Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вологодский филиал
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Вологда
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно.
Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.
Региональная экономическая реформа, активное формирование товарных рынков, начавшаяся интеграция страны в мировую экономическую систему невозможны без создания в России надежно работающей и экономически эффективной транспортной системы, которая должна отвечать современным экономическим требованиям. Транспортный комплекс страны в его нынешнем состоянии не соответствует требованиям рыночных отношений.
Состояние транспортного комплекса страны в ходе реформ определяют спад общественного производства, сокращение инвестиций, перестройка финансовой системы. Объем перевозок грузов на всех видах транспорта за период реформ снизился в 2-3 раза. Из-за недостатка финансирования, морального старения и физического износа транспортных средств значительно снизилось качество обслуживания клиентов. Такая же тенденция наблюдается и на пассажирских перевозках, объемы которых снизились на 40%. Из расписаний движения исключены сотни пригородных и городских маршрутов. Эксплуатация устаревших транспортных средств создает не только технологические, но и серьезные коммерческие трудности. Снижается безопасность движения на транспортных коммуникациях. Значительная часть транспорта не соответствует международным нормам и не может использоваться на международных линиях.
Курс развития экономической политики страны объективно требует повышения роли системы регулирования в сфере управления транспортными комплексами.
Особую актуальность этот процесс приобретает на региональном уровне, в связи с активным реформированием экономики регионов и созданием регионального рынка транспортных услуг. Проблемы взаимодействия самоорганизации и процессов регулирования рынка, адекватного региональной специфике управления, указывают на необходимость концентрации исследований на ключевых задачах формирования систем регулирования транспортного рынка региона. Это в первую очередь связано с тем, что региональный транспортный комплекс (РТК) обладает эффектом увеличения роста производства региона в результате инвестиций, т.е. мультипликативным эффектом, проявляющимся в комплексной взаимосвязи и взаимозависимости интегрированных с ним отраслей экономики. От решения проблем в транспортной отрасли зависит устойчивое развитие всей экономики региона.
И, кроме того, от того, насколько эффективными и обоснованными будут методические подходы и стратегии управления данной инфраструктурной отраслью экономики, насколько согласованными и рациональными будут политика, стратегия и тактика управления отдельными функциональными подсистемами транспортного комплекса страны будет зависеть устойчивое развитие экономики в целом. А также возможность обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Это подтверждается проектом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, которая предусматривает опережающее развитие транспортной системы в качестве «локомотива экономики», инструмента создания комфортной социальной среды, формирования новых конкурентных преимуществ бизнеса и инвестиционной привлекательности экономики страны.
Создание эффективной системы регулирования регионального транспортного комплекса является весьма актуальной и сложной задачей, поскольку добиться оптимального баланса интересов всех участников экономической системы на практике довольно сложно. Следовательно, развитая рыночная экономика предполагает наличие квалифицированной государственной системы регулирования.
Различным теоретико-методологическим основам управления отраслевой экономикой и практическим аспектам государственного регулирования и управления на транспорте посвящены работы многих ученых и специалистов, таких как JI.JI. Афанасьев, JI.A. Бронштейн, С.Ю. Глазьев, H.H. Громов, Н.Д. Кондратьев В. Леонтьев, В.Н. Лившиц, B.C. Лукинский, М.П. Улицкий, Е.А. Хруцкий и др.
Проблемы формирования рыночных систем управления транспортными компонентами, экономические и региональные проблемы транспорта рассматривались и решались такими учеными, как О.В. Белый, О.В. Гончарук, О.Н. Дунаев, A.A. Зайцев, В.П. Клочков, A.A. Кондратьев, A.B. Курбатова, А.Г. Мартынов, Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев, В.Г. Фомина, В.В. Циганов и др.
Анализ работ по проблемам регулирования регионального транспортного рынка показывает, что не сформирована теория региональной системы управления рынком на транспорте, не учитывается возможное влияние государственного регулирования на процессы самоорганизации рынка.
К их числу относится и проблема регулирования развития автомобильного транспорта в регионах РФ, в частности в Вологодской области. Особое место в социально-экономическом развитии, как Вологодской области, так и страны в целом занимает автомобильный транспорт. Он обеспечивает в большей степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортного комплекса на внешние и регулирующие воздействия со стороны государственных органов власти, связывает в экономике страны другие виды транспорта с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию.
Объектом исследования является автомобильный транспорт.
Предметом исследования являются процесс регулирования развития автомобильного транспорта на примере Вологодской области.
Цель работы – изучение проблем регулирования развития автомобильного транспорта на примере Вологодской области.
Основными задачами исследования является:
– изучение теоретических основ регулирования развития региональным автомобильным транспортом;
– проведение анализа системы автотранспортного регулирования Вологодской области;
– определение основных направлений совершенствования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых и исследователей по проблеме управления транспортной системой как по России, в общем, так и в регионах.
В ходе написания дипломного проекта были использованы следующие методы: экономико–статистический; монографический; аналитический; графического отображения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Транспорт и его роль в социально–экономическом развитии Российской Федерации
Понятие транспорт в широком смысле является общим, объединяющем все аспекты транспортной деятельности. Разделение проводится не только по признакам, относящимся к характеристике транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли, их специфики (Рис. 1.1) [14, с. 34].
Транспортные услуги (продукция транспорта) - представляют собой специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих этот процесс операций: перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, контроль за грузами в пути следования и другие операции.
Под транспортной системой, как правило, понимают устойчивую целеориентированную экономически эффективную совокупность взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности видов/комплексов транспорта; федеральных, отраслевых и местных органов управления, транспортных предприятий и персонала, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих удовлетворение транспортных потребностей населения и промышленности.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства [21, с. 164].
Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Рис. 1.1. Виды транспорта [14, с. 36]
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2010 г. – 27,0 %), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2011 г. – 8 %), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.- 10,4 %) и в численности занятых на них работников (в 2012 г. – 6,3 %), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны [32, с. 56].
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания [22, с. 45].
Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей. Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение [14, с. 45].
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов [25, с. 67].
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.
Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно–экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.
Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области