Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:39, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования рыночной экономики в России, достижение макроэкономической стабильности, определенных экономических результатов дают основания для решения большинства накопившихся проблем. Важное место среди них принадлежит проблемам функционирования региональных транспортных комплексов, развитие которых, в особенности на региональном уровне, происходит неравномерно. Транспорт играет ведущую роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он во многом определяет четкость производственного кооперирования, эффективность хозяйственных связей между отдельными регионами, обеспечивая объединение их в единый народнохозяйственный комплекс.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 7
1.1. Транспорт и его роль в социально – экономическом развитии Российской Федерации 7
1.2. Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом 12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Общая характеристика транспортной системы Вологодской области 20
2.2. Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
3.1. Разработка программ и мероприятий регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области 41
3.2. Принципы и направления стратегического развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Вологодская область 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
– частные предприятия или структурные подразделения частных предприятий. К ним относятся все автовокзалы и автостанции, являющиеся структурными подразделениями предприятий-перевозчиков пассажиров, имеющих форму ООО, ОАО или ЗАО;
– государственные предприятия или их структурные подразделения, к примеру, ГП ВО «Сокольское ПАТП» и ГП ВО «Автоколонна №1357» г. Вытегра, являющиеся подразделениями ГП ВО «Областная дирекция автобусных перевозок», имеющих государственную форму собственности и находящихся в ведении департамента имущественных отношений области;
– муниципальные предприятия или их структурные подразделения, представляющие собой автовокзалы и автостанции (МУП «ПАТП №1» г. Вологда и МУП «Автоколонна №1456» г. Череповец).
С позиции видов перевозок предприятия–организаторы подразделяются на две группы:
– предприятия и их структурные подразделения, осуществляющие организацию городских перевозок пассажиров;
– предприятия или их структурные подразделения (в частности автовокзалы и автостанции), осуществляющие организацию пригородных и междугородных перевозок.
Специализированные организации – общественные объединения, функционирующие в интересах предприятий авто и городского электротранспорта. Таких организаций в настоящее время на территории области организовано пять : Вологодский областной союз транспортников «ВОСТ», Вологодская областная общественная организация профсоюза автомобильного и дорожного хозяйства, некоммерческое партнерство (НП) «Союз владельцев частных автобусов в г. Череповец, НП «Вологодские предприниматели–транспортники» и НП «Ассоциация таксомоторного транспорта Вологодской области» [31, с. 23].
В настоящее время непосредственную работу с перевозчиками пассажиров и в отношении транспортной политики на региональном уровне ведет только комитет по транспорту и связи правительства области. Вместе с тем, данному органу власти необходимо акцентировать внимание на разработке новых и усовершенствовании существующих нормативно–правовых актов, регулирующих деятельность субъектов рынка транспортных услуг согласно рыночным принципам хозяйствования.
Кроме того, рассматриваемой структуре целесообразно активизировать свою деятельность в направлении совершенствования практики договорных отношений по вопросам социально-экономической политики на транспорте.
В настоящее время, как в Вологодской области, так и России в целом, реализуется рыночный подход в транспортной системе «государство больше ни за что не платит» (кроме возмещения расходов от перевозки льготных категорий пассажиров) или поддерживает автотранспортные предприятия в крайне малой мере [17, с. 78]. Поэтому сложившаяся ситуация привела к тому, что предприятия авто - и электротранспорта не получают, в соответствии с этим, должную компенсацию расходов, образующихся как разница между себестоимостью перевозки одного пассажира и фактической платой за одну поездку пассажира в транспорте. Это привело к значительному ухудшению финансового состояния большинства автотранспортных предприятий области, которые лишаются средств на воспроизводство подвижного состава. В целом по области, изношенность автобусного парка составляет 65,7 %, а парка городского электрического транспорта – 72,0 %.
Причем, износ трамвайных вагонов в г. Череповец приблизился к критическому значению и составил более 90 %, по автобусному парку – 45 %. Что касается подвижного состава транспортных предприятий областной столицы, то две трети автобусного парка изношены на 90 %, средний показатель физической и моральной изношенности парка машин в г. Вологда, в целом, составляет 58,6 %. Эта и другие проблемы существенно влияют не только на формирование транспортной системы, но и социально-экономическое развитие городов, сельских поселений и региона в целом. Технический уровень, к примеру, автобусов не отвечает требованиям экономичности, экологичности и что самое главное – безопасности.
