Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

 



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский филиал

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ

ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…………66

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно.

Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Региональная экономическая реформа, активное формирование товарных рынков, начавшаяся интеграция страны в мировую экономическую систему невозможны без создания в России надежно работающей и экономически эффективной транспортной системы, которая должна отвечать современным экономическим требованиям. Транспортный комплекс страны в его нынешнем состоянии не соответствует требованиям рыночных отношений.

Состояние транспортного комплекса страны в ходе реформ определяют спад общественного производства, сокращение инвестиций, перестройка финансовой системы. Объем перевозок грузов на всех видах транспорта за период реформ снизился в 2-3 раза. Из-за недостатка финансирования, морального старения и физического износа транспортных средств значительно снизилось качество обслуживания клиентов. Такая же тенденция наблюдается и на пассажирских перевозках, объемы которых снизились на 40%. Из расписаний движения исключены сотни пригородных и городских маршрутов. Эксплуатация устаревших транспортных средств создает не только технологические, но и серьезные коммерческие трудности. Снижается безопасность движения на транспортных коммуникациях. Значительная часть транспорта не соответствует международным нормам и не может использоваться на международных линиях.

Курс развития экономической политики страны объективно требует повышения роли системы регулирования в сфере управления транспортными комплексами.

Особую актуальность этот процесс приобретает на региональном уровне, в связи с активным реформированием экономики регионов и созданием регионального рынка транспортных услуг. Проблемы взаимодействия самоорганизации и процессов регулирования рынка, адекватного региональной специфике управления, указывают на необходимость концентрации исследований на ключевых задачах формирования систем регулирования транспортного рынка региона. Это в первую очередь связано с тем, что региональный транспортный комплекс (РТК) обладает эффектом увеличения роста производства региона в результате инвестиций, т.е. мультипликативным эффектом, проявляющимся в комплексной взаимосвязи и взаимозависимости интегрированных с ним отраслей экономики. От решения проблем в транспортной отрасли зависит устойчивое развитие всей экономики региона.

И, кроме того, от того, насколько эффективными и обоснованными будут методические подходы и стратегии управления данной инфраструктурной отраслью экономики, насколько согласованными и рациональными будут политика, стратегия и тактика управления отдельными функциональными подсистемами транспортного комплекса страны будет зависеть устойчивое развитие экономики в целом.  А также возможность обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Это подтверждается проектом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, которая предусматривает опережающее развитие транспортной системы в качестве «локомотива экономики», инструмента создания комфортной социальной среды, формирования новых конкурентных преимуществ бизнеса и инвестиционной привлекательности экономики страны.

Создание эффективной системы регулирования регионального транспортного комплекса является весьма актуальной и сложной задачей, поскольку добиться оптимального баланса интересов всех участников экономической системы на практике довольно сложно. Следовательно, развитая рыночная экономика предполагает наличие квалифицированной государственной системы регулирования.

Различным теоретико-методологическим основам управления отраслевой экономикой и практическим аспектам государственного регулирования и управления на транспорте посвящены работы многих ученых и специалистов, таких как JI.JI. Афанасьев, JI.A. Бронштейн, С.Ю. Глазьев, H.H. Громов, Н.Д. Кондратьев В. Леонтьев, В.Н. Лившиц, B.C. Лукинский, М.П. Улицкий, Е.А. Хруцкий и др.

Проблемы формирования рыночных систем управления транспортными компонентами, экономические и региональные проблемы транспорта рассматривались и решались такими учеными, как О.В. Белый, О.В. Гончарук, О.Н. Дунаев, A.A. Зайцев, В.П. Клочков, A.A. Кондратьев, A.B. Курбатова, А.Г. Мартынов, Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев, В.Г. Фомина, В.В. Циганов и др.

Анализ работ по проблемам регулирования регионального транспортного рынка показывает, что не сформирована теория региональной системы управления рынком на транспорте, не учитывается возможное влияние государственного регулирования на процессы самоорганизации рынка.

К их числу относится и проблема регулирования развития автомобильного транспорта в регионах РФ, в частности в Вологодской области. Особое место в социально-экономическом развитии, как Вологодской области, так и страны в целом занимает автомобильный транспорт. Он обеспечивает в большей степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортного комплекса на внешние и регулирующие воздействия со стороны государственных органов власти, связывает в экономике страны другие виды транспорта с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию.

Объектом исследования является автомобильный транспорт.

Предметом исследования являются процесс регулирования развития автомобильного транспорта на примере Вологодской области.

Цель работы – изучение проблем регулирования развития автомобильного транспорта на примере Вологодской области.

Основными задачами исследования является:

– изучение теоретических основ регулирования развития региональным автомобильным транспортом;

– проведение анализа системы автотранспортного регулирования Вологодской области;

– определение основных направлений совершенствования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых и исследователей по проблеме управления транспортной системой как по России, в общем, так и в регионах.

В ходе написания дипломного проекта были использованы следующие методы: экономико–статистический; монографический; аналитический; графического отображения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

1.1. Транспорт и его роль в социально–экономическом развитии Российской Федерации

 

Понятие транспорт в широком смысле является общим, объединяющем все аспекты транспортной деятельности. Разделение проводится не только по признакам, относящимся к характеристике транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли, их специфики (Рис. 1.1) [14, с. 34].

Транспортные услуги (продукция транспорта) - представляют собой специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих этот процесс операций: перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, контроль за грузами в пути следования и другие операции.

Под транспортной системой, как правило, понимают устойчивую целеориентированную экономически эффективную совокупность взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности видов/комплексов транспорта; федеральных, отраслевых и местных органов управления, транспортных предприятий и персонала, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих удовлетворение транспортных потребностей населения и промышленности.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства [21, с. 164].

Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Рис. 1.1. Виды транспорта [14, с. 36]

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2010 г. – 27,0 %), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2011 г. – 8 %), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.- 10,4 %) и в численности занятых на них работников (в 2012 г. – 6,3 %), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны [32, с. 56].

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания [22, с. 45].

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей. Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение [14, с. 45].

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов [25, с. 67].

В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.

Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно–экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области