Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 15:53, дипломная работа
К безалкогольным напиткам относятся минерализованные и природные минеральные воды, газированные фруктовые воды, витаминизированные и тонизирующие напитки, сухие шипучие и нешипучие напитки, соки и др.
Потребление безалкогольных напитков на душу населения в год составляет в Беларуси 20-25 л. Но если во всем мире предпочитают минеральную воду или соки, то белорусы все больше пьют газированные напитки.
По данным таблицы 11 можно сделать вывод, что торговая марка «Leto» имеет 4 модификации. Данная модификация торговых марок соков пользуется наибольшим спросом у покупателей, т.к. продукция объемом один литр наиболее полно отвечает требованиям по количеству продукта и ценовому фактору.
Модификации
торговых марок соков в стеклянной
таре представлены в таблице 12.
Таблица
12 – Модификации торговых марок соков
в стеклянной таре (объем 3 литра)
Торговые марки | Модификации | Торговые марки | Модификации |
«Малорита» | апельсин | «Хозяин-Барин» | яблоко |
апельсин | |||
березовый | |||
яблоко | «Вейно» | апельсин | |
березовый | |||
По данным таблицы 12 можно сделать
вывод, что соки в стеклянной таре представлены
в большом ассортименте. Причиной этого
является удобство в закупке большими
объемами, для дальнейшего приготовления
соков (замораживание и реализация замороженного
сока).
Кг
= 3 / 4 = 0,75 или 75 %
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Устойчивым спросом обладают следующие торговые марки соков: «Вейно», «Хозяин-Барин», «Leto». Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, проводилось при помощи метода наблюдения за покупателями.
Небольшим спросом у
Коэффициент
устойчивости (Ку) – отношение количества
торговых марок соков, пользующихся
устойчивым спросом у потребителей,
к общему количеству торговых марок
соков.
Ку = 3 / 4
= 0,75 или 75 %.
Следовательно, устойчивым спросом у покупателей пользуется 75 % торговых марок соков. Предприятию «Новый вкус» можно расширить ассортимент соков, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются (под воздействием рекламы, каких-то исследований, которые оглашены в СМИ и т.д.). Поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.
На
предприятии «Новый вкус» с момента
окончания прохождения товароведной практики
появилось две новых торговых марок соков:
«АВС», «На100ящий сок». Следовательно,
степень обновления равна
Кн = 2/ 4
= 0,5 или 50 %.
Следовательно, коэффициент обновления равен 50 %. Причиной обновления на предприятии «Новый вкус» является расширение ассортимента за счет увеличение полноты ассортимента для создания конкурентных преимуществ данного торгового предприятия.
Полученные
коэффициенты оформим в виде таблицы 13.
Таблица
13 – Основные показатели ассортимента
соков предприятия «Новый вкус»
Показатели | Значения, % |
Коэффициент широты (Кш) | 80,0 |
Коэффициент глубины (Кг) | 75,0 |
Коэффициент полноты (Кп) | 11,0 |
Коэффициент устойчивости (Ку) | 75,0 |
Коэффициент новизны (Кн) | 50,0 |
Таким образом, ассортимент соков на предприятии «Новый вкус» характеризуется: коэффициентом полноты, равным 11 %; коэффициентом устойчивости – 75 %; коэффициентом новизны – 50 %; коэффициент широты – 80 % и коэффициент глубины, равным 75 %.
Ассортимент соков на предприятии «новый вкус» постоянно обновляется за счет новых наименований, торговых марок. Это способствует более полному удовлетворению потребностей и свидетельствует о постоянной работе проводимой руководством предприятия по формированию конкурентоспособного ассортимента.
В целом, можно говорить о соответствии предлагаемого ассортимента соков запросам и уровню дохода основных покупателей. Ассортимент соков на предприятии не сильно широк и разнообразен. В тоже время, происходит закупка новых торговых марок, что и повлияет на разнообразность ассортимента.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать результаты анализа различных показателей ассортимента. Это означает, что следует следить за соблюдением постоянства широты и полноты ассортимента, периодически его обновлять, а так же придерживаться определенного значения коэффициента устойчивости ассортимента.
Также
следует учитывать
Метод АВС основан на широко распространенном методе анализа –«правиле 80\20». По сути АВС анализ – составление рейтинговых списков по разным параметрам. Выбирается классификационный признак и по нему осуществляется ранжирование (в порядке убывания).
К группе А относятся товары, сумма накопленных стоимостей которых составляет 50 % от суммарной стоимости всех реализованных за отчётный период товаров. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20 % всей номенклатуры.
В группу В попадают около трети наименований, сумма стоимостей которых составляет 80 %.
К группе С относятся оставшиеся позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 20 %. При этом следует не забывать о «якорных позициях», отсутствие которых может привести к снижению продаж в группе А или В.
Таким образом, использование метода АВС в управлении товаром означает, что номенклатура делится на группы в соответствии с критерием активности.
Для анализа ассортимента желательно делать АВС-анализ по нескольким показателям - товарообороту или прибыли.
Рассмотрим
данные по продажам безалкогольных напитков
в натуральном выражении и
по показателю товарооборота на предприятии
«Новый вкус» за последние 3 месяца (февраль,
март, апрель). Данные по этим показателям
сведем в таблицу 14.
Таблица
14 – Данные по продажам безалкогольных
напитков в натуральном выражении и по
показателю товарооборот
|
Далее
для определения «лучших» и «худших»
безалкогольных напитков проведем АВС-анализ
по показателю «Объем в л». Для этого определим
процентную долю продаж по всем видам
безалкогольных напитков в общем результате.
Затем можно действовать по классической
схеме и рассчитать группу А (сложив доли
продаж всех видов безалкогольных напитков
с накопительным итогом), которая даёт
50 % в общем результате, группу В – 80 % и
выделить группу С (таблица 15).
Таблица
15 - АВС-анализ по объему продаж безалкогольных
напитков (л)
|
Продолжение
таблицы 15
Наименование безалкогольного напитка | Объем, л | Доля продаж, % | Доля продаж с накопительным итогом, % | Группа АВС |
Сок мультифруктовый | 56 | 11,8 | 37,0 | А |
Фанта | 53 | 11,2 | 48,2 | А |
Минеральная вода Бонаква | 53 | 11,2 | 59,4 | В |
Спрайт | 50 | 10,6 | 70,0 | В |
Сок яблочный | 49 | 10,4 | 80,4 | С |
Минеральная вода Дарида | 48 | 10,1 | 90,5 | С |
Сок березовый | 45 | 9,5 | 100 | С |
Всего | 473 | 100 |
Аналогичный
анализ делается по показателю товарооборот,
рублей (таблица 16).
Таблица
16 – АВС-анализ безалкогольных напитков
по показателю товарооборот
|
Продолжение
таблицы 16
Наименование безалкогольного напитка | Товарооборот, руб | Доля прибыли, % | Доля прибыли с накопитель-ным итогом, % | Группа АВС |
Минеральная вода Бонаква | 136 740 | 5,7 | 94,9 | С |
Минеральная вода Дарида | 120 850 | 5,1 | 100 | С |
Всего | 2 405 840 | 100 |