Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы регулрования автотранспорта в Вологодской области.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы [26 ,с. 78].

Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.

 

1.2. Цели и задачи формирования  системы регулирования транспортом

 

Необходимо отметить, что проблема формирования системы регулирования на транспорте весьма актуальна не только в России, но и за рубежом. Зарубежный опыт, показывает, что рыночные отношения в экономике не исключают создания развитой и эффективной системы государственного регулирования транспортной деятельности [36, с. 54], так как полная свобода предпринимательства и законы рынка не могут обеспечить наиболее эффективную работу транспорта. Зарубежный опыт работы в условиях рынка стал основой формирования российской системы регулирования, когда в 1990 г. было создано Министерство транспорта Российской Федерации.

Основой формирования системы регулирования транспорта России явились следующие принципы [21, с. 18]:

– сочетание экономических, правовых и административных форм и методов регулирования;

– создание единого федерального уровня управления транспортом для разработки единой транспортной политики страны и реализации основных государственных программ в области развития транспорта;

– делегирование части полномочий по регулированию транспортной деятельности на соответствующий уровень субъектов федерации в регионах;

– обеспечение равных условий для деятельности всех хозяйствующих субъектов транспортного рынка различных форм собственности;

– обеспечение равных условий функционирования различных видов транспорта для гармоничного развития единой транспортной системы страны;

– обеспечение государственной поддержки наиболее социально значимых видов транспортной деятельности.

Основной целью создания системы регулирования транспортной отрасли страны является гармоничное сочетание принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования. Возникает необходимость образования двух подсистем управления транспортом: государственной и хозяйственной (коммерческой) [11, с. 23].

Государственная подсистема управления транспортной отраслью страны обеспечивает регулирование деятельности субъектов транспорта в интересах общества общепринятыми во многих странах методами: законодательно–правовыми, финансово–экономическими, тарифными, лицензионными, инвестиционными, экологическими; путем разработки и реализации национальных государственных программ и организации контроля за соблюдением всех государственных положений и нормативно-правовых актов.

В России, как и в любом федеративном государстве, развивается и совершенствуется система федеральных, межрегиональных, региональных и местных органов государственного регулирования транспортной деятельности [37, с. 78].

На федеральном уровне система регулирования представлена Министерством транспорта, в компетенции которого входит решение следующих основных задач [30, с. 56]:

– проведение единой государственной политики в развитии транспорта страны;

– разработка общей законодательной базы функционирования и развития транспортного комплекса;

– подготовка и реализация национальных программ по развитию транспортной отрасли;

– разработка и обоснование статей федерального бюджета по транспорту;

– координация межрегиональных и межгосударственных проектов в сфере транспорта;

– проведение единой финансовой и тарифной политики в области транспорта;

– финансирование научных исследований и проектно-конструкторских разработок по проблемам развития технических форм транспортного обслуживания;

– решение социальных проблем в сфере производственных отношений и занятости на предприятиях транспорта;

– подготовка проектов законов и постановлений по решению транспортных проблем;

– контроль за выполнением постановлений правительства в транспортной сфере;

– выявление возникающих проблем в развитии транспорта. Министерство транспорта РФ имеет разветвленную структуру, включающую центральный аппарат, призванный решать единые базовые транспортные задачи, и федеральные агентства по отдельным видам транспорта и дорожному хозяйству (Рис. 1.2) [19, с. 45.].

 










 

 

Рис.1.2. Структура Министерства транспорта Российской Федерации [19, с. 34]

 

Задачи центрального аппарата сводятся к выработке единой транспортной политики страны, подготовке основных нормативных положений и законодательных актов на транспорте, координации работы всех видов транспорта и ряду других функций, оказывающих регулирующие воздействия на деятельность транспорта.

Отраслевые агентства решают задачи государственного регулирования деятельности на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.

Процесс создания наиболее оптимальной и гармоничной системы регулирования очень сложен, предстоит приложить еще много усилий для ее окончательного формирования.

Хозяйственная (коммерческая) подсистема саморегулирования формируется самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка на добровольной основе с учетом их деловых, технологических и социальных интересов, в виде межрегиональных и региональных объединений в форме союзов, ассоциаций или концернов. Основными факторами, способствующими их объединению, являются [21, с. 167]:

– наличие у транспортных организаций единых интересов;

– сознательная ограниченность государственных регулирующих

– функций, допускающая наличие механизмов самоорганизации и саморегулирования регионального рынка транспортных услуг;

– присущее развитой рыночной экономике добровольное объединение субъектов хозяйствования на неформальной основе во всех существующих секторах экономики.

