Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 15:53, дипломная работа
К безалкогольным напиткам относятся минерализованные и природные минеральные воды, газированные фруктовые воды, витаминизированные и тонизирующие напитки, сухие шипучие и нешипучие напитки, соки и др.
Потребление безалкогольных напитков на душу населения в год составляет в Беларуси 20-25 л. Но если во всем мире предпочитают минеральную воду или соки, то белорусы все больше пьют газированные напитки.
Из физико-химических показателей большое значение имеет показатель титруемой кислотности. Определение кислотности проводят по ГОСТ 28188-89 ««Напитки безалкогольные». Метод определения титруемой кислотности». Метод основан на потенцнометрнческом титровании стандартным титрованным раствором гидроксида натрия до значения рН 8.1.
Содержание растворимых сухих веществ определяют по ГОСТ 51433 - 99 с помощью рефрактометра; найденное значение выражают в единицах массовой доли сахарозы в водном растворе сахарозы, имеющем в заданных условиях такой же показатель преломления, как и анализируемый раствор, в процентах (°Брикса).
Определение рН проводят по ГОСТ 53773-10. Метод основан на применении рН-дифференциальной спектрофотометрии. Суммарную массовую концентрацию (массовую долю) антоцианинов в соковой продукции определяют на основе изменения поглощения света с длиной волны 510 нм при изменении кислотности растворов соковой продукции с рН от 1 до 4,4.
Полнота налива определяется в градуированном цилиндре по верхнему краю мениска. За окончательный результат принимают среднее арифметическое значение наполнения 10 бутылок, в мл (см3). Допустимые отклонения полноты налива для одной бутылки не должны превышать + 2%. Содержание сухих веществ в соке определяют по ГОСТ 6687.2-90. «Продукция безалкогольной промышленности. Методы определения сухих веществ» рефрактометрическим методом по сахарозе. Сок перед нанесением капли на нижнюю призму рефрактометра фильтруют, определение проводят при температуре 20 °С.
Среднеквадратическое
отклонение определяется по формуле:
σ =
Дисперсия определяется по формуле:
σ2 =
/
(7)
среднеарифметическое
значение рассчитывается по формуле:
где X – фактические данные, полученные при проведении лабораторного испытания;
- среднеарифметическое значение фактических данных, полученных при проведении лабораторного испытания;
n – число, проведенных лабораторных испытаний.
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ
На современном этапе, при рыночной концепции развития экономики Республики Беларусь, главной целью деятельности торговых предприятий является получение максимальной прибыли. На размер прибыли, получаемой торговым предприятием, оказывают влияние такие показатели хозяйственной деятельности, как розничный товарооборот, доходы, расходы, товарные запасы, товарооборачиваемость (в днях), производительность труда работников торгового зала и другие.
Частное предприятие «Новый вкус» использует упрощенную систему налогообложения, что позволяет уплачивать налог в размере 8 % от товарооборота.
Информационной базой для проведения экономического анализа оценки деятельности предприятия ЧТПУП «Новый вкус» являются: форма №1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства за 2009 и 2010 года» (приложение А и Б соответственно).
Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Таким образом, для поведения экономической оценки деятельности торговых предприятий и разработки перечня мероприятий по улучшению их деятельности необходимо рассмотреть три основных, неразрывно связанных между собой, группы показателей:
1 Анализ показателей розничного товарооборота. в том числе товарных запасов и их оборачиваемости;
2 Анализ расходов;
3
Анализ финансовых результатов.
3.1
Анализ показателей
розничного товарооборота
Основными задачами анализа розничного товарооборота предприятия торговли являются:
- Оценка выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота в целом по организации и в разрезе отдельных торговых предприятий;
- Количественная оценка влияния важнейших факторов на изменение товарооборота;
При проведении анализа розничного товарооборота мы рассчитаем следующие аналитические показатели, используя данные из приложений А и Б:
Показатели динамики розничного товарооборота в целом и по видам оборота:
-
абсолютный прирост
110,208-89,288=20,92
-
темп роста товарооборота в %;
110,208/89,288*100=123,4
-
темп прироста товарооборота
в %;
110,208/89,288*100
– 100 = 23,4
Рентабельность
– это относительный
Рентабельность
(2010) = 27,88 / 110,208 * 100 = 25,3 %.
Рентабельность
(2009) = 21,003 / 89,288 * 100 = 23,5 %.
Таким
образом, по сравнению с 2009 годом
на предприятии «Новый вкус», в 2010 году
темп прироста товарооборота составил
23,4 %. Рентабельность предприятия увеличилась
с 23,5 % до 25,3 %. Небольшое увеличение рентабельности
(1,8 %) связано с модернизацией оборудования.
В 2010 году предприятие «Новый вкус» закупило
35 % нового торгово-технологического оборудования,
которое даст положительный результат
только к сентябрю 2010 года.