В условиях сформировавшейся в настоящее время для общественного пассажирского транспорта области достаточно сложной экономической конъюнктуры оценка состояния и использования материальной базы предприятий, принадлежащих данной сфере, определение степени технической готовности автотранспортных средств приобретает особую актуальность [6, с. 23].
В исследуемый период полная себестоимость услуг по перевозке пассажиров, оказываемых автотранспортными предприятиями области, выросла у каждого из объектов анализа.
Темп прироста в подотрасли составил 30,6 %. Соответственно, себестоимость 1 км. пробега увеличилась на 33,2 %, а себестоимость 10 пасс-км транспортной работы – на 42,7 %.
В структуре совокупных расходов общественного пассажирского автотранспорта региона на перевозки в каждом из оцениваемых лет наибольший удельный вес занимают материальные затраты (44,8 %; 46,8 %; 46,1 %; 46,2% по годам, соответственно), затем следует фонд оплаты труда с отчислениями (30,7 %; 30,3 %; 31,3 %; 30,9 %), амортизационные отчисления (4,9 %; 4,5 %; 5,1 %; 4,9 %) и прочие расходы (2,9 %; 2,6 %; 2,7 %; 2,8 %).
Исходя из специфики работы предприятий, наибольший удельный вес в структуре материальных затрат занимают расходы на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (Рис. 2.3).
При этом, за последние три года составляющая ГСМ в структуре себестоимости увеличилась на 4 процентных пункта, и темп прироста цены нефтепродуктов на рынке составил 29,7 %.
Рис. 2.3. Структура материальных затрат предприятий пассажирского транспорта общего пользования Вологодской области, % [31, с. 72]
Также необходимо акцентировать увеличение доли расходов на электроэнергию с 3,8% до 4,3% при темпе роста стоимости данного вида услуг в 58,6 %. Вместе с тем, рост тарифов на услуги общественного пассажирского автотранспорта региона за анализируемый период составил всего 18,6 %.
Рассматривая общее положение предприятий-перевозчиков пассажиров на рынке транспортных услуг, следует отметить, что в настоящее время более 70 % руководителей оценивают позиции АТП как удовлетворительные (табл.2.3).
Особое внимание руководителей отмечается к проблемам прогрессирующей изношенности основных фондов, в первую очередь, подвижного состава, а также высоких цен на топливо, энергию, запчасти и ремонтные материалы.
В работе приведены результаты исследований, проводившихся в течение 2012 года в 43 муниципальных и частных автотранспортных предприятиях области методом анкетного опроса руководителей и специалистов.
Таблица 2. 3
Оценка руководителями факторов, сдерживающих стабильное развитие автотранспортных предприятий [27, с. 31]
Факторы |
Годы |
Прогноз на 2013 – 2015 | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокие цены на топливо и энергию |
76,4 |
85,7 |
81,0 |
82,7 |
85,7 |
Высокие цены на запчасти и материалы |
71,4 |
71,4 |
76,2 |
75,9 |
71,4 |
Прогрессирующая изношенность ОПФ |
76,2 |
71,4 |
76,2 |
75,9 |
76,2 |
Отсутствие финансирования социального муниципального заказа |
71,4 |
66,7 |
71,4 |
71,4 |
42,9 |
Техническая отсталость предприятия |
33,3 |
33,3 |
38,1 |
36,9 |
42,9 |
Низкая платежеспособность потребителей транспортных услуг |
47,6 |
52,4 |
47,6 |
47,6 |
42,9 |
Высокие налоги |
33,3 |
33,3 |
38,1 |
33,3 |
38,1 |
Несвоевременность оплаты за оказываемые услуги |
52,4 |
38,1 |
28,6 |
38,1 |
28,6 |
Анализ результатов исследований материально–технической базы автотранспортных предприятий показал, что подавляющее большинство работников (82,7%) оценивали ее состояние в 2012 г. как «удовлетворительное» и «скорее удовлетворительное, чем неудовлетворительное».
