Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение потребительских свойств и пищевой ценности хлебобулочных изделий, в особенности хлебобулочных изделий из ржаной муки. Также будут рассмотрены основные процессы производства отдельных видов хлебобулочных изделий из ржаной муки, показатели качества, целебные свойства и современные направления развития хлебопечения.
Задачами курсовой работы являются:
─ рассмотреть классификацию и ассортимент хлебобулочных изделий, особое внимание уделив хлебобулочным изделиям из ржаной муки;
─ изучить потребительские свойства, пути обеспечения качества хлебобулочных изделий из ржаной муки;
─ изучить виды и формы товарной информации, новые направления в развитии хлебопечении;
─ рассмотреть упаковку, транспортирование, маркировку и хранение хлебобулочных изделий из ржаной муки.
Введение
1 Ассортимент и значение для питания хлебобулочных изделий, в том числе из ржаной муки
1.1 Общая классификация хлебобулочных изделий
1.2 Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий из ржаной муки
1.3 Классификация и ассортимент бараночных и сухарных изделий
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества хлебобулочных изделий из ржаной муки
2.1 Пищевая ценность хлебобулочных изделий из ржаной муки
2.2 Оценка качества хлебобулочных изделий из ржаной муки
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств хлебобулочных изделий из ржаной муки на стадиях технологического цикла
3.1 Основные процессы производства хлеба из ржаной муки
3.1.1 Подготовка сырья
3.1.2 Замес теста
3.1.3 Брожение теста
3.1.4 Разделка и расстойка теста
3.1.5 Выпечка хлеба
3.2 Процессы, происходящие при выпечке хлеба
3.3 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение хлебобулочных изделий из ржаной муки
3.4 Дефекты и основные виды порчи хлебобулочных изделий из ржаной муки
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации хлебобулочных изделий из ржаной муки
5 Характеристика методов определения показателей качества хлебобулочных изделий из ржаной муки
5.1 Показатели качества хлебобулочных изделий из ржаной муки и методы их определения
5.2 Фальсификация хлебобулочных изделий
6 Целебные свойства ржаного хлеба
7 Современные направления в развитии хлебопечения
7.1 Добавки в хлебобулочные изделия
7.2 Применение шоковой заморозки
Заключение
Список литературы
Приложение А Характеристика основных показателей качества хлеба ржаного «Никольский новый»
Приложение Б Содержание пищевых веществ и энергии в хлебе ржаном
Приложение В Отчет о просмотренных литературных источниках
Кровавая болезнь. Пшеничный хлеб может поражаться пигментообразующими микроорганизмами (бактериями, дрожжами). Это выражается в появлении в мякише хлеба желтых, розовых, ярко-красных и других пятен. Чаще всего на выпеченном хлебе появляются красные пятна, напоминающие капли крови. Это колонии бактерий Serratia marcescens («чудесная палочка»), которые содержат в своих клетках красный пигмент продигиозин. Для развития этих бактерий необходимы высокая влажность воздуха, температура около 25 °С, невысокая кислотность продукта. Хлеб с покрасневшим мякишем теряет товарный вид и к употреблению непригоден. Для предотвращения этого порока хлеб следует хранить в хорошо вентилируемых помещениях при температуре не выше 10—12 °С с относительной влажностью воздуха около 70%.
«Пьяный» хлеб. Внешних признаков порчи такой хлеб не имеет, но употребление его вызывает отравление с симптомами, напоминающими опьянение. Отравление возникает в связи с тем, что в хлебе содержится токсин, образуемый несовершенным грибом фузариум (Fusarium), попадающим с мукой. Такой хлеб непригоден к употреблению.
Для предотвращения этого порока необходима тщательная проверка зерна на пунктах приема и элеваторах. Перезимовавшее в поле и морозобойное зерно не должно перерабатываться в муку, так как поражение зерна грибом и накопление токсина происходит при его зимовке в поле. Токсин термоустойчив и сохраняется в готовом хлебе.
Плесневение хлеба. Это наиболее распространенный вид порчи хлеба. Плесневение чаще всего наблюдается при неправильном режиме хранения: повышенной температуре (25— 30 °С) и относительной влажности воздуха выше 70% в хранилищах, а также при повышенном содержании влаги в хлебе и его слишком плотной укладке. Обсеменение хлеба спорами мицелиальных грибов происходит при охлаждении, транспортировании и хранении, через загрязненный воздух, транспортные средства, руки и одежду персонала. Мицелий грибов распространяется вначале по поверхности хлеба, а затем по трещинам и порам проникает внутрь мякиша. Оптимальной температурой для развития грибов является 20—40 °С, рН 5—6, содержание влаги выше 20%.
Плесневение хлеба вызывают в основном мицелиальные грибы (пенициллы, аспергиллы, мукоровые и др.). Под действием ферментов грибов происходит гидролиз крахмала, белков и жиров, продукты их гидролиза придают хлебу неприятный запах и вкус. Некоторые виды грибов образуют микотоксины (афлатоксин и др.), вредные для здоровья людей. Поэтому заплесневевший хлеб в пищу непригоден.
Для предотвращения плесневения хлеба необходимо хранить его в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не выше 10—12 °С, с относительной влажностью воздуха около 70%. Укладывать его следует неплотно, оставляя воздушные прослойки для циркуляции воздуха. Кроме того, рекомендуется обработка поверхности хлеба или упаковочного материала химическими консервантами (этиловым спиртом, солями пропионовой и сорбиновой кислот); стерилизация упакованного хлеба токами высокой частоты, ионизирующими излучениями, облучение ультрафиолетовыми лучами./4/
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей.