Таблица
3 – Анализ выполнения плана и динамики
розничного товарооборота в действующих
ценах
Месяцы | Фактически за 2009 год | Фактические за 2010 год | Абсолютный прирост | Темп роста, % | Темп прироста, % |
Январь | 3,2 | 5,6 | 2,4 | 175 | 75 |
Февраль | 3,6 | 4,9 | 1,3 | 136,1 | 36,1 |
Март | 4,9 | 8,1 | 3,2 | 165,3 | 65,3 |
Итого за 1 кв. | 11,7 | 18,6 | 6,9 | 158,9 | 58,9 |
Апрель | 8,1 | 9,3 | 1,2 | 114,8 | 14,8 |
Май | 8,9 | 10,1 | 1,2 | 113,5 | 13,5 |
Июнь | 10,6 | 9,1 | -1,5 | 85,8 | -14,2 |
Итого за 2 кв. | 27,6 | 28,5 | 0,9 | 103,3 | 3,3 |
Июль | 7,3 | 10,5 | 3,2 | 143,8 | 43,8 |
Август | 8,2 | 10,4 | 2,2 | 126,8 | 26,8 |
Сентябрь | 10,9 | 12,3 | 1,4 | 112,8 | 12,8 |
Итого за 3 кв. | 26,4 | 33,2 | 6,8 | 125,8 | 25,8 |
Октябрь | 10,2 | 9,8 | -0,4 | 96,1 | -3,9 |
Ноябрь | 7,1 | 10,7 | 3,6 | 150,7 | 50,7 |
Декабрь | 6,3 | 9,4 | 3,1 | 149,2 | 49,2 |
Итого за 4 кв. | 23,6 | 29,9 | 6,3 | 126,7 | 26,7 |
Итого за год | 89,3 | 110,2 | 20,9 | 23,4 |
3)
Далее проведем оценку
где - количество периодов, в которых план по товарообороту выполнен и перевыполнен;
- общее количество изучаемых периодов.
Для
определения коэффициента равномерности
предварительно найдем среднее квадратическое
отклонение (σ) и коэффициент вариации
или неравномерности (V):
V
= (20,5
где X – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за период (месяц, квартал);
- процент выполнения плана или темп снижения (повышения) по анализируемому показателю за год;
n – число изучаемых периодов (месяц, кварталов).
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя.
Коэффициент
равномерности рассчитываем по формуле:
4)
Анализ ассортимента и
Чтобы
провести данный анализ заполним следующую
таблицу.
Таблица
4 - Анализ ассортимента и структуры товарооборота
ЧТПУП «Новый вкус»
Товарные группы и товары | Фактически за 2009 год | Фактически за 2010 год | Изменение в динамике РТ, млн. руб. | Изменение в динамике структуры РТ, % | РТ отч. года в % к прошл. году | ||
Сумма, млн. руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд.вес, % | ||||
Попкорн | 21,34 | 23,9 | 26,56 | 24,1 | 5,22 | 0,2 | 124,5 |
Сахарная вата | 30,98 | 34,6 | 36,59 | 33,2 | 5,61 | -1,4 | 118,1 |
Круассаны | 10,09 | 11,3 | 12,89 | 11,7 | 2,8 | 0,4 | 127,8 |
Хот-дог | 11,07 | 12,4 | 13,33 | 12,1 | 2,26 | -0,3 | 120,4 |
Безалкогольные напитки | 15,89 | 17,8 | 20,83 | 18,9 | 4,49 | 1,1 | 131,1 |
Итого | 89,3 | 100 | 110,2 | 100 | 20,9 | 123,4 |
Проанализировав
ассортимент и структуру
Ассортимент товаров, реализуемый на предприятии «Новый вкус» полностью соответствует минимальному ассортиментному перечню (приложение К) для данного предприятия.
Для
количественного измерения
Таблица
5 – расчет влияния трудовых ресурсов
на товарооборот
Показатель | Фактически за 2009 год | Фактически за 2010 год | Отклонение |
Валовой товарооборот, млн. руб. | 89,288 | 110,208 | 20,92 |
Среднесписочная численность, чел. | 6 | 14 | 8 |
Среднегодовая выработка на одного работника, млн. руб. | 14,9 | 7,9 | -7 |
Из
таблице видно, что при увеличении
среднесписочной численности
Для
оценки влияния развития материально-технической
базы и эффективности ее использования
на показатели торговой деятельности
составим таблицу 6.
Таблица
6 – Расчет влияния материально-технической
базы на товарооборот
Показатель | Фактически за 2009 год | Фактически за 2010 год | Отклонение |
Валовой товарооборот, млн. руб. | 89,288 | 110,208 | 20,92 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. | 14,8 | 16,6 | 1,8 |
Фондоотдача основных средств, руб. | 6,03 | 6,64 | 0,61 |