При этом, отчетному периоду соответствует характер данных оценок, который прослеживается и в прогнозе на 2013 – 2015 гг.
За анализируемый период использование производственных мощностей автотранспортными предприятиями имеет положительную динамику и в среднем, составляет 68,4%. Вместе с тем, в 2013 – 2015 гг. руководители прогнозируют увеличение данного показателя до 75,2% (Рис. 2.4.). Что касается потребности предприятий в модернизации производства и его технологическом обновлении, то более 80% респондентов высказались о необходимости частичной замены основных фондов. Кроме того, 81% опрошенных руководителей за последний год отмечают сохранение на прежнем уровне или сокращение темпов обновления основных производственных фондов по сравнению с предшествующими периодами.
Рис. 2.4. Средний уровень использования производственных мощностей пассажирских автотранспортных предприятий общего пользования области, % (по данным опроса руководителей) [27, с. 38]
В настоящее время достаточно острой для предприятий (особенно в гг. Вологда и Череповец) является проблема обеспеченности ремонтными рабочими и водительскими кадрами. Так, о недостаточности водителей и «ремонтников» высказалось 43 % и 35 % опрошенных, соответственно (табл. 2.4.). Если охарактеризовать систему подготовки кадров на предприятиях, то большинство руководителей (76,2 %) оценили ее как удовлетворительную. Вместе с тем, почти все респонденты (95,2 %) высказали мнение о необходимости восстановления механизма подготовки рабочих кадров на отраслевом и региональном уровнях.
Таблица 2.4
Оценка степени обеспеченности кадрами пассажирских автотранспортных предприятий региона, в % [27, с. 41]
Группы рабочих |
Удовл. |
Недостаточная |
Очень низкая |
Затрудняюсь ответить |
Ремонтные рабочие |
60,0 |
30,0 |
5,0 |
5,0 |
Кондуктора |
75,0 |
25,0 |
0,0 |
0,0 |
Водители |
57,1 |
33,3 |
9,6 |
0,0 |
Обслуживающий персонал |
85,7 |
9,5 |
4,8 |
0,0 |
Инженерно-тех. работники (ИТР) |
90,5 |
4,8 |
4,8 |
0,0 |
Руководители |
90,5 |
9,5 |
0,0 |
0,0 |
Доля руководителей, отрицательно отзывающихся о политике администраций отдельных муниципальных образований по отношению к своим предприятиям и системе общественного пассажирского автотранспорта региона, в целом, составляет в том и другом случае более 60% (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Оценка правильности экономической политики, проводимой органами власти региона, в % от общего числа ответивших [27, с. 43]
Вариант ответа |
По отношению к предприятию |
По отношению к системе ОПАТ | ||
Правительством области |
Администрацией муниципального образования |
Правительством области |
Администрацией муниципального образования | |
Да |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
В основном «да» |
38,1 |
23,8 |
33,3 |
19,0 |
Трудно сказать |
9,5 |
0,0 |
9,5 |
14,3 |
В основном «нет» |
23,8 |
23,8 |
23,8 |
14,3 |
Нет |
23,8 |
47,6 |
28,6 |
47,6 |
Исходя из ранговой оценки мер по совершенствованию взаимоотношений между руководителями автотранспортных предприятий, органами власти и пассажирами, последние сегодня в качестве первоочередных для решения (от 3 до 5 баллов по степени значимости) выдвигают следующие мероприятия [30, с. 117]:
– определение приоритетов долгосрочного развития общественного пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта области (100% от общего числа респондентов);
– совершенствование практики договорных соглашений по вопросам социально-экономической политики в подотрасли (71,4 %);
– регулярное обсуждение с руководителями автотранспортных организаций проблем в ОПАТ на региональном и муниципальном уровнях (71,4 %);
– создание системы по отслеживанию финансовой ситуации на ПАТП и принятию оперативных мер, если ситуация приближается к критической (66,7 %);
Информация о работе Проблемы развития автотранспорта в Вологодской области