистой прибыли (стр. 11 : стр. 13.1) ´ 100 |
8,22
3,92 |
3,05
1,41 |
6,48
4,33 |
–1,74
0,41 |
3,43
2,92 |
6.Рентабельность оборотных – по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 13.2) ´ 100 – по чистой прибыли (стр. 11 : стр. 13.2) ´ 100 |
6,46
3,08 |
2,81
1,29 |
6,45
4,31 |
–0,01
1,23 |
3,64
3,02 |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7.Рентабельность текущих (стр. 10 : стр. 14) ´ 100 |
3,21 |
4,11 |
0,54 |
–2,67 |
–0,36 |
8.Рентабельность – по прибыли до налогообложения (стр. 9 : стр. 15) ´ 100 – по чистой прибыли (стр. 11 : стр. 15) ´ 100 |
3,04
14,55 |
1,21
0,55 |
1,21
0,81 |
–1,83
–14 |
0
0,26 |
9.Прибыль до налогообложения, млн р. |
1777 |
886 |
2261 |
127,23 |
255,19 |
10.Прибыль от реализации ( по основному виду |
2614 |
5028 |
5198 |
198,85 |
103,38 |
11.Чистая прибыль, млн р. |
848 |
409 |
1512 |
178,31 |
369,68 |
12.Фонд заработной платы, млн р. |
9187,9 |
13076,2 |
18040,4 |
196,34 |
137,96 |
13.Среднегодовая стоимость В том числе: 13.1Основные средства (среднегодовая стоимость) 13.2Оборотные средства (среднегодовая стоимость) |
49083
21592
27491 |
60537
29032
31505 |
69910
34886
35024 |
142,43
161,56
120,41 |
115,48
120,16
111,11 |
14.Текущие расходы по |
81321 |
122277 |
138548 |
170,37 |
113,31 |
15.Среднегодовая стоимость (стр. 12 + стр. 13), млн р. |
58270,9 |
73613,2 |
187950,4 |
322,54 |
255,32 |
16.Товарооборот или выручка
по основному виду |
83935 |
127305 |
143746 |
112,91 |
122,15 |
17. Валовая выручка, млн р. |
19551 |
28849 |
34442 |
176,16 |
119,38 |
18.Общий объем товарооборота, млн р. |
95860,8 |
149246,4 |
167042,1 |
174,25 |
111,92 |
19.Фондоотдача |
4,43 |
5,14 |
4,78 |
0,35 |
–0,36 |
20.Фондоемкость |
0,22 |
0,19 |
0,21 |
–0,01 |
0,02 |
21. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (стр.1 : стр.6) |
3,48 |
4,73 |
4,76 |
1,25 |
0,03 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных приложений В – Ж, Л.
Проанализировав таблицу 2.2 видно, что итоговая рентабельность в 2013 г. по отношению к 2012 г. увеличилась на 1,31%, в 2013 г. по отношению к 2011г. снизилась на 6,01%, что говорит об ухудшении положения деятельности предприятия в 2013 г. Рентабельность продаж характеризует долю прибыли в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, в цене реализации. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. рентабельность продаж снизилась на 0,33%, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 0,5%.
Рентабельность трудовых ресурсов в 2013г. по отношению к 2012 г. и в 2013г. по отношению к 2011г. по прибыли до налогообложения увеличилась на 5,76 % и снизилась на 6,81% соответственно, по чистой прибыли увеличилась на 5,26% и на 0,84, что говорит о том, что трудовые ресурсы в 2011 г. использовались менее эффективно.
Рентабельность капитала в 2013г. по отношению к 2012 г. и в 2013г. по отношению к 2011г. по прибыли до налогообложения увеличилась на 1,77 % и снизилась на 0,39% соответственно, по чистой прибыли увеличилась на 1,49 % и на 0,44%.
Рентабельность текущих расходов в 2013г. по отношению к 2012 г. и в 2013г. по отношению к 2011г. снизилась на 0,36 % и на 2,67% соответственно, из-за увеличения стоимости текущих расходов на 27,73% и на 113,97%.
Рентабельность экономических ресурсов в 2013г. по отношению к 20 12 г. и в 2013г. по отношению к 2011г. по прибыли до налогообложения снизилась на 5,71% и на 12,69% соответственно, по чистой прибыли снизилась на 4,83% и на 11,02 из-за увеличения среднегодовой стоимости экономических ресурсов на 13,31 % и на 70,37%.Увеличения среднегодовой стоимости экономических ресурсов про-изошло из-за увеличения фонда заработной платы в 2013г. по отношению к 2012 г. на 37,96 % и в 2013г. по отношению к 2011 г. на 96,34 %.
За анализируемый 2013 год показатель фондоотдачи снизился на 0,36 % по сравнению с 2012 г., в 2012 году на 0,35 % по сравнению с 2011г. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств. За анализируемый 2013 год показатель фондоемкости увеличился на 0,02% по сравнению с 2012 годом, в 2012 году снизился на 0,01% по сравнению с 2011годом.
Значение фондоемкости показывает, какая сумма основных средств приходится на каждый рубль готовой продукции. Естественно, что чем меньше этот показатель, тем эффективнее используется оборудование предприятия. Уменьшение показателя во времени является положительной тенденцией в развитии предприятия.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств постепенно увеличивается, в 2013 году увеличился на 0,03 в сравнении с 2012 годом, а в 2013 году увеличился на 1,25 , что также является отрицательной тенденцией.
Коэффициент
оборачиваемости оборотных средств отражает
время, затрачиваемое предприятием за движение
оборотных средств через все стадии кругооборота,
и длительность их пребывания в каждой
фазе, чем он меньше, тем лучше.
3 Культура торговли в ОАО «Универмаг
«Центральный»