Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1. Общая характеристика  транспортной системы Вологодской области

 

Транспорт – это важнейшая составная часть производственно–хозяйственной инфраструктуры, поэтому его устойчивое и эффективное функционирование является необходимостью для дальнейшего развития экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.

Рассмотрение классификации транспорта как объекта исследования (рисунок) позволяет утверждать, что в настоящее время в Вологодской области представлены практически все его виды. (Рис. 2.1.) [31, с. 56].

 

Рис 2.1. Структурная схема транспорта как объекта исследования [31, с. 59].

Транспортный комплекс региона составляют зарегистрированные на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозочную и транспортно–экспедиционную деятельность, ремонт транспортных средств, изготовление технологического оборудования, выполнение иных связанных с транспортным процессом работ.

В области создана и, в целом, устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры региона, обеспечивающая ее территориальную целостность и взаимосвязанность основных производств. Социально–экономическое развитие области в настоящее время сопровождается постепенным увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики региона в целом. Вместе с тем, доля транспортного комплекса региона в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) в период с 2008 по 2012 гг. увеличилась менее чем в 1,6 раз. Кроме того, за последние пять лет, наблюдается отрицательная динамика данного показателя. Отсюда следует вывод, что транспортная отрасль развивается медленнее, чем экономика региона в целом (табл. 2.1.) [9, с. 45].

Таблица 2.1

Удельный вес транспортной отрасли в основных экономических показателях Вологодской области, % [ 9, с. 45]

Показатели

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

1. В объеме валового регионального  продукта  (ВРП)

3,7

6,8

6,1

5,8

5,7

2. Среднегодовая численность работников

5,7

6,1

6,2

6,6

6,8

3. Основные фонды (на конец года, по полной балансовой стоимости)

12,7

17,8

27,9*

32,2*

36,1*

4. Инвестиции в основной капитал

13,8

29,7

46,2**

51,4**

55,8**

5. Балансовая прибыль

4,9

2,4

0,1

0,1

0,1


 

На 1 января 2013 года транспортный комплекс области включает:

–567 автобусных маршрутов общей протяженностью 25,6 тыс. км, (82 маршрута обслуживаются индивидуальными предпринимателями), 8 маршрутов городского наземного электрического транспорта общей протяженностью 74,6 км. Автомобильный пассажирский и городской наземный электрический пассажирский транспорт перевозит 96,0% пассажиров от общего объема пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта;

– железнодорожные пути общего пользования эксплуатационной длиной 769 км;

– внутренние водные судоходные пути протяженностью 1577 км;

– более 1,5 тыс. км внутренних авиалиний гражданской авиации;

– 19,6 тыс. км автомобильных дорог, из них : федеральных дорог – 635,7 км, региональных – 11,1 тыс. км, муниципальных – 7,9 тыс. км.

– по транспортным путям ежесуточно перевозится более 650 тыс. пассажиров, свыше 154 тыс. тонн грузов.

Объем платных услуг транспорта населению области составляет 18,1% от общего объема услуг по области. Количество организаций транспорта составляет 7,7% от общего количества организаций всех отраслей экономики [9, с. 56].

Вопросы координации деятельности всех видов транспорта, взаимодействия со структурными подразделениями Правительства области и органами исполнительной государственной власти, федеральными органами и органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта области.

Формирование урбанизированного каркаса немыслимо без гармоничного и интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Комплексная оценка состояния транспортной инфраструктуры показала, что область имеет достаточно высокий транспортный потенциал, как в силу своего выгодного территориального положения, так и по достигнутому развитию транспортной системы.

Таким образом, сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок на связях центральной России с северо-западными, северными и восточными районами, а также в реализации внутрирегиональных сообщений.

 

2.2. Анализ регулирования  развития автомобильного транспорта  в Вологодской области

 

Автомобильный транспорт занимает особое место в социально–экономическом развитии, как Вологодской области, так и страны в целом. Он обеспечивает в большей степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортного комплекса на внешние и регулирующие воздействия со стороны государственных органов власти, связывает в экономике страны другие виды транспорта с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию.

В настоящее время автотранспорт (помимо личного и ведомственного) имеет в своем составе 47 предприятий транспорта общего пользования (юридических лиц разных форм собственности), осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, из них:                   11 автопредприятий смешанного типа (грузопассажирских),                       31 специализированное (только пассажирское), а также около 500 индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автобусами и такси. Причём, в пассажирских перевозках на территории области доминирующая роль принадлежит автомобильному транспорту, которым пользуется 80% пассажиров региона. Кроме того, если рассматривать общественный пассажирский автотранспорт в целом (совокупность автомобильного, троллейбусного (г. Вологда) и трамвайного (г. Череповец), то им в 2010 г. было перевезено 98,3% от общего числа пассажиров [17, с. 45].

В данном параграфе излагаются результаты мониторинга проведенного сотрудниками Института социально–экономического развития территорий Российской академии наук (г. Вологда) за 2008 – 2011 год, прилагаются данные по автомобильному транспорту за 2011 – 2012, предоставленный Вологдастат.

Анализ социальной составляющей транспортной отрасли региона показывает наибольшее сокращение численности работающих на автомобильном транспорте – более чем в 3 раза (табл. 2.2). При этом, темп убытия численности персонала за анализируемый период на автомобильном транспорте выше, чем по транспортному сектору и экономике региона в целом. Кроме того, доля работников автотранспорта составляет менее четверти от общей численности занятых в отрасли.

 

Таблица 2.2

Динамика среднесписочной численности работников автотранспорта пассажирского пользования Вологодской области, тыс. чел. [9, с. 47]

 

 

Годы

2012 в % к 2008

2008

2009

2010

2011

2012

В целом в экономике

области

 

627,4

 

622,3

 

619,0

 

601,7

 

595,3

 

94,9

2. На транспорте,

Всего,

в том числе

автомобильном

троллейбусном

трамвайном

 

34,3

 

16,0

0,9

0,3

 

29,6

 

10,1

0,7

0,5

 

30,0

 

6,4

0,3

0,4

 

29,2

 

4,8

0,3

0,3

 

28,8

 

4,6

0,3

0,3

 

84,0

 

28,8

33,3

100,0

3. Удельный вес в общем 

числе занятых на автомобильном транспорте, %

 

 

46,6

 

 

34,1

 

 

21,3

 

 

16,4

 

 

16,0

 

 

-


 

В транспортной системе наиболее актуальным направлением деятельности является организация и управление социально-экономическими объектами, осуществляющими заказ на пассажирские перевозки, организацию таких перевозок, а также, собственно, процесс перевозки пассажиров. При этом, предприятия различного назначения выступают как элементы системы. А органы местного самоуправления и исполнительной власти, а также общественные объединения предприятий и организаторы перевозок, являющиеся неотъемлемыми составными частями рынка транспортных услуг, могут выступать как элементы или подсистемы рассматриваемой системы.

На территории Вологодской области законом от 06 октября 2013 года № 3153 – ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Вологодской области» урегулированы вопросы организации транспортного обслуживания населения.

Данный закон регулирует отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В целях создания единого транспортного пространства для выполнения регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования формируются автомобильная, железнодорожная, водная, воздушная областные маршрутные сети.

Маршруты регулярных перевозок на территории Вологодской области подразделяются на муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные.

Указано, что межмуниципальные регулярные перевозки автомобильным транспортом осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом по результатам проведения конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок. Наиболее крупными из них являются : ОАО «ПАТП №2» г. Вологда, ОАО «ПАТП №1» г. Череповец, ОАО «Вологдаэлектротранс» и ЗАО «Великоустюгское ПАТП» [31, с. 34].

Частные зависимые перевозчики, зависимость которых определяется тем, что выполняемые ими конкретные виды перевозок финансируются органом местного самоуправления (администрации поселков, городов, районов) или правительством области заключают договора на обслуживание конкретных маршрутов. В настоящее время автобусы, находящиеся в частной собственности, используются, в основном, как маршрутные такси (маршрутные автобусы) в гг. Вологда и Череповец и ряда районных центров (гг. Сокол и Никольск, с. Кич-Городок).

В частности, и в г. Вологда имеется 12 хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки маршрутными такси, причем, 4 из них являются юридическими лицами, специализирующимися на перевозках пассажиров, а 8 – физические лица.

Кроме формы собственности, автотранспортные предприятия также подразделяются следующим образом:

– специализированные, которые создавались для выполнения больших объемов перевозок пассажиров и, как правило, имеют мощную  производственную базу (МУ «ПАТП №1» и ОАО «ПАТП  №2» (г. Вологда), ОАО «ПАТП №1» (г. Череповец), ОАО «Вологдаэлектротранс», МУП «Череповецэлектротранс», ЗАО «Великоустюгское ПАТП»,  ГП  ВО «Сокольское ПАТП» [31, с. 67].

– смешанные предприятия, как правило, имеют более слабую материальную базу, чем специализированные и, наряду с пассажирскими перевозками, специализируются на грузовых. В них автобусный парк формируется для обеспечения перевозок небольшого количества пассажиров (для населенных пунктов с незначительной численностью населения). Такие предприятия организованы в 24 муниципальных образованиях области.

Формами государственной поддержки перевозчиков являются предоставление налоговых льгот либо возмещение за счет средств областного бюджета затрат (части затрат) или недополученных доходов (части доходов), возникающих в результате государственного регулирования тарифов, в связи с перевозкой пассажиров, для которых действующим законодательством установлены меры социальной поддержки, при транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок с низким пассажиропотоком. Пересмотр тарифов производится не чаще одного раза в год.

В перспективе при формировании автотранспортной системы региона следует предусмотреть решение проблемы развития конкурентной среды, хотя здесь в настоящее время сложились объективные обстоятельства, не способствующие данному процессу        [31, с. 45].

Во-первых, тарифы на перевозки пассажиров контролируются администрацией соответствующего уровня (органом местного самоуправления), которой с одним транспортным предприятием взаимодействовать проще.

Во-вторых, на междугородных перевозках автотранспортные предприятия уже сейчас конкурируют с другими перевозчиками, поскольку большинство междугородных маршрутов обслуживается на паритетных началах двумя-тремя предприятиями, расположенными в его конечных пунктах.

В-третьих, при существующей системе технического обслуживания и ремонта автобусов (когда отсутствуют качественные услуги специализированных ремонтных предприятий) удельные издержки на содержание технической службы (приходящиеся на один автобус) снижаются с увеличением размера предприятия.

Организаторы перевозок, являющиеся важной составной частью рынка транспортных услуг, могут быть классифицированы по двум позициям. С позиции собственности подразделяются на:

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области