По назначению товарную информацию подразделяют на три вида:
Основополагающая товарная
информация – основные сведения о
товаре, имеющие решающее значение
для идентификации и
К основополагающей информации относятся:
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах, о качестве товаров, штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара. Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и др. (таблица 8). /7/
Таблица 8 - Виды товарной информации
Виды |
Хлеб ржаной |
Хлеб ржано-пшеничный |
Основополагающая товарная информация | ||
Вид и наименование товара |
Хлеб «Сучасны» нарез |
Хлеб «Водар любительский» |
Масса нетто |
325 г |
900 г |
Наименование предприятия- |
КУП «Минскхлебпром», хлебозавод №2, РБ, г. Минск, ул. Кропоткина, 33 |
КУП «Минскхлебпром», хлебозавод «Автомат», РБ, г. Минск, ул. Слесарная, 41 |
Дата выпуска |
21.03.2011 |
25.03.2011 |
Срок/ условия хранения |
120 часов в упакованном виде при температуре не ниже +6оС |
48 часов при температуре не ниже +6оС |
Продолжение таблицы 8 | ||
Виды |
Хлеб ржаной |
Хлеб ржано-пшеничный |
Коммерческая товарная информация | ||
Нормативные документы |
СТБ 639-95 |
СТБ 639-95 |
Штриховое кодирование |
4810987051478 |
4810987059627 |
Потребительская товарная информация | ||
Пищевая ценность |
Белка – 5,8 г, жира – 0,8 г, углеводов – 49,7 г. |
Белка – 11 г, жира – 0,6 г, углеводов – 50,7 |
Энергетическая ценность |
250 ккал |
220 ккал |
Состав |
Мука ржаная сеяная, солод ржаной, соль пищевая, вода питьевая. |
Мука ржаная сеяная, мука пшеничная первого сорта, вода, смесь сухая хлебопекарная «Ржаная новая» (солод неферментированный, мука текстурированная пшеничная, эмульгатор), сироп ароматизированный «Ячменный», соль пищевая поваренная йодированная, дрожжи прессованные «Белорусские». |
Назначение |
Продукт общего назначения |
Продукт общего назначения |
Формы товарной информации:
Словесная информация размещается на упаковке или самом товаре. Она наиболее доступна для населения.
Цифровая информация –
количественная характеристика сведений
о товаре (объем, длина, масса брутто
и масса нетто, даты, сроки). Она
дополняет словесную
Изобразительная информация – художественные и графические изображения самого товара или репродукции с картин, фотографий, открыток и других изображений. Она дополняет словесную и цифровую информацию.
Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.
Штриховая информация –
информация в виде штрихового кода
– знака, предназначенного для автоматизированных
идентификации и учета
Формы товарной информации на примере хлеба ржаного и ржано-пшеничного представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Формы товарной информации
Название |
Хлеб ржаной |
Хлеб ржано-пшеничный |
Словесная информация |
Хлеб «Сучасны» нарез
Состав: мука ржаная сеяная, солод ржаной, соль пищевая, вода питьевая. |
Хлеб «Водар любительский»
Состав: Мука ржаная сеяная, мука пшеничная первого сорта, вода, смесь сухая хлебопекарная «Ржаная новая» (солод неферментированный, мука текстурированная пшеничная, эмульгатор), сироп ароматизированный «Ячменный», соль пищевая поваренная йодированная, дрожжи прессованные «Белорусские». |
Штриховая информация |
4810987051478 |
4810987059627 |
Цифровая информация |
Масса нетто 325 г, Дата выпуска 21.03.2011 и т.д. |
Масса нетто 900 г, Дата выпуска 25.03.2011 и т.д. |
Изобразительная информация |
Изображение в сине-желто-красных тонах нанесено на пакет. |
Изображение на этикетке в коричнево-оранжевых тонах. |
На основании данных таблиц 8 и 9, можно сделать вывод о том, что товарная информация, представленная на исследованных образцах, соответствует требованиям СТБ 1100-98.
К средствам товарной информации относятся:
Маркировка хлебобулочных изделий — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или этикетку, предназначенные для идентификации товаров или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях) и основополагающих характеристиках товара.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.
Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, наименьший — на коммерческую.
Красочно оформленная маркировка хлебобулочных изделий, наличие поясняющих текстов, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и становятся мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Хлеб и хлебобулочные
изделия маркируют в
Этикетки наносят типографским или иным способом на упаковку. Например, большинство упакованных хлебобулочных изделий имеет на упаковке этикетку, на которой текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее полные и обширные. На этикетках часто содержатся дополнительные и пояснительные тексты.
Текст на этикетке — наиболее распространенный составной элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но наиболее ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста в маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—90 %.
Рисунок на этикетках хлебобулочных изделий может присутствовать не всегда. Как структурный элемент маркировки рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже — информационную и идентифицирующую. Удельный вес в маркировке и степень доступности информации рисунка колеблются от 0 до 30 %.
Основными требованиями при разработке этикеток хлебобулочных изделий являются: четкость текста, наглядность; однозначность текста, соответствие его потребительским свойствам товара; достоверность сведений относительно качества товара, его изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки безопасных добавок.
Информация о работе Потребительские свойства и пищевая ценность хлебобулочных изделий из ржаной муки