Характерными для России факторами являются:

– общее стремление хозяйствующих субъектов к формированию единого правового поля для обеспечения равноправных конкурентных условий на рынке транспортных услуг;

– необходимость внедрения новой техники и передовых технологий, повышающих конкурентоспособность транспортных организаций;

– сравнительно низкий уровень правовой и законодательной защиты предпринимателей.

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в транспортном комплексе зависит от уровня взаимодействия многих хозяйствующих структур:

– дорожных, сервисных, различных региональных и местных органов власти.

Создаются транспортные союзы и на региональном уровне. Одной из первых ассоциаций регионального уровня в России является Автотранспортный союз московского региона (АСМОР).

Схема организационной структуры и функций территориального регулирования транспортной деятельности представлена на (Рис. 1.3.) [19, с 67].

Поиски оптимальных структур регулирования транспортных комплексов сводится к решению следующих задач:

– рациональное распределение полномочий в сфере регулирования транспортной деятельности между федеральными и региональными органами власти;


 

Рис. 1.3. Структура и функции органов территориального регулирования автотранспорта [19, с. 68]

 

– формирование в регионах таких структур, которые могут наиболее полно, качественно и эффективно обеспечить процессы регулирования транспортной деятельности;

– разработка эффективного механизма государственной поддержки транспортных организаций, занятых социально значимыми видами деятельности на транспорте;

– поиск и поддержка гармоничного соотношения между государственным и частным бизнесом в различных секторах транспортного рынка.

В настоящее время региональные ассоциации транспортников созданы во многих субъектах Российской Федерации. Объемы выполняемых ими функций позволяют утверждать, что региональные ассоциации становятся ключевым звеном регулирования транспортной деятельности региона.

По инициативе региональных ассоциаций в 1999 г. был создан Российский автотранспортный союз (РАС), который стал первой некоммерческой структурой по защите интересов транспортников на федеральном уровне. Таким образом, была создана единая организационная основа для объединения и эффективной реализации интересов всех транспортников. Российский автотранспортный союз активно взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти, профессиональными союзами других отраслей, средствами массовой информации - со всеми, кто заинтересован в эффективной и безопасной работе транспортного комплекса [13, с. 78].

В общем виде новая формирующаяся система территориального регулирования транспортной деятельности включает следующие формы управляющих структур:

– органы транспортной администрации региона;

– неадминистративные хозяйствующие и финансовые структуры;

– координационные органы.

Автомобильный транспорт, одна из самых децентрализованных подотраслей среди транспортных отраслей. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между федеральными и региональными органами регулирования автотранспортной деятельности. Однако формирование федеральных органов регулирования значительно опережает формирование региональной системы. По сути дела, если первая уже практически сложилась и здесь принципиальных изменений не ожидается, то во многих регионах из всех необходимых органов регулирования присутствуют лишь отделения и представительства федеральных структур. В этой ситуации Министерство транспорта РФ пытается ускорить этот процесс. Естественно Минтранс пытается соблюсти свои интересы, сделав региональную структуру управления тесно связанной с Департаментом автотранспорта. Предполагается создать в регионах территориально-отраслевые государственные органы [20, с. 45].

По мере формирования транспортных администраций федеральные органы должны стремиться к тому, чтобы делегировать им полномочия по проведению государственной транспортной политики и регулированию работы предприятий на местах. Делегирование предусматривается осуществлять путем заключения соглашений между Минтрансом и региональными администрациями о выполнении последними конкретных функций государственного управления ТДК от имени министерства с указанием ответственности исполнителя.

Таким образом, будет существовать функциональная подчиненность Минтрансу по делегированным вопросам региональных транспортных департаментов, заключивших соглашения и становящихся на добровольной основе органами государственного регулирования ТДК двойного ведения. Местные администрации – самостоятельные центры власти, источник которых находится на самих территориях. Нельзя заставить их делать то, чем они заниматься не желают (в данном случае – автомобильным транспортом). Если они заинтересованы положением на рынке автоперевозок в регионе, то сотрудничество с Минтрансом станет неизбежным. А в реализации федеральной транспортной политики необходимо опираться не на административную власть, а на закон и экономический интерес, ибо участие в федеральных транспортных программах – это инвестиции, привлечь которые стремится каждый регион [36, с. 67].

Таким образом, структура государственного регулирования транспортной деятельностью в России, будет продолжать совершенствоваться и пополняться новыми институтами.

